Лаппо-Данилевская Надежда Александровна [__.__.1874-17.03.1951] {род.1874г.}

Лаппо-Данилевская Надежда Александровна
       [1874, Киев - 17.3.1951, Шароль, департамент Соны и Луары, Франция]
       — прозаик.
       Родом из военной семьи. Образование получила в Елисаветинском институте в Санкт-Петербурге.
       В 1898 вышла замуж за гвардейского офицера С.С.Лаппо-Данилевского, младшего брата известного историка, академика А.С.Лаппо-Данилевского. В молодости Лаппо-Данилевская подолгу жила в Италии, где училась пению, ее дебют в качестве оперной певицы состоялся на сцене «La Skala» в Милане в начале 1900-х. К началу 1910-х Лаппо-Данилевская осознала, что ее подлинное призвание — писательское творчество. Первой публикацией стало стих. «Когда вечерний мрак спадет...» (1911, под псевдонимом Н.Кредо).
       В 1911 под псевдонимом Н.А.Кредо появился первый роман Лаппо-Данилевская «В тумане жизни» (в 1911-17 роман издавался с указанием подлинной фамилии автора). В повествовании развернута любовная история 36-летнего писателя Виктора Смурова и прихотливой красавицы Ирины. Связь Смурова с Ириной одновременно мучительна и сладостна — это череда разрывов, измен и вспышек страстной любви. Героиня второго романа «Жена министра» (1912, отдельным изданием — 1913; под названием «Пустоцветы» роман переиздан в Риге в 1927) скромна, застенчива и жаждет составить счастье любимого человека. Однако ее избранник, стремящийся сделать бюрократическую карьеру, недостоин ее любви. Не перенеся разрыва с ним, героиня кончает с собой. Череда же любовных перипетий с героем продолжается.
       Стремление к семейному уюту и искренняя религиозность характерны для героини романа «Княжна Мара» (1914). Увлечение дворянином-анархистом, поддерживающим идею террора, приводит героиню в среду его единомышленников, где она переживает потрясение от жестокости террористов в дни революции 1905 и в конце концов осознает необходимость очищения на путях религиозного самоотречения.
       Одним из наиболее известных и читаемых произведений предреволюционных лет стал роман Лаппо-Данилевской «Русский барин» (1914), главный герой которого, гвардейский офицер и красавец, становится объектом слепой и эгоистической женской страсти. Более 30 лет длится семейная драма героев. В чертах Луки Непутева, безграмотного священника, становящегося ближайшим советником героини, современники без труда узнавали карикатуру на Григория Распутина.
       Жизненный путь двух сестер из хорошей семьи, различие их характеров и представлений о счастье — главная тема романа «Мишура» (1916). Одна из сестер мечтает о карьере гетеры и содержанки — в конце концов, она становится танцовщицей в одном из парижских ресторанов. Другая не мыслит своей жизни без искусства (она даже выступает на оперной сцене в Италии — черта автобиографическая), но не хочет стать профессиональной певицей. Ее неудачная любовь и одинокое материнство — в центре повествования.
       Ложно истолкованное чувство долга становится через много лет причиной драмы героя романа «Долг жизни» (1917; переиздан в Берлине в 1922). В течение многих лет герой любит женщину и хочет жениться на ней, но в него влюбляется юная дочь его возлюбленной. В приступе отчаяния герой кончает с собой. Роман «Долг жизни» завершает дореволюционный период творчества Лаппо-Данилевской.
       О том, как произошла эмиграция писательницы и как она жила первые годы после революции, можно составить представление по ее фельетонам и очеркам, печатавшимся в эмигрантских газетах. В них описывается насильственное использование населения на общественных работах (Голос России. 1921. 21 янв.), неудавшаяся попытка бегства в Финляндию (Голос России. 1921. 20 мая), пребывание в застенках ЧК (Голос России. 1921. 13 марта).
       В дек. 1920 Лаппо-Данилевской удалось бежать с детьми в Прибалтику, где она жила некоторое время и откуда неоднократно наведывалась в Варшаву и Берлин. Посещение Рима в 1923 и состоявшаяся аудиенция у папы Пия XI стали особенно значительными в жизни писательницы — вскоре она переходит в католичество (Париж, 1924).
       С середины 1920-х писательница жила во Франции; в последние годы своей жизни она была самоотверженной прихожанкой Свято-Троицкой русской католической церкви в Париже, много времени уделяя делам благотворительности.
       Еще находясь в Петрограде, Лаппо-Данилевская работала над тетралогией «Развал» (Берлин, 1921-22), состоящей из романов «Развал», «Крушение», «На ком вина?», «Да будет свет». Внимание к внутреннему миру героев, столь свойственное Лаппо-Данилевской, сменяется здесь желанием дать панораму русской жизни с 1916 по 1919. Тетралогия показывает, как интеллигенция и дворянство воспринимали переворот 1917.
       Первый написанный за пределами России роман — «Екатерина Никитишна» (Берлин, 1922). Героиня уверена в гибели в застенках ЧК своего возлюбленного; его чудесное спасение и приезд в Берлин помогают ей обрести утраченное душевное равновесие.
       Слишком явная прокатолическая тенденция характерна для романов «К счастью» (Париж, 1923) и «Поруганный» (Париж, 1926); эти произведения не нашли сочувствия в среде эмиграции. Лаппо-Данилевская вновь возвращается к теме дореволюционной России: романы «В усадьбе» (Париж, 1928), «Миллионы Бурлаковых» (Рига, 1929; под названием «На Волге» переиздан в Шанхае в 1937). В целом творчество Лаппо-Данилевской составило одну из ярких страниц в истории беллетристики 1910-20-х. Ее произведения пользовались особенно большим успехом у женской аудитории; они часто становились бестселлерами на книжном рынке. Согласно учету выдаваемой лит-ры в Тургеневской библиотеке в Париже, в 1930-е Лаппо-Данилевская входила в число 15 наиболее читаемых авторов. Вместе с тем критики, воспитанные на идеалах общественного служения, были порой незаслуженно строги к ее произведениям.
       Значительный интерес для понимания творчества писательницы представляют ее неопубликованные мемуары «line vie», написанные по-французски (рукопись хранится в архиве издательства «Жизнь с Богом», Брюссель); не менее любопытны, по-видимому, дневники писательницы, местонахождение которых неизвестно (они велись Лаппо-Данилевской в течение всей ее жизни, начиная с 15-летнего возраста) — о них сообщается в некрологе писательницы (Русский католический вестник. Брюссель. 1951. №З. С.24).

Соч.:
       Княжна Мара. Пг., 1914;
       Русский барин. Пг., 1915;
       Маленькая женщина: повесть и рассказы. Пг., 1918; Крушение (Армия). Берлин, 1922;
       В усадьбе. Париж, 1928;
       Миллионы Бурлаковых. Рига, 1929;
       Петроградские наброски: Очерк // Последние известия. Ревель. 1921. №106. 6 мая. С.1-2;
       Письмо женщинам всего мира // Последние известия. Ревель. 1921. №283. 24 нояб. С.3;
       Сцены петроградской жизни // Последние известия. Ревель. 1921. №8. 13 янв. С.2; №92. 21 апр. С.2-3.

Лит.:
       Василевский И.М. [Не-Буква]. В будуаре: Дамская литература до и после революции. Берлин, 1923;
       Берберова Н. Курсив мой. Munchen, 1972;
       Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1989. Ч.3.

К.Ю. Лаппо-Данилевский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:33 UTC