Харитонов Марк Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Харитонов
Другие персоны с именем Марк Кто родился в этот день 31.08 Кто родился в этот год 1937 |
[31.8.1937, Житомир]
— прозаик.
Родился в семье служащих.
В 1960 окончил Московский педагогический институт им. Ленина (историко-филологический факультет).
Работал учителем в школе, ответственным секретарем многотиражки, редактором издательства, которое
среди прочего выпускало учебники иностранных языков. Впоследствии делал переводы с немецкого
(Г.Форстер, С.Цвейг, Ф.Кафка, Э.Канетти, Г.Гессе и др.).
Печатается с 1967. Первая оригинальная публикация — повесть «День в феврале» (Новый мир. 1976. №4),
привлекшая к себе внимание читателей и критики. Основу сюжета повести составляет эпизод парижского
карнавала, во время которой ее участник, Н.Гоголь, узнает о трагической гибели А.Пушкина. Пережив
глубокое потрясение, герой повести делает попытку прорваться из карнавала в реальность, сознанием
возвращаясь к реальным событиям недавней петербургской встречи с Пушкиным. Сталкиваются две
концепции жизни и творчества, два способа существования в литературе: гоголевская — «игра в жизнь» и
пушкинская — «игра с жизнью». Очевидность карнавального естества Гоголя оттеняется и оттесняется
трагической реальностью личности Пушкина. «Карнавальное» и «реальное» тесно переплетены в повести,
порождая новое философское («метафизическое») прочтение смысла творчества и смысла бытия.
Уже первая повесть Харитонова, насыщенная образами «бахтинского» карнавала, игры, маски, действа,
спектакля, зеркала (а отсюда — мотивы парности, отраженности, двойничества), утверждающая алогизм
и фантасмагорию основными составляющими жизни, пронизанная цитатностью и реминисцентностью,
уравнивающая законы реального мира и художественного текста, несет на себе отпечаток новых
тенденций в современной русской прозе и позволяет говорить о принадлежности Харитонова к
постмодернистской линии в ее развитии.
Первый сборник Харитонова — «День в феврале» — вышел в 1988.
Особую известность автору принес роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича» (1980-85, 1-я
публикация — Дружба народов. 1992. №1-2). Вместе с повестями «Прохор Меньшутин» (1971) и
«Провинциальная философия» (1977) роман составляет трилогию, своеобразный «эпос провинции». Они
объединены общими персонажами, дополняют и поясняют друг друга. События в них упорядочены
историей.
В повестях «Прохор Меньшутин» и «Провинциальная философия» события разворачиваются в едином
хронотопе, здесь выписывается история небольшого городка с его размеренной и спокойной —
провинциальной — жизнью, существенно не изменившейся ни после революции и коллективизации, ни
после войны. На фоне «больших» событий в истории страны заботы провинциалов выглядят «мелкими» и
«ничтожными», но единственно подлинными и искренними, по мнению автора.
В романе «Линии судьбы...» повествование становится более свободным, не ограниченным исторической
«линией»: единство «места» и «времени» не соблюдается. Сознание автора и героя чередуют прошлое и
настоящее, столицу и провинцию, «свое» и «чужое». Главный герой романа, филолог Лизавин, занимается
изучением архива умершего в 1920-е писателя Симеона Милошевича. По оберткам конфетных фантиков,
которые и составляют наследие Милошевича, главный герой пытается воссоздать, воспроизвести «линии
судьбы» Милошевича, связать их с «линиями» времени, людей и страны. Диалог сознаний Лизавина и
Милошевича составляет центральную нить романа, сплетая воедино судьбы разных людей, разных
времен и поколений, вырисовывая особую систему «провинциальной философии». Объясняя ее, Харитонов
говорит: «...провинциал — это не географическое понятие, это категория духовная, способ
существования и отношения к жизни, основанной на равновесии, гармонии и повседневных простых
заботах. Это как бы женственная основа бытия. Залог ее теплой устойчивости, место, куда
возвращаются после поисков, потрясений и жестокого к себе и другим героизма. Провинция может быть и
в многомиллионном городе, и в душе каждого человека. Так говорил Милошевич. Я цитирую повесть
"Провинциальная философия", там впервые появляется Милошевич» (Литературная газета. 1992. 23 дек.).
Особую грань творчества Харитонова составила его книга эссе «Способ существования» (1998): «Эта
книга в основном <...> родилась из заметок, которые я веду много лет, чаще всего на мелких листках,
напоминающих фантики, конфетные обертки, на чистой стороне которых любил записывать мелькнувшую
мысль или впечатление герой моего романа "Линии судьбы..."». В ней автор размышляет об искусстве и
литературе, но еще о своем времени и о своем поколении, об ушедших друзьях — поэте Д.Самойлове,
скульпторе В.Сидуре, историке Н.Эйдельмане, поэте и юристе И.Габае и др.
Другие произведения: «Этюд о масках» (1972; опубликован 1988), «Два Ивана» (1980; опубликован 1988),
«Сторож» (1988; опубликован 1994), «Голоса» (1990; опубликован 1994), «Возвращение ниоткуда» (1995).
Лауреат литературной премии Букер за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича») 1992), премии
за лучшую иностранную эссеистику за книгу «Способ существования» (1997, Франция).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх