Гиппиус Владимир Васильевич [27.07.1876-05.11.1941]

Гиппиус Владимир Васильевич (псевдонимы Вл.Бестужев, Вл.Нелединский)
       [15(27).7.1876, Химки, близ Москвы - 5.11.1941, Ленинград]
       — поэт, прозаик, литературный критик.
       Родился в семье чиновника. Предки Гиппиуса — немецкого происхождения. Учился в 6-й петербургской гимназии, в которой сблизился с Александром Добролюбовым. Оба они, влияя друг на друга, пытались сочинять стихи в духе нарождавшейся «декадентской» поэзии. Позднее Гиппиус вспоминал: «В 1893-1894 гг. два петербургских мальчика-гимназиста стали проповедовать повсюду... новую литературную веру, известную уже по имени Метерлинка и носившую самую пренебрежительную кличку "декадентство", ни в ком не вызывая серьезного к себе отношения» (Гиппиус Вл. Александр Добролюбов // Русская литература XX в. 1890-1910. М., 1914. Т.1. С.272).
       Печататься начал в 1892 (стихи в газете «Север». 18 окт.).
       В 1895 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
       В 1894-95 Гиппиус познакомился с В.Брюсовым, Ф.Сологубом, Н.Минским. В.Брюсов почти восторженно отозвался о нем в своем дневнике в апр. 1896: «...о, это человек победы! Он горд и смел и самоуверен. Через год он будет читаться, через пять лет он будет знаменитостью» (Брюсов В. Дневники. 1891-1910. М., 1927. С.24). Внимательно следил за творчеством Гиппиус и Ф.Сологуб. Знаменательна дарственная надпись в первой книге Гиппиус «Песни» (1897), преподнесенной им Ф.Сологубу: «Любезному Фёдору Кузьмичу Сологубу от единомышленного автора. 18/Х 1896» (экземпляр хранится в б-ке ИРЛИ). В этом сборнике стихов и «стихотворений в прозе» юный поэт экспериментировал в поисках новых форм для выражения своих смутных настроений, зыбких переживаний мистического характера, мотивов духовной отверженности, одиночества и др. Характерны, например, строки из стихотворения «Requiem» (1895): «Безмолвие строгих речей навсегда — одиноко... / Не пройден ли путь?» В произведениях сб. ощутимо влияние, с одной стороны, лирики Фета, а с другой, вероятно,— образцов западных поэтов-новаторов: Э.По, Ш.Бодлера, М.Метерлинка и др. Сборник, однако, не принес Гиппиус удовлетворения.
       Во второй половине 1890-х он постепенно разочаровывается в основных идейно-эстетических положениях «декадентского» искусства. Позднее он даже был склонен противопоставлять себя А.Добролюбову той поры, подчеркивая: «Добролюбов был декадент без упрека, беззаветный, я скорее символист, потому что символизм это уже измена декадентству, это уже соприкосновение одним концом с религией, с верованиями; символизму есть выход и к жизни, и к природе, и к общественности. Декадентство — крайнее самоутверждение личности, угрюмо-эстетическое, совершенно замкнутое. Это предел всякого самообособления...» (Русская литература XX в. 1890-1910. М., 1914. Т.1. С.272). Отречению Гиппиус от крайностей декадентства в определенной мере способствовали Мережковские, которые сами в середине 1890-х пережили сходную метаморфозу.
       В альманахе «Северные цветы на 1901г.» Гиппиус опубликовал цикл из 5 стихотворений за подписью «Владимир Г...ъ», после чего длительное время стихов не печатал. По окончании университета главным образом посвятил себя преподавательской деятельности, рассматривая ее как «дело общественного обновления России»; работал в женской гимназии М.Н.Стоюниной и в Тенишевском училище (со временем заслужил высокую репутацию одного из лучших учителей-словесников Петербурга; среди его учеников были О.Мандельштам и Вл.Набоков).
       На рубеже 1900-10-х Гиппиус возвращается в литературную жизнь. Приметой этого возвращения стала публикация в журнале «Русская мысль» (1909. №4; под псевдонимом «Вл.Бестужев») цикла «Из книги "На семи путях"». Под тем же своим основным псевдонимом Гиппиус издал в 1912 сборник «Возвращение», который включал лирико-философские произведения 1896-1906. Одним из самых значительных в книге можно назвать раздел «Безнадежность», куда вошли такие глубокие стих., как «Дни и сны» («Проходят дни и сны земные...»), «Все пройдет, что плотью было...» (этот ранний текст поэта еще в 1890-е получил высокую оценку Брюсова), «Нет отреченья в отреченьи...», «Ты слышишь — как в реке холодной...» и др.
       К 1912 относится примечательный эпизод обмена стихотворными посланиями между Гиппиусом и Блоком. Начало было положено Гиппиусом, который написал стихотвороение «Александру Блоку», явившееся откликом на известное стих, поэта «Все на земле умрет — и мать, и младость...» (1909). Автор послания отвечал на следующие строки блоковского текста: «И к вздрагиваньям медленного хлада / Усталую ты душу приучи, / Чтоб было здесь ей ничего не надо, / Когда оттуда ринутся лучи». Гиппиус, полемизируя, писал: «Ты думаешь — они оттуда ринутся? / Мне кажется, что — нет... / <...> Ты понял ли, что все уже известное / Лишь неизвестно нам,— / Что мы идем в стране уже прелестной, / Но горестной очам...» Скорым ответом Блока было стихотворение «Владимиру Бестужеву» («Да, знаю я: пронзили ночь от века...»), в последней строфе которого он вновь утверждал: «Но страннику, кто снежной ночью полон, / Кто загляделся в тьму, / Приснится, что не в вечный свет вошел он, / А луч сошел к нему». В свою очередь Гиппиус откликнулся циклом «Александру Блоку», состоящим из 4 стих.: «Таинственно люблю — и знаю сладость в розах...», «Да, все признать! и безрассудно верить...», «Но мы забыли чувственную прелесть...», «Да, все признать!., любить с тоской пристрастной...». Эта поэтическая переписка Гиппиуса и Блока была опубликована в журнале «Гиперборей» (1912. №2. Нояб.) (подробнее см.: ЛН. Т.92. Кн.3. С. 542-543,553-554).
       В 1915 вышла в свет брошюра Гиппиуса «Пушкин и христианство», в которой он стремился показать жизнь и творчество поэта как проявление истинно христианских начал при всей противоречивости и стихийности его натуры.
       В середине 1910-х Гиппиус опубликовал поэму «Влюбленность» (1916), сборник «Ночь в звездах» (1915), «Томление духа» (1916). Жанр произведений последнего из них поэт обозначил как «вольные сонеты». Брюсов в очень сдержанной рецензии на книгу, в частности, отмечал: «Автор излагает свои мысли о современных поэтах, об Италии и Англии, о религии и смерти, но остается непонятно, зачем каждое такое размышление укорочено до 14-ти строк или растянуто на это число стихов. Впрочем, в книге есть отдельные неплохие стихи, автор способен и любит мыслить, в манере его письма чувствуется некоторая "школа"...» (Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990. С.480). Из последующих публикаций наиболее заметной следует считать поэму «Лик человеческий» (1922) — «опыт духовной автобиографии» (А.В.Лавров).
       У Гиппиус, конечно, не было такой широкой известности, как у Брюсова, Бальмонта, Мережковского, 3.Гиппиус, Блока. Однако в кругу модернистов начала века его хорошо знали и ценили как одного из поэтов-новаторов, одаренного лирика философского склада. Неслучайно Вл.Набоков в своих мемуарах «Другие берега» обмолвился о нем: «тайный автор замечательных стихов».

Соч.:
       Возвращение. СПб., 1912;
       Томление духа. Пг., 1916;
       Лик человеческий. Пг.; Берлин, 1922;
       [Стихт] / публ. Е. Биневича // Новый журнал. 1993. №3. С.126-131.

Лит.:
       Иванов-Разумник Р. Три богатыря // Летопись Дома литераторов. 1922. №7;
       Иван Коневской. Письма к Вл.В.Гиппиусу/ публ. И.Г.Ямпольского // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., 1979;
       Пять писем Брюсова к Вл.Гиппиусу / подг. текста и прим. Э.Литвин // В.Брюсов и литература конца XIX — нач. XX в. Ставрополь, 1979;
       Тименчик Р. Вл.Гиппиус // Родник. 1988. №4;
       Биневич Е. ...Тайный автор замечательных стихов // Новый журнал. 1993. №3. С.121-125.

В.Н.Быстров

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:32 UTC