AZ-libr.ру

информационный портал





Шкотт Иван Андреевич [14.11.1903-19.05.1933]

Болдырев (настоящая фамилия Шкотт) Иван Андреевич
       [1(14).11 (по др. данным 30.10(12.11)).1903, Москва — 19.5.1933, Париж]
       — прозаик.
       Болдырев происходил из семьи обрусевших шотландцев. Предок Болдырева Джеймс Шкотт приехал в Россию в начале XIX в. для внедрения сельхозтехники. Его сын Александр — агроном и механик — был женат на тетке Н.С.Лескова А.П.Алферьевой и оказал сильное духовное влияние на молодого писателя, пробудив в нем интерес к изучению русской жизни. Он изображен в целом ряде произведений Лескова («Мелочи архиерейской жизни», «Железная воля», «О квакерах», «Загон», «Продукт природы», статья «О крестьянских вкусах»).
       Б. родился в семье служащего Государственного контроля железных дорог.
       В 1920 окончил 49-ю трудовую советскую школу 2-й ступени, бывшую Московскую 4-ю гимназию.
       В 1921 поступил на физико-математический факультет Московского университета, где участвовал в кружке, ориентировавшем студентов на академические занятия в противовес увлечению политикой.
       Весной 1924 был арестован и по обвинению в антисоветской деятельности сослан в Нарымский край.
       Весной 1925 совершил беспрецедентный по смелости побег. Нелегально выехал из Колпашева в Томск. Оттуда вместе с другим ссыльным — контрабандистом — преодолел сотни верст пешком и на лодке, через Сибирь и Европейскую Россию добрался до советско-польской границы, которую нелегально перешел 1 окт. 1925. В Польше был арестован, но вскоре отпущен на свободу и в янв. 1926 вместе с партией рабочих выехал во Францию.
       С 1927 Болдырев жил в Париже. Зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом (работал на заводе в пригороде Парижа Коломбель, в железнодорожном депо в Иври и т.п.). О характере своей работы сообщал писателю А.М.Ремизову: «Я работаю постоянно на сквозняке или иногда приходится под дождем все восемь часов». Кроме того, Болдырев занимался кустарным производством украшений и сумок, инкрустированных кожей и металлом. Часть заработанных денежных средств Болдырев удавалось пересылать матери в Россию. В Париже он решил продолжить учение и поступил на курсы технического института. Одновременно Болдырев пробовал писать. Он один из первых участников литературного кружка «Кочевье». Литературным учителем и другом Болдырева стал А.М.Ремизов, пытавшийся оказать помощь в публикации его произведений. Сохранились сведения о рассказах Болдырева: прозаическом цикле «Безумие», состоящем из миниатюр, связанных главным героем — сумасшедшим; рассказах «Анюта», «Амазонки», «Ганя», «Цветная сумятица», «Записки Ивана Степановича» и др. Попытки их публикации не удались, и тексты, по всей вероятности, были уничтожены автором, предъявлявшим максималистские требования к своим произведениям.
       В 1929 издательство М.Осоргина «Новые писатели» издало повесть Болдырева «Мальчики и девочки» (отрывки опубл.: Воля России. Прага. №7. С.3-29; №11-12. С.3-25), которая имела шумный литературный успех. Она была основана на личных воспоминаниях автора о «единой советской трудовой школе», в которую при советской власти трансформировалась шужская классическая гимназия». Место и время действия повести — Москва 1919-20. Герои — старшеклассники, бывшие гимназисты и гимназистки, перед окончанием школы объединенные для совместного обучения, и «старорежимные» педагоги, продолжающие учить детей в новых условиях. Повесть — произведение о болезненном сломе русской жизни, изображенном через восприятие 15-16-летних подростков. Герои Болдырева — представители обычной интеллигентской молодежи, еще не испытавшей воспитательного воздействия большевистской идеологии. Автор тонко показал особенности юношеской психологии героев: их мечты о будущем, радости и разочарования первой любви. «Мальчики и девочки» Болдырева наивно относятся к революции как к чему-то внешнему, что не изменит кардинально их дальнейшую жизнь, которая видится им в духе традиционных идеалов русской интеллигенции. Повесть написана строгим по стилю, простым языком с сознательным включением тогдашнего юношеского сленга. Производимый повестью значительный художественный эффект возникал за счет трагической дистанции между оптимистическими надеждами верящих в будущее юных героев и позицией автора, знающего печальный конец многих персонажей. Лирическая пронзительность голоса повествователя усиливалась к финалу повести, когда он как бы предсказывал то, что случится с его «мальчиками и девочками»: «Несколько дней — запустеет школа: получат аттестаты, так, никудышные кусочки бумаги, одиночками пойдут по Москве, всем русским городам, по просторной Руси, всей земле — великим и жалким человеческим походом, через человеческие мытарства и утехи — люди дела, денег, люди служения и любви; некоторые никогда не станут людьми, никакими, но всякий будет искать свое счастье, всякий по-своему».
       Попытки Болдырева опубликовать новые произведения кончались неудачей. Продолжались неурядицы с работой. Пришло новое горе: после перенесенных испытаний у Болдырева начала прогрессировать неизлечимая глухота. Болезнь, одиночество, житейские трудности привели Болдырева к самоубийству — в ночь с 14 на 15 мая 1933 он принял смертельную дозу веронала, оставив письмо с просьбой не пытаться спасти его. Через сутки его обнаружили живым, отвезли в больницу, где Болдырев скончался. Похоронен под Парижем на кладбище Тийе.
       Смерть Болдырева вызвала многочисленные некрологи. М.Осоргин в некрологе «Памяти Ив. Болдырева» сожалел о гибели талантливого писателя и отмечал, что «много раз И.А. пытался повернуть свою жизнь под крутым углом; чаще всего мечтал уехать в Африку, не ради экзотики, а чтобы уклониться от общей судьбы — медленного и безнадежного прозябания». 3.Шаховская писала, что «его единственная книга "Мальчики и девочки" — из жизни советской школы — написана свежо и своеобразно. От обладающего в совершенстве русским языком Ивана Болдырева мы могли ожидать многого». А.Ремизов, скорбя о гибели друга, подчеркнул его исключительную творческую требовательность: «Шкотт очень хорошо понимал всю смехотворность и всю жалкость звания "искусственного" писателя или славу "кинематографического" мотылька». В составе своего архива Ремизов сохранил оставшиеся рукописи Болдырева, и в частности, черновые ред. повести «Мальчики и девочки», посвященные Болдыреву некрологи, создал рукописный альбом-конволют писем Болдырева и включил главу «Над могилой Болдырева-Шкотта» в свою книгу «Петербургский буерак».
       В истории литературы Русского зарубежья Болдырев остался как автор единственного произведения — повести «Мальчики и девочки», где с большой худож. правдой была отражена одна из малоизвестных сторон духовного перелома русской жизни пореволюционной эпохи.

Соч.:
       Мальчики и девочки. Париж; Берлин, 1929.

Лит.:
       Ремизов А. Над могилой Болдырева-Шкотта. 1903-1933 // Ремизов А. Встречи. Париж, 1981. С.272-275;
       Шаховская 3. Иван Болдырев // Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991. С.156-158;
       Леонидов В.В. Болдырев (Шкотт) Иван Андреевич // Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918-1940. Писатели Русского зарубежья. М. 1997. С.77-78;
       Лавловец М.Г. Иван Андреевич Болдырев // Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918-1940. Книги. М., 2002. С.98-99.

А.М.Грачева,
Л.Я.Дворникова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:30 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"