AZ-libr.ру

информационный портал





Зорин Леонид Генрихович [03.11.1924]

Зорин Леонид Генрихович
       [3.11.1924, Баку]
       — драматург, сценарист, прозаик.
       Родился Зорин в семье служащего; писать стихи начал с тех пор, как себя помнит: в 9 лет уже издали книжку его стихов. Зорин заинтересовались взрослые писатели — И.Бабель и С.Маршак, а М.Горький даже написал о нем очерк «Мальчик» (Горький М. СС: в 30 т. М., 1953. Т.27. С.284-287). Ему было 17 лет, когда Бакинский русский драматический театр поставил его первую пьесу «Соколы» (1941); впрочем, пьеса провалилась.
       В 1946 Зорин закончил филологический факультет Азербайджанского университета, а в 1947 Московский литературный институт им. М.Горького. Одновременно работал заведующим литературной частью Русского драматического театра в Баку (1946-48) и корреспондентом газеты «Советское искусство».
       После переезда Зорина в Москву на сцене Малого театра была поставлена его пьеса «Молодость» (1949), в 1953 на сцене Московского театра драмы появился «Откровенный разговор». Критика была настроена к произведениям Зорина в основном доброжелательно. Положение изменилось после появления пьесы «Гости» (1954), содержащей резкое обличение бюрократизма. Пьеса, поставленная в Театре им. Ермоловой реж. А.Лобановым, подверглась уничтожающей критике (Об одной фальшивой пьесе // Литературная газета. 1954. 27 мая; Главная забота драматурга // Театр. 1954. №6 и др.) и была тут же исключена из репертуара. Активно высказалась печать. Состоялось «разгромное» обсуждение пьесы в СП. Даже в публикациях середины 1960-х говорится, что пьеса давала «неверную, одностороннюю картину советской действительности», а в середине 1970-х ее название вообще «выпадало» из материалов о творчестве Зорина.
       Объем опубликованного художественного наследия Зорин очень велик. Он — автор более 40 пьес (не считая одноактных), 15 киносценариев, нескольких книг прозы, ряда статей и переводов. В последние годы различные периодические издания время от времени публиковали отрывки из мемуаров Зорина «Записки драматурга».
       Писательская зрелость Зорина приходится на рубеж 1950-60-х. Во второй половине 1950-х в Театре им. Моссовета идут пьесы «Алпатов» и «Чужой паспорт», обративший на себя внимание остротой постановки вопроса о честности и принципиальности как неотъемлемых качествах коммунистов.
       В 1957-58 ЦТСА (Центральный театр Советской Армии) выпускает пьесу о победителях в Великой Отечественной войне «Светлый май» («Концы и начала»), а также сатирическую комедию «Добряки», беспощадно высмеивающую беспринципность в научной жизни.
       В 1959 написана кинокомедия «Человек ниоткуда»; в 1960 — лирическая драма «Увидеть вовремя» (о становлении характера молодого современника); в 1961 — пьеса «По московскому времени» и киносценарий ставшего широко известным фильма «Мир входящему» (совместно с А.Аловым и В.Наумовым), а также посвященная памяти отца драматическая хроника «Друзья и годы», достаточно откровенно изображающая трагическую четверть века с середины 1930-х по начало 1960-х. Пьеса сразу же была поставлена во МХАТе, Ленинградском академическом театре драмы им. Пушкина и послужила основой для популярного в свое время одноименного фильма.
       В 1962 была написана лирическая драма «Палуба», поставленная Московским драматическим театром им. Станиславского; в 1963 — комедия «Энциклопедисты», сразу принятая к постановке там же.
       В 1964 создается острая сатира, которую не спас даже подзаголовок «древняя история» — ее сценическая биография оказалась достаточно грустной... За «эпиграмматическую, притчевую, с веселой фантазией, ироническую, с сарказмом» (Фролов В.— С.302), повествующую о взаимоотношениях художника и власти «Римскую комедию» («Дион») сразу же взялся Г.Товстоногов. Но после партийного просмотра готовый спектакль был запрещен. Позднее пьеса с большими поправками была поставлена Р.Симоновым в Театре им. Вахтангова, а полностью опубликована только в 1986 («Избранное»).
       В 1965 появляется еще одна «комическая история», на этот раз на современную тему — «Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова».
       Большой успех приносит Зорину 1967 — в это время московский «Современник», руководимый О.Ефремовым, осуществляет грандиозную юбилейную (к 50-летию советской власти) постановку «революционной трилогии» — о трех этапах русского освободительного движения. Текст первой пьесы — «Декабристы» (1966) принадлежит Зорину. Трилогия пользовалась очень большой популярностью (обстоятельный анализ трагедии Зорина был сделан одним из ведущих критиков «Нового мира» В.Лакшиным). Не меньший успех, на этот раз не только в России, но и за рубежом, выпал на долю датированной тем же 1966 пьесы Зорина «Варшавская мелодия», посвященной, казалось бы, совершенно «частной» совр. проблеме — любви русского студента-технолога и обучающейся в Советском Союзе будущей польской певицы, чье счастье оборвал появившийся в это время закон, запрещающий браки с иностранцами (в 1998 Московский театр им. Ермоловой поставил своеобразное продолжение этой пьесы «Перекресток»: герои случайно встречаются в аэропорту, когда им уже за 70, без слов понимая, насколько безмерно дорогой оказалась плата за жизнь, прожитую в согласии с «державными нуждами, но в разладе с самим собой...»).
       В следующем, 1967 Зорин заканчивает отложенную в свое время (см.: За кулисами пьесы. С.199) очередную трагикомедию из жизни ученых «Коронация», а также киноповесть «Секундомер», принадлежащую к тем произведениям Зорин, которые отражают его спортивные интересы.
       В 1970 поставлена «Театральная фантазия» — комедия-водевиль с прологом и эпилогом; завершена пьеса «Медная бабушка», имеющая подзаголовок «Диалоги» и посвященная эпизодам из жизни Пушкина (время действия пьесы — лето 1834). Наконец, к этому же времени относится формально одноактная (но ее «семнадцать эпизодов» по числу страниц соответствуют «полнометражной» пьесе) комедия «Мужчины и женщины» («Бурные дни Гарунского»), написанная специально для М.Мироновой и А.Менакера.
       В 1971 была опубликована киноповесть «Гроссмейстер» — очередное обращение Зорина к спортивной теме.
       В 1972 была закончена близкая по внутреннему пафосу к «Палубе» психологическая драма «Транзит», а 1973-м датирована окончательная редакция пьесы «Стресс», над которой обычно «стремительный» Зорин работал несколько лет.
       В 1974 появилась драма на исторический сюжет «Царская охота». Трагическая судьба ее героини-«самозванки», восставшей против Екатерины Великой и соблазнившей к тому же всесильного временщика, графа Алексея Орлова, навлекла на автора упреки в сентиментальности и даже мелодраматизме, что не помешало постановке пьесы в ряде театров и кино. Сам же Зорин был глубоко возмущен тем, что пьесу, имеющую реальную историческую основу, в одной из рецензий объявили «историческим анекдотом». Вторая половина 1970-х — начало 1980-х принесли целый ряд новых комедий: «Незнакомец» (1977), «Измена» (1979), «Это беспощадное искусство» («Поговорим как художник с художником», 1980), «Карнавал» (1981).
       В 1980-е в творчество Зорина властно входит проза. На многочисленные вопросы об этом повороте в творчестве Зорин ответил, что пьеса может многое, но не все: «Все может только проза. Она дает возможность высказаться не только героям, но и автору, причем без неизбежных в драматургии ограничений» (Сохраняю надежду. С.270). Прозаический цикл объединен очень важной для автора, поначалу во многом автобиографической фигурой Константина Ромина. Цикл включает в себя произведения, различные по объему и жанровым признакам: «Хохловский переулок» (повесть, 1974-80), «Старая рукопись» (роман, 1980), «Странники» (роман, 1981-83), «Прощальный марш» (повесть, 1984), «Избирательная кампания» (маленькая повесть, 1986) и «Злоба дня» (роман, 1990). Художественное время в повестях и романе «Старая рукопись» — 1950-70-е, это в основном юность героя. Но уже к концу романа герой мужает, и «биография автора мало-помалу отделяется от биографии его героя — тот выбирает свою дорогу» (Покровские ворота. Т.1. С.5). Романы «Странник» и «Злоба дня» охватывают время конца 1980-х — начала 1990-х. В последних романах Зорин речь идет о «разрушительном состоянии духа, которое все больше охватывает страну» (Там же).
       Продолжая одновременно работать и в области драматургии, в 1985 Зорин написал пьесу, посвященную главе грузинского романтизма «Счастливые строчки Николоза Бараташвили» (с подзаголовком «Диалоги»; опубликована в 1986).
       Летом 1985 была закончена сатирическая комедия «Цитата», а в июне 1986 уже состоялась ее премьера в Московском театре им. Моссовета. Почти в это же время завершается историческая пьеса «Пропавший сюжет».
       В 1987 удалось после долгих мытарств опубликовать киносценарий «Закон» (в соавторстве с А.Аловым и В.Наумовым).
       В 1989 журнал «Искусство кино» расскажет о том, каков был путь этого произведения к читателю и зрителю, как кино «избавляли» от крамольных тем, доказывая, что «никакого культа личности не было» (№1. С.100-103). В одно время с «Законом» публикуется «Максим в конце столетия» (постановки в том же году в Театре им. Моссовета и Театре им. В.Ф.Комиссаржевской в Ленинграде). Пьеса посвящена острым этическим проблемам. Зорин протестует против отказа от памяти, отречения молодежи от всего, что было в собственной истории, против примитивного унижения старшего поколения, которое безропотно принимает эту несправедливость. Даже сам Максим говорит отцу: «Теперь у вашего брата такая мода — кланяться перед нашей шпаной. Ах, простите, мы виноваты, что вы дебилы и недоноски. А мы вам милостиво киваем: само собой...» Отец Максима — следователь Орехов — потерпел в свое время поражение в борьбе с нарушителями закона «сверху», теперь он буквально одержим ненавистью и стремлением к расправе с «разжиревшей сволочью». Дед же Максима, переживший значительно больше, чем отец и сын, понимает, что зло опасно — оно может породить только новое зло.
       В 1991 появляется новая комедия «Союз одиноких сердец», а в 1992 — драма «Граф Алексей Константинович».
       В 1998 Театр им. Моссовета поставил спектакль «Московское гнездо» — об отечественной интеллигенции, которая сумела противостоять давлению диктатуры, но растерялась и не нашла себя в эпоху обновления и перемен...
       Почти все пьесы Зорина поставлены на Родине и в зарубежных театрах, переведены на ряд иностранных языков. Многие события в творческой биографии автора получили отражение в мемуарной книге Зорина «Авансцена: Записки драматурга» (1995). Начиная с 1980-х в критике установилось мнение о Зорине как о писателе, которому присуще «непрерывное ощущение тревожности времени», для которого даже история — «не мертвая ткань жизни, но энергия мысли, примера, образа, необходимого нам сегодня».
       Еще в середине 1980-х Зорин сказал, что он «всю жизнь пишет одно произведение» (Сохраняю надежду. С.271). В изданиях избранных пьес Зорин пытается циклизировать их, как он позднее сделает это в прозе. Этот процесс не завершен — название циклов и их составляющие меняются: «Исторический театр», «Перевернутые страницы», «Удивительные карьеры», «Задумчивые комедии», «Покровские страсти» и т.д. Весь этот огромный массив разнообразного по темам и жанрам зоринского творчества объединяет пафос сохранения человеческого достоинства личности как условия существования всего человечества.

Соч.:
       Избранное: в 2 т. М., 1986;
       Покровские ворота: Повести, романы: в 2 т. М., 1993;
       Авансцена: Записки драматурга. М., 1995;
       Зеленые тетради. М., 1999;
       Размышления и надежды // Советские драматурги о своем творчестве. М., 1967. С.373-383;
       Покровские ворота: пьесы. М., 1979;
       Сохраняю надежду // Современная драматургия. 1984. №2. С.270-271;
       Трезвая самооценка: Коротко о своей работе // Книжное обозрение. 1988. № 4. 22 янв. С.5;
       За кулисами пьесы // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С.179-207.

Лит.:
       Лакшин В. Посев и жатва // Новый мир. 1968. №9;
       Рассадин С. Постоянство // Зорин Л. Театральная фантазия. М., 1974. С.660-668;
       Клименко В. Диалоги под часами // Литературное обозрение. 1980. №1;
       Соловьева И. Одинокое слово // Современная драматургия. 1984. №2;
       Ермаков Г. Эти странные герои // Звезда. 1984. №11;
       Новиков В. Режиссура сюжета и стиля (Театр Леонида Зорина) // Диалог. М., 1986. С.118-143;
       Зингерман Б. Диалоги Леонида Зорина // Зорин Л. Избранное. М., 1986. Т.1. С.5-12;
       Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988. С.302-304, 373-374;
       Швыдкой М. Весь мир — театр // Современная драматургия. 1993. №1. С.254-255;
       Львов-Анохин Б. О Л.Зорине и заметках В.Иванова по поводу его пьесы «Максим в конце столетия» // Современная драматургия. 1994. №11;
       Богданова П. Наши новые Фигаро [о пьесе «Московское гнездо»] // Современная драматургия. 1999. №1;
       Анненский Л. Страх перед равниной. К 75-летию Л. Зорина // Культура. 1999. №40.

К.Ф.Бикбулатова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:31 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"