|
Добрынин Андрей Владимирович
[17.7. 1957, Москва]
— поэт, прозаик.
Сын профессора земледелия. По окончании в 1974 9-й спецшколы Москвы с углубленным преподаванием английского языка поступил на экономический факультет МСХА им. К.А.Тимирязева, по окончании которого в 1979 был оставлен в аспирантуре при кафедре политической экономии.
С 1983 по 1991 — преподаватель МСХА; кандидат экономических наук («Дифференциальная рента и социально-экономическое развитие сельскохозяйственных предприятий», 1985). Первые стихотворные опыты Добрынин датированы 1965; с 13 лет Добрынин писал стихи, прозу, пьесы, которые публиковал в самодеятельной школьной печати.
В 1988 совместно с В.Ю.Степанцовым и В.И.Пеленягрэ основал Орден куртуазных маньеристов (ОКМ); Великий Приор. В составе ОКМ с 1989 Добрынин активно печатается в прессе, выступает на поэтических вечерах, участвует в телепередачах. Участник всех поэтических сб. ОКМ — «Волшебный яд любви» (1990), «Любимый шут принцессы Грёзы» (1992), «Пленники Афродиты» (1992; тираж уничтожен), «Езда в остров Любви» (1993), «Красная книга Маркизы» (1995), «Триумф непостоянства» (1997), «Отстойник вечности» (1998; проза), «Клиенты Афродиты» (1998), «Услады киборгов» (1999), «Песни сложных устройств» (2002).
В отличие от своих собратьев по Ордену, Добрынина наиболее привлекает изображение советской действительности последнего 20-летия, любовно выписываемой им в деталях. Лирический герой Добрынин — будь то буйный хам или покоящийся трудолюбец — с печалью взирает на растленное «перестройкой» поколение. Традиционные иерархические ценности в лирике Добрынина смещены: в бомже он склонен различать мятущуюся человеческую душу, зато в российских политических деятелях постчерненковской эпохи Добрынин видит лишь заурядных воров и зловредных смутьянов, играющих на низменных инстинктах простолюдинов. Впрочем, душевная нетерпимость к врагам внешним и внутренним не побуждает героев Добрынина к решительным действиям — в самих себе они видят «лишь глину для лепки событий», предпочитая накалу гражданской борьбы плотские утехи в интернате для глухонемых девушек. Впрочем, для пробуждения революционного сознания героям Добрынин достаточно малейшего толчка («В Пол Пота я и в Троцкого уверую, / Не надругайтесь над моею верою!»), после чего события приобретают брутальный и необратимый характер («Маньяки — это лишь предтечи / Железных пролетарских армий!»).
В результате размышлений над ходом всемирной истории Добрынин пришел к выводу о том, что большая часть наших современников является не людьми, а киборгами (человекообразными кибернетическими устройствами), смыслом существования которых является исключительно собственное материальное благополучие. «Кибернетическая тема стала в последнее время мировоззренческой основой деятельности Ордена. Отсюда, а вовсе не от природы произрастают в нас бытовая разнузданность, цинизм и тяга к стяжательству». Это открытие излечило Добрынина от былого политического радикализма («Когда мы видим, что пришло / На смену прежнего режима, / Мы лишь вздыхаем тяжело, / Решив, что жизнь непостижима»).
В 2000 Добрынин вызвал интерес политологов и футурологов — в стихотворении 1992, где упоминал «диктатор поселка по имени Вова. Металл», усмотрели сбывшееся пророчество о новом главе государства. В дальнейшем к путинской теме Добрынин обращался неоднократно («Будь счастлив, Путин»; «Подарок к выборам» // Национальная газ. 2004. №72). В ряде стихотворений Добрынин осуждает межнациональную рознь; с чтения вслух его стихотворения «Когда гуляешь по Тверской» в московских школах начинают урок толерантности.
С 1991 Добрынин начал работать в различных московских издательствах, первоначально как составитель различных антологий; затем стал главным редактором издательства «АСТ» на самом раннем этапе его возникновения, ту же должность занимал последовательно в издательствах «АСТ-пресс», «Мирт», «Букмэн». Желание больше времени уделять творчеству привело Добрынина к решению отказаться от административной работы: он всецело посвятил себя составлению поэтических антологий, в т.ч. знаменитого тома «Фривольная поэзия» (М., 2002. 1168 с). По заказам издательств писал авантюрные романы как под собственной («Черный пробел», 1992; «Смерть говорит по-русски», 1995; «Кольцевой разлом», 1998), так и под чужими фамилиями (участие в проекте «Евгений Сухов, Я — вор в законе». Добрынин — автор романа «Мафия и власть» и др.). Автор поэтических сборники — «Пески» (1994, «Бестиарий» (1994), «Холод» (1994, «Регулярные парки» (1997), «Река» (1999), «Странная пристань» (2000), «Записки гуляки» (2000), «Легкое жжение» (2002), «Жестокость» (2004). Член Союза московских литераторов (1989), СП Москвы (1993; рекомендация Б.Ш.Окуджавы), СП России (2001). «Творчество Добрынина позволяет нам понять и принять как норму многообразные отклонения <...> Сама судьба определила Добрынину стать Лермонтовым наших дней: его железный стих, облитый горечью и злостью, как бы договаривает нам все то, чего не успел договорить гениальный собрат 150 лет тому назад» (Боклерк Ф.— С.182).
Десятилетие спустя и сам Добрынин уточнил место поэта в мироздании: «Поэт находится в странной роли — / Он, при амбициях всех своих, / Лишь пыльный фикус, стоящий в холле / Профилактория для слепых. / Решал, наверное, что-то где-то, / С унылым тщанием наш мир творя, / На всякий случай включить поэта / В состав мирового инвентаря».
Соч.:
Черный пробел. М., 1992;
Смерть говорит по-русски. М., 1995;
Кольцевой разлом. М., 1998;
Пески. М., 1994;
Бестиарий. М., 1994;
Холод. М., 1994;
Регулярные парки. М., 1997;
Река М., 1999;
Странная пристань. М., 2000;
Записки гуляки. М., 2000;
Легкое жжение. М., 2002;
Жестокость. М., 2004.
Лит.:
Степанцов В.Ю. Отстойник вечности // Юность. 1992. №4-5;
Орден Куртуазных Маньеристов: Хроники Ордена (Канцлер вспоминает). М., 1995;
Боклерк Ф. Избранники, или Мужество игры // Орден Куртуазных Маньеристов. Красная книга Маркизы: Венок на могилу всемирной литературы. М., 1995;
Долгоиграющий орден: Беседа А.Добрынина с В.Березиным // НГ Ex libris. 2002. 19 дек. №44 (255).
М.П.Лепехин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|