Лаппо-Данилевская Надежда Александровна
|
Другие персоны с фамилией Лаппо-Данилевская
Другие персоны с именем Надежда Кто родился в этот год 1938 |
[1874, Киев - 17.3.1951, Шароль, департамент Соны и Луары, Франция]
— прозаик.
Родом из военной семьи. Образование получила в Елисаветинском институте в Санкт-Петербурге.
В 1898 вышла замуж за гвардейского офицера С.С.Лаппо-Данилевского, младшего брата известного
историка, академика А.С.Лаппо-Данилевского. В молодости Лаппо-Данилевская подолгу жила в Италии,
где училась пению, ее дебют в качестве оперной певицы состоялся на сцене «La Skala» в Милане в начале
1900-х. К началу 1910-х Лаппо-Данилевская осознала, что ее подлинное призвание — писательское
творчество. Первой публикацией стало стих. «Когда вечерний мрак спадет...» (1911, под псевдонимом
Н.Кредо).
В 1911 под псевдонимом Н.А.Кредо появился первый роман Лаппо-Данилевская «В тумане жизни» (в
1911-17 роман издавался с указанием подлинной фамилии автора). В повествовании развернута любовная
история 36-летнего писателя Виктора Смурова и прихотливой красавицы Ирины. Связь Смурова с Ириной
одновременно мучительна и сладостна — это череда разрывов, измен и вспышек страстной любви.
Героиня второго романа «Жена министра» (1912, отдельным изданием — 1913; под названием
«Пустоцветы» роман переиздан в Риге в 1927) скромна, застенчива и жаждет составить счастье любимого
человека. Однако ее избранник, стремящийся сделать бюрократическую карьеру, недостоин ее любви.
Не перенеся разрыва с ним, героиня кончает с собой. Череда же любовных перипетий с героем
продолжается.
Стремление к семейному уюту и искренняя религиозность характерны для героини романа «Княжна Мара»
(1914). Увлечение дворянином-анархистом, поддерживающим идею террора, приводит героиню в среду
его единомышленников, где она переживает потрясение от жестокости террористов в дни революции
1905 и в конце концов осознает необходимость очищения на путях религиозного самоотречения.
Одним из наиболее известных и читаемых произведений предреволюционных лет стал роман
Лаппо-Данилевской «Русский барин» (1914), главный герой которого, гвардейский офицер и красавец,
становится объектом слепой и эгоистической женской страсти. Более 30 лет длится семейная драма
героев. В чертах Луки Непутева, безграмотного священника, становящегося ближайшим советником
героини, современники без труда узнавали карикатуру на Григория Распутина.
Жизненный путь двух сестер из хорошей семьи, различие их характеров и представлений о счастье —
главная тема романа «Мишура» (1916). Одна из сестер мечтает о карьере гетеры и содержанки — в конце
концов, она становится танцовщицей в одном из парижских ресторанов. Другая не мыслит своей жизни без
искусства (она даже выступает на оперной сцене в Италии — черта автобиографическая), но не хочет
стать профессиональной певицей. Ее неудачная любовь и одинокое материнство — в центре
повествования.
Ложно истолкованное чувство долга становится через много лет причиной драмы героя романа «Долг
жизни» (1917; переиздан в Берлине в 1922). В течение многих лет герой любит женщину и хочет жениться
на ней, но в него влюбляется юная дочь его возлюбленной. В приступе отчаяния герой кончает с собой.
Роман «Долг жизни» завершает дореволюционный период творчества Лаппо-Данилевской.
О том, как произошла эмиграция писательницы и как она жила первые годы после революции, можно
составить представление по ее фельетонам и очеркам, печатавшимся в эмигрантских газетах. В них
описывается насильственное использование населения на общественных работах (Голос России. 1921. 21
янв.), неудавшаяся попытка бегства в Финляндию (Голос России. 1921. 20 мая), пребывание в застенках
ЧК (Голос России. 1921. 13 марта).
В дек. 1920 Лаппо-Данилевской удалось бежать с детьми в Прибалтику, где она жила некоторое время и
откуда неоднократно наведывалась в Варшаву и Берлин. Посещение Рима в 1923 и состоявшаяся
аудиенция у папы Пия XI стали особенно значительными в жизни писательницы — вскоре она переходит в
католичество (Париж, 1924).
С середины 1920-х писательница жила во Франции; в последние годы своей жизни она была
самоотверженной прихожанкой Свято-Троицкой русской католической церкви в Париже, много времени
уделяя делам благотворительности.
Еще находясь в Петрограде, Лаппо-Данилевская работала над тетралогией «Развал» (Берлин, 1921-22),
состоящей из романов «Развал», «Крушение», «На ком вина?», «Да будет свет». Внимание к внутреннему
миру героев, столь свойственное Лаппо-Данилевской, сменяется здесь желанием дать панораму русской
жизни с 1916 по 1919. Тетралогия показывает, как интеллигенция и дворянство воспринимали переворот
1917.
Первый написанный за пределами России роман — «Екатерина Никитишна» (Берлин, 1922). Героиня
уверена в гибели в застенках ЧК своего возлюбленного; его чудесное спасение и приезд в Берлин
помогают ей обрести утраченное душевное равновесие.
Слишком явная прокатолическая тенденция характерна для романов «К счастью» (Париж, 1923) и
«Поруганный» (Париж, 1926); эти произведения не нашли сочувствия в среде эмиграции.
Лаппо-Данилевская вновь возвращается к теме дореволюционной России: романы «В усадьбе» (Париж,
1928), «Миллионы Бурлаковых» (Рига, 1929; под названием «На Волге» переиздан в Шанхае в 1937). В
целом творчество Лаппо-Данилевской составило одну из ярких страниц в истории беллетристики
1910-20-х. Ее произведения пользовались особенно большим успехом у женской аудитории; они часто
становились бестселлерами на книжном рынке. Согласно учету выдаваемой лит-ры в Тургеневской
библиотеке в Париже, в 1930-е Лаппо-Данилевская входила в число 15 наиболее читаемых авторов.
Вместе с тем критики, воспитанные на идеалах общественного служения, были порой незаслуженно строги
к ее произведениям.
Значительный интерес для понимания творчества писательницы представляют ее неопубликованные
мемуары «line vie», написанные по-французски (рукопись хранится в архиве издательства «Жизнь с Богом»,
Брюссель); не менее любопытны, по-видимому, дневники писательницы, местонахождение которых
неизвестно (они велись Лаппо-Данилевской в течение всей ее жизни, начиная с 15-летнего возраста) — о
них сообщается в некрологе писательницы (Русский католический вестник. Брюссель. 1951. №З. С.24).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх