Шкотт Иван Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Шкотт
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 14.11 Кто родился в этот год 1903 |
[1(14).11 (по др. данным 30.10(12.11)).1903, Москва — 19.5.1933, Париж]
— прозаик.
Болдырев происходил из семьи обрусевших шотландцев. Предок Болдырева Джеймс
Шкотт приехал в Россию в начале XIX в. для внедрения сельхозтехники. Его сын
Александр — агроном и механик — был женат на тетке Н.С.Лескова А.П.Алферьевой и
оказал сильное духовное влияние на молодого писателя, пробудив в нем интерес к
изучению русской жизни. Он изображен в целом ряде произведений Лескова («Мелочи
архиерейской жизни», «Железная воля», «О квакерах», «Загон», «Продукт природы»,
статья «О крестьянских вкусах»).
Б. родился в семье служащего Государственного контроля железных дорог.
В 1920 окончил 49-ю трудовую советскую школу 2-й ступени, бывшую Московскую 4-ю
гимназию.
В 1921 поступил на физико-математический факультет Московского университета,
где участвовал в кружке, ориентировавшем студентов на академические занятия в
противовес увлечению политикой.
Весной 1924 был арестован и по обвинению в антисоветской деятельности сослан в
Нарымский край.
Весной 1925 совершил беспрецедентный по смелости побег. Нелегально выехал из
Колпашева в Томск. Оттуда вместе с другим ссыльным — контрабандистом —
преодолел сотни верст пешком и на лодке, через Сибирь и Европейскую Россию
добрался до советско-польской границы, которую нелегально перешел 1 окт. 1925.
В Польше был арестован, но вскоре отпущен на свободу и в янв. 1926 вместе с
партией рабочих выехал во Францию.
С 1927 Болдырев жил в Париже. Зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом
(работал на заводе в пригороде Парижа Коломбель, в железнодорожном депо в Иври
и т.п.). О характере своей работы сообщал писателю А.М.Ремизову: «Я работаю
постоянно на сквозняке или иногда приходится под дождем все восемь часов».
Кроме того, Болдырев занимался кустарным производством украшений и сумок,
инкрустированных кожей и металлом. Часть заработанных денежных средств Болдырев
удавалось пересылать матери в Россию. В Париже он решил продолжить учение и
поступил на курсы технического института. Одновременно Болдырев пробовал
писать. Он один из первых участников литературного кружка «Кочевье».
Литературным учителем и другом Болдырева стал А.М.Ремизов, пытавшийся оказать
помощь в публикации его произведений. Сохранились сведения о рассказах
Болдырева: прозаическом цикле «Безумие», состоящем из миниатюр, связанных
главным героем — сумасшедшим; рассказах «Анюта», «Амазонки», «Ганя», «Цветная
сумятица», «Записки Ивана Степановича» и др. Попытки их публикации не удались,
и тексты, по всей вероятности, были уничтожены автором, предъявлявшим
максималистские требования к своим произведениям.
В 1929 издательство М.Осоргина «Новые писатели» издало повесть Болдырева
«Мальчики и девочки» (отрывки опубл.: Воля России. Прага. №7. С.3-29; №11-12.
С.3-25), которая имела шумный литературный успех. Она была основана на личных
воспоминаниях автора о «единой советской трудовой школе», в которую при
советской власти трансформировалась шужская классическая гимназия». Место и
время действия повести — Москва 1919-20. Герои — старшеклассники, бывшие
гимназисты и гимназистки, перед окончанием школы объединенные для совместного
обучения, и «старорежимные» педагоги, продолжающие учить детей в новых
условиях. Повесть — произведение о болезненном сломе русской жизни,
изображенном через восприятие 15-16-летних подростков. Герои Болдырева —
представители обычной интеллигентской молодежи, еще не испытавшей
воспитательного воздействия большевистской идеологии. Автор тонко показал
особенности юношеской психологии героев: их мечты о будущем, радости и
разочарования первой любви. «Мальчики и девочки» Болдырева наивно относятся к
революции как к чему-то внешнему, что не изменит кардинально их дальнейшую
жизнь, которая видится им в духе традиционных идеалов русской интеллигенции.
Повесть написана строгим по стилю, простым языком с сознательным включением
тогдашнего юношеского сленга. Производимый повестью значительный художественный
эффект возникал за счет трагической дистанции между оптимистическими надеждами
верящих в будущее юных героев и позицией автора, знающего печальный конец
многих персонажей. Лирическая пронзительность голоса повествователя усиливалась
к финалу повести, когда он как бы предсказывал то, что случится с его
«мальчиками и девочками»: «Несколько дней — запустеет школа: получат аттестаты,
так, никудышные кусочки бумаги, одиночками пойдут по Москве, всем русским
городам, по просторной Руси, всей земле — великим и жалким человеческим
походом, через человеческие мытарства и утехи — люди дела, денег, люди служения
и любви; некоторые никогда не станут людьми, никакими, но всякий будет искать
свое счастье, всякий по-своему».
Попытки Болдырева опубликовать новые произведения кончались неудачей.
Продолжались неурядицы с работой. Пришло новое горе: после перенесенных
испытаний у Болдырева начала прогрессировать неизлечимая глухота. Болезнь,
одиночество, житейские трудности привели Болдырева к самоубийству — в ночь с 14
на 15 мая 1933 он принял смертельную дозу веронала, оставив письмо с просьбой
не пытаться спасти его. Через сутки его обнаружили живым, отвезли в больницу,
где Болдырев скончался. Похоронен под Парижем на кладбище Тийе.
Смерть Болдырева вызвала многочисленные некрологи. М.Осоргин в некрологе
«Памяти Ив. Болдырева» сожалел о гибели талантливого писателя и отмечал, что
«много раз И.А. пытался повернуть свою жизнь под крутым углом; чаще всего
мечтал уехать в Африку, не ради экзотики, а чтобы уклониться от общей судьбы —
медленного и безнадежного прозябания». 3.Шаховская писала, что «его
единственная книга "Мальчики и девочки" — из жизни советской школы — написана
свежо и своеобразно. От обладающего в совершенстве русским языком Ивана
Болдырева мы могли ожидать многого». А.Ремизов, скорбя о гибели друга,
подчеркнул его исключительную творческую требовательность: «Шкотт очень хорошо
понимал всю смехотворность и всю жалкость звания "искусственного" писателя или
славу "кинематографического" мотылька». В составе своего архива Ремизов
сохранил оставшиеся рукописи Болдырева, и в частности, черновые ред. повести
«Мальчики и девочки», посвященные Болдыреву некрологи, создал рукописный
альбом-конволют писем Болдырева и включил главу «Над могилой Болдырева-Шкотта»
в свою книгу «Петербургский буерак».
В истории литературы Русского зарубежья Болдырев остался как автор
единственного произведения — повести «Мальчики и девочки», где с большой худож.
правдой была отражена одна из малоизвестных сторон духовного перелома русской
жизни пореволюционной эпохи.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх