|
Харитонов Марк Сергеевич
[31.8.1937, Житомир]
— прозаик.
Родился в семье служащих.
В 1960 окончил Московский педагогический институт им. Ленина (историко-филологический факультет). Работал учителем в школе, ответственным секретарем многотиражки, редактором издательства, которое среди прочего выпускало учебники иностранных языков. Впоследствии делал переводы с немецкого (Г.Форстер, С.Цвейг, Ф.Кафка, Э.Канетти, Г.Гессе и др.).
Печатается с 1967. Первая оригинальная публикация — повесть «День в феврале» (Новый мир. 1976. №4), привлекшая к себе внимание читателей и критики. Основу сюжета повести составляет эпизод парижского карнавала, во время которой ее участник, Н.Гоголь, узнает о трагической гибели А.Пушкина. Пережив глубокое потрясение, герой повести делает попытку прорваться из карнавала в реальность, сознанием возвращаясь к реальным событиям недавней петербургской встречи с Пушкиным. Сталкиваются две концепции жизни и творчества, два способа существования в литературе: гоголевская — «игра в жизнь» и пушкинская — «игра с жизнью». Очевидность карнавального естества Гоголя оттеняется и оттесняется трагической реальностью личности Пушкина. «Карнавальное» и «реальное» тесно переплетены в повести, порождая новое философское («метафизическое») прочтение смысла творчества и смысла бытия.
Уже первая повесть Харитонова, насыщенная образами «бахтинского» карнавала, игры, маски, действа, спектакля, зеркала (а отсюда — мотивы парности, отраженности, двойничества), утверждающая алогизм и фантасмагорию основными составляющими жизни, пронизанная цитатностью и реминисцентностью, уравнивающая законы реального мира и художественного текста, несет на себе отпечаток новых тенденций в современной русской прозе и позволяет говорить о принадлежности Харитонова к постмодернистской линии в ее развитии.
Первый сборник Харитонова — «День в феврале» — вышел в 1988.
Особую известность автору принес роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича» (1980-85, 1-я публикация — Дружба народов. 1992. №1-2). Вместе с повестями «Прохор Меньшутин» (1971) и «Провинциальная философия» (1977) роман составляет трилогию, своеобразный «эпос провинции». Они объединены общими персонажами, дополняют и поясняют друг друга. События в них упорядочены историей.
В повестях «Прохор Меньшутин» и «Провинциальная философия» события разворачиваются в едином хронотопе, здесь выписывается история небольшого городка с его размеренной и спокойной — провинциальной — жизнью, существенно не изменившейся ни после революции и коллективизации, ни после войны. На фоне «больших» событий в истории страны заботы провинциалов выглядят «мелкими» и «ничтожными», но единственно подлинными и искренними, по мнению автора.
В романе «Линии судьбы...» повествование становится более свободным, не ограниченным исторической «линией»: единство «места» и «времени» не соблюдается. Сознание автора и героя чередуют прошлое и настоящее, столицу и провинцию, «свое» и «чужое». Главный герой романа, филолог Лизавин, занимается изучением архива умершего в 1920-е писателя Симеона Милошевича. По оберткам конфетных фантиков, которые и составляют наследие Милошевича, главный герой пытается воссоздать, воспроизвести «линии судьбы» Милошевича, связать их с «линиями» времени, людей и страны. Диалог сознаний Лизавина и Милошевича составляет центральную нить романа, сплетая воедино судьбы разных людей, разных времен и поколений, вырисовывая особую систему «провинциальной философии». Объясняя ее, Харитонов говорит: «...провинциал — это не географическое понятие, это категория духовная, способ существования и отношения к жизни, основанной на равновесии, гармонии и повседневных простых заботах. Это как бы женственная основа бытия. Залог ее теплой устойчивости, место, куда возвращаются после поисков, потрясений и жестокого к себе и другим героизма. Провинция может быть и в многомиллионном городе, и в душе каждого человека. Так говорил Милошевич. Я цитирую повесть "Провинциальная философия", там впервые появляется Милошевич» (Литературная газета. 1992. 23 дек.).
Особую грань творчества Харитонова составила его книга эссе «Способ существования» (1998): «Эта книга в основном <...> родилась из заметок, которые я веду много лет, чаще всего на мелких листках, напоминающих фантики, конфетные обертки, на чистой стороне которых любил записывать мелькнувшую мысль или впечатление герой моего романа "Линии судьбы..."». В ней автор размышляет об искусстве и литературе, но еще о своем времени и о своем поколении, об ушедших друзьях — поэте Д.Самойлове, скульпторе В.Сидуре, историке Н.Эйдельмане, поэте и юристе И.Габае и др.
Другие произведения: «Этюд о масках» (1972; опубликован 1988), «Два Ивана» (1980; опубликован 1988), «Сторож» (1988; опубликован 1994), «Голоса» (1990; опубликован 1994), «Возвращение ниоткуда» (1995).
Лауреат литературной премии Букер за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича») 1992), премии за лучшую иностранную эссеистику за книгу «Способ существования» (1997, Франция).
Соч.:
День в феврале. М., 1988;
Этюд о масках. Харьков, 1994;
Избранная проза: в 2 т. М., 1994;
Возвращение ниоткуда. М., 1998;
Способ существования: эссе. М., 1998;
Автобиография // Писатели России: Автобиографии. М., 1998.
Лит.:
Ранчин А. Зыбкий воздух повествования // Новый мир. 1992. №1;
Померанц Г. Божественная кривизна // Стрелец. 1993. №1;
Липовецкий М. Диалогическое воображение // Русский курьер. 1993. №2;
Кузнецов И. Истина непостижима, но... // Литературная газета. 1994. 16 нояб.;
Турбин В. Карнавал, а дальше что? // Аврора. 1997. №6;
Насрутдинова Л. «Новый реализм» в русской прозе 1980-90-х годов (концепция человека и мира): автореферат кандидатской диссертации. Казань, 1999;
Шкловский Б. [Харитонов М.С.] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. П.Николаев. М., 2000.
О.В.Богданова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|