Гиппиус Владимир Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Гиппиус
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 27.07 Кто родился в этот год 1876 |
[15(27).7.1876, Химки, близ Москвы - 5.11.1941, Ленинград]
— поэт, прозаик, литературный критик.
Родился в семье чиновника. Предки Гиппиуса — немецкого происхождения. Учился в 6-й петербургской
гимназии, в которой сблизился с Александром Добролюбовым. Оба они, влияя друг на друга, пытались
сочинять стихи в духе нарождавшейся «декадентской» поэзии. Позднее Гиппиус вспоминал: «В 1893-1894
гг. два петербургских мальчика-гимназиста стали проповедовать повсюду... новую литературную веру,
известную уже по имени Метерлинка и носившую самую пренебрежительную кличку "декадентство", ни в
ком не вызывая серьезного к себе отношения» (Гиппиус Вл. Александр Добролюбов // Русская литература
XX в. 1890-1910. М., 1914. Т.1. С.272).
Печататься начал в 1892 (стихи в газете «Север». 18 окт.).
В 1895 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1894-95 Гиппиус познакомился с В.Брюсовым, Ф.Сологубом, Н.Минским. В.Брюсов почти восторженно
отозвался о нем в своем дневнике в апр. 1896: «...о, это человек победы! Он горд и смел и самоуверен.
Через год он будет читаться, через пять лет он будет знаменитостью» (Брюсов В. Дневники. 1891-1910.
М., 1927. С.24). Внимательно следил за творчеством Гиппиус и Ф.Сологуб. Знаменательна дарственная
надпись в первой книге Гиппиус «Песни» (1897), преподнесенной им Ф.Сологубу: «Любезному Фёдору
Кузьмичу Сологубу от единомышленного автора. 18/Х 1896» (экземпляр хранится в б-ке ИРЛИ). В этом
сборнике стихов и «стихотворений в прозе» юный поэт экспериментировал в поисках новых форм для
выражения своих смутных настроений, зыбких переживаний мистического характера, мотивов духовной
отверженности, одиночества и др. Характерны, например, строки из стихотворения «Requiem» (1895):
«Безмолвие строгих речей навсегда — одиноко... / Не пройден ли путь?» В произведениях сб. ощутимо
влияние, с одной стороны, лирики Фета, а с другой, вероятно,— образцов западных поэтов-новаторов:
Э.По, Ш.Бодлера, М.Метерлинка и др. Сборник, однако, не принес Гиппиус удовлетворения.
Во второй половине 1890-х он постепенно разочаровывается в основных идейно-эстетических положениях
«декадентского» искусства. Позднее он даже был склонен противопоставлять себя А.Добролюбову той
поры, подчеркивая: «Добролюбов был декадент без упрека, беззаветный, я скорее символист, потому что
символизм это уже измена декадентству, это уже соприкосновение одним концом с религией, с
верованиями; символизму есть выход и к жизни, и к природе, и к общественности. Декадентство —
крайнее самоутверждение личности, угрюмо-эстетическое, совершенно замкнутое. Это предел всякого
самообособления...» (Русская литература XX в. 1890-1910. М., 1914. Т.1. С.272). Отречению Гиппиус от
крайностей декадентства в определенной мере способствовали Мережковские, которые сами в середине
1890-х пережили сходную метаморфозу.
В альманахе «Северные цветы на 1901г.» Гиппиус опубликовал цикл из 5 стихотворений за подписью
«Владимир Г...ъ», после чего длительное время стихов не печатал. По окончании университета главным
образом посвятил себя преподавательской деятельности, рассматривая ее как «дело общественного
обновления России»; работал в женской гимназии М.Н.Стоюниной и в Тенишевском училище (со временем
заслужил высокую репутацию одного из лучших учителей-словесников Петербурга; среди его учеников
были О.Мандельштам и Вл.Набоков).
На рубеже 1900-10-х Гиппиус возвращается в литературную жизнь. Приметой этого возвращения стала
публикация в журнале «Русская мысль» (1909. №4; под псевдонимом «Вл.Бестужев») цикла «Из книги "На
семи путях"». Под тем же своим основным псевдонимом Гиппиус издал в 1912 сборник «Возвращение»,
который включал лирико-философские произведения 1896-1906. Одним из самых значительных в книге
можно назвать раздел «Безнадежность», куда вошли такие глубокие стих., как «Дни и сны» («Проходят
дни и сны земные...»), «Все пройдет, что плотью было...» (этот ранний текст поэта еще в 1890-е получил
высокую оценку Брюсова), «Нет отреченья в отреченьи...», «Ты слышишь — как в реке холодной...» и др.
К 1912 относится примечательный эпизод обмена стихотворными посланиями между Гиппиусом и Блоком.
Начало было положено Гиппиусом, который написал стихотвороение «Александру Блоку», явившееся
откликом на известное стих, поэта «Все на земле умрет — и мать, и младость...» (1909). Автор послания
отвечал на следующие строки блоковского текста: «И к вздрагиваньям медленного хлада / Усталую ты
душу приучи, / Чтоб было здесь ей ничего не надо, / Когда оттуда ринутся лучи». Гиппиус, полемизируя,
писал: «Ты думаешь — они оттуда ринутся? / Мне кажется, что — нет... / <...> Ты понял ли, что все уже
известное / Лишь неизвестно нам,— / Что мы идем в стране уже прелестной, / Но горестной очам...»
Скорым ответом Блока было стихотворение «Владимиру Бестужеву» («Да, знаю я: пронзили ночь от
века...»), в последней строфе которого он вновь утверждал: «Но страннику, кто снежной ночью полон, /
Кто загляделся в тьму, / Приснится, что не в вечный свет вошел он, / А луч сошел к нему». В свою очередь
Гиппиус откликнулся циклом «Александру Блоку», состоящим из 4 стих.: «Таинственно люблю — и знаю
сладость в розах...», «Да, все признать! и безрассудно верить...», «Но мы забыли чувственную
прелесть...», «Да, все признать!., любить с тоской пристрастной...». Эта поэтическая переписка Гиппиуса
и Блока была опубликована в журнале «Гиперборей» (1912. №2. Нояб.) (подробнее см.: ЛН. Т.92. Кн.3. С.
542-543,553-554).
В 1915 вышла в свет брошюра Гиппиуса «Пушкин и христианство», в которой он стремился показать жизнь
и творчество поэта как проявление истинно христианских начал при всей противоречивости и стихийности
его натуры.
В середине 1910-х Гиппиус опубликовал поэму «Влюбленность» (1916), сборник «Ночь в звездах» (1915),
«Томление духа» (1916). Жанр произведений последнего из них поэт обозначил как «вольные сонеты».
Брюсов в очень сдержанной рецензии на книгу, в частности, отмечал: «Автор излагает свои мысли о
современных поэтах, об Италии и Англии, о религии и смерти, но остается непонятно, зачем каждое такое
размышление укорочено до 14-ти строк или растянуто на это число стихов. Впрочем, в книге есть
отдельные неплохие стихи, автор способен и любит мыслить, в манере его письма чувствуется некоторая
"школа"...» (Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М., 1990. С.480). Из последующих публикаций наиболее
заметной следует считать поэму «Лик человеческий» (1922) — «опыт духовной автобиографии»
(А.В.Лавров).
У Гиппиус, конечно, не было такой широкой известности, как у Брюсова, Бальмонта, Мережковского,
3.Гиппиус, Блока. Однако в кругу модернистов начала века его хорошо знали и ценили как одного из
поэтов-новаторов, одаренного лирика философского склада. Неслучайно Вл.Набоков в своих мемуарах
«Другие берега» обмолвился о нем: «тайный автор замечательных стихов».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх