AZ-libr.ру

информационный портал





Овечкин Валентин Владимирович [22.06.1904-27.01.1968]

Овечкин Валентин Владимирович (псевдонимы Буревой, Валентин Буревой, В. Савельев)
       [9(22).6.1904, Таганрог — 27.1.1968, Ташкент]
       — прозаик, публицист, драматург.
       Отец Овечкина был банковским служащим: до Октябрьской революции 1917 работал счетоводом в Азово-Донском банке, потом — счетоводом в Таганрогском уездном продкоме. В 1921 отца не стало. Мать, Евдокия Петровна, была домохозяйкой, умерла в 1913. Поступив в 1914(13?) в Таганрогское техническое училище, Овечкин вынужден был из-за материальных затруднений в 1919 прервать обучение и пойти работать.
       С 1919 по 1923 преимущественно сапожничал в Таганроге и окрестных селах.
       В 1923 Овечкин обосновался в с.Ефремовка (Федоровский р-н Ростовской обл.).
       До сент. 1925 сапожничал, работал учителем школы ликбеза, заведовал избой-читальней, руководил самодеятельным драмкружком.
       В 1924 Овечкин вступил в комсомол и вскоре стал секретарем местной комсомольской ячейки. Из крестьян-бедняков с.Ефремовка Овечкин организовал в 1925 сельскохозяйственную коммуну им. М.И.Калинина и был ее председателем до 1931.
       В 1929 Овечкин был принят в члены ВКП(б).
       В 1928-29 появляются первые корреспонденции Овечкин в таганрогской газете «Красное знамя» («Таганрогская правда») и в ростовской газете «Советский пахарь» («Колхозная правда»).
       В 1929 в газете «Беднота» Овечкин опубликовал первый рассказ «Савельев» за подписью Валентин Буревой.
       С 1931 Овечкин на партийной и профсоюзной работе на Кубани, в г.Кисловодске и т.д.
       В 1934 Овечкин сменил партийную работу на журналистскую деятельность.
       С сент. 1934 Овечкин — разъездной корреспондент ростовских газет «Молот», «Колхозная правда», «Армавирская коммуна» (с 1935) и «Большевик» (Краснодар, с 1938). В первой книге «Колхозные рассказы» (1935) Овечкин показывает борьбу старого и нового, прослеживает процесс становления социалистических отношений в деревне и формирования нового человека на селе. Вторая книга Овечкин — «Рассказы» (1939) — развивает темы, заявленные в сборнике «Колхозные рассказы».
       В 1937 Овечкин был исключен из партии по обвинению в заступничеаве за приятеля (снова принят в 1943).
       С 1939 Овечкин начинает печататься в московских журналах «Красная новь» и «Октябрь». В этом же году он оставляет газетную работу и полностью переключается на литературное творчество. Незадолго до войны о рассказах и очерках Овечкин «Прасковья Максимовна» (1939), «Без роду, без племени» (1940), «Слепой машинист» (1941) и др. заговорили и критики, и читатели (см. о ранних произведениях Овечкина: Янкелевич Е. Рассказы В.Овечкина // Литенратурное обозрение. 1940. №5. 5 марта. С.7-12). Наиболее значительным достижением Овечкина предвоенной поры стала повесть «Гости в Стукачах» (1940), ярко, с тонким юмором изображающая соревнование двух колхозов и затрагивающая целый ряд серьезных проблем деревенской жизни.
       В 1941 Овечкин был принят в СП СССР. Перед войной писатель жил на Кубани — в ст. Родниковской Курганинского р-на Краснодарского края.
       Овечкин — участник Великой Отечественной войны; был во 2-й Кубанской казачьей дивизии; работал в газете Крымского фронта «Боевая Крымская», окончил курсы политсостава, служил в должности агитатора полка на Сталинградском, затем на Южном фронтах. Принимал участие в боях под ст.Богаевской, хутором Врнажи (на Дону), в наступлении в Донбассе, в Запорожской обл., в боях под Мелитополем.
       В окт. 1943 был демобилизован и направлен на работу в газете «Правда Украины». В этой газете работал в должности писателя-очеркиста до марта 1946. Фронтовые корреспонденции, статьи и очерки Овечкин требуют к себе дополнительного внимания, т.к. они пока не стали предметом обстоятельного анализа. В годы войны семья писателя (жена Екатерина Владимировна и двое сыновей — Валентин и Валерий) находилась в эвакуации в Тбилиси.
       В 1944 Овечкин написал повесть «С фронтовым приветом», которая была опубликована в 1945 почти одновременно с окончанием войны. Это произведение, впитавшее военный опыт писателя и его предощущения будущей мирной жизни, получило широкую известность как в стране, так и за ее пределами. Главные герои повести, капитан Спивак и старший лейтенант Петренко, размышляют о том, какой должна быть жизнь после военного лихолетья: «...в новой жизни на освобожденной земле хотим мы видеть, после всех ужасов войны, много красоты и радости... Много крови пролили на этой земле, но и многого хотим от будущей жизни. Иначе и быть не может. Мы — наступаем. Не сохранять старые рубежи задача наша, а новые занимать» (СС: в 3 т. Т.1. С.432). Своей повестью, подкупающей простотой, искренностью, лиризмом и заботой о родной стране, Овечкин сумел откликнуться на актуальные проблемы времени, и социально-экономические, и нравственные: задачи предстоящего восстановления народного хозяйства, творческое отношение к делу, чуткость и доверие к людям, право каждого человека на лучшую жизнь, опасность самоуспокоенности и других. Концовка произведения, ознаменовавшего естественный переход от литературы военных лет к послевоенной литературе, имеет призывно-публицистический характер: «Хочешь жить — броском вперед!» (Там же. С.463).
       Весной 1946 Овечкин перебрался в Таганрог, в авг. 1948 переехал в г.Льгов (Курская обл.), спустя 5 лет — в Курск и прожил там до 1963. В разные годы Овечкин был членом Курского обкома партии, депутатом Курского областного совета, членом Курского областного комитета защиты мира.
       После успеха повести «С фронтовым приветом» прозаик и публицист, будучи мастером диалога, обратился к драматургическому жанру. В конце 1940-х — начале 1950-х Овечкин создает 3 пьесы, в которых верен своим «деревенским» привязанностям: «Бабье лето» (1947), «Настя Колосова» (1949; 2-я ред. 1950) и «Народный академик» (1953, в соавторстве с Г.С.Фишем). Спустя десятилетие появятся новые пьесы Овечкина о проблемах сельского хозяйства, о стиле партийного руководства, о нравственном облике человека: «Навстречу ветру. Сцены из деревенской жизни» (1958), «Летние дожди» (1959), «Время пожинать плоды...» (1960), «Пусть это сбудется» (1961). Но пьесы Овечкина были все же недостаточно сценичны, что затрудняло их путь к зрителю.
       В 1952-56 на страницах журнала «Новый мир» и газета «Правда» увидело свет самое значительное произведение Овечкина — книга «Районные будни», состоящая из 5 очерков, которые связаны между собой общностью темы и действующих лиц: «Районные будни» (Новый мир. 1952. №9), «На переднем крае» (Правда. 1953. 20, 23 июля), «В том же районе» (Новый мир. 1954. №3), «Своими руками» (Правда. 1954. 27, 30 авг., 1 сент.), «Трудная весна» (Новый мир. 1956. № 3, 5, 9).
       Овечкин глубоко проанализировал состояние сельского хозяйства, решительно выступил против лакировки действительности, демагогии и очковтирательства, остро поставил проблему партийного руководства. При этом писатель проявил гражданскую и творческую смелость, приверженность подлинному реализму в изображении жизненных трудностей, противоречий. Книга Овечкин далека от документальной, фактографической литературы; она представляет собой, по сути дела, художественную прозу (см. об этом: Тимофеева В.В. Поэтическое исследование жизни // Нева. 1957. №4. С.183-187). Писатель подчеркивал, что главное в его очерках —«человеческая сторона дела, а не сельскохозяйственная» (СС: в 3 т. Т.3. С.333). Книга «Районные будни» содержала в себе глубокие обобщения и яркие человеческие характеры. Имея в виду очерк Овечкина «Районные будни», открывавший очерковый цикл, А.Т.Твардовский писал: «Сравнительно небольшой по объему очерк этот явился в нашей литературе, обращенной к сельской тематике, фактом поворотного значения. Здесь впервые с такой нежданной смелостью прозвучало встревоженное слово вдумчивого литератора о положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости решительных перемен в методах руководства колхозами. Пожалуй, ни одно из произведений "крупных" жанров, по выходе в свет этого очерка, не могло бы сравниться с ним ни читательской почтой, ни количеством отзывов в печати» (Твардовский А.Т. СС: в 6 т. Т.5. С.282-283). Произведение Овечкина наносило удар по царившей в те годы «теории бесконфликтности»; оно проложило дорогу в литературу творчеству Г.Н.Троепольского, А.В.Калинина, С.П.Залыгина, Е.Я.Дороша, В.Ф.Тендрякова, В.А.Солоухина, В.А.Закруткина, М.Жестева и др. Без «Районных будней» были бы невозможны расцвет и достижения «деревенской прозы» 1960-70-х.
       Овечкин не раз говорил о том, что публицистика непременно должна быть действенной, в противном случае она не имеет смысла и ею не стоит заниматься. Он хотел видеть скорую практическую отдачу и от цикла «Районные будни», и от своих отдельных очерков и статей 1940-60-х, построенных на самом разном материале — деревенском, военном и ином: «Рекорды и урожай» (1946), «О людях "без стельки"» (1948), «День тракториста», «Упрямый хутор», «Лавулирующие» (все — 1952), «Поговорим о насущных нуждах литературы», «Новатор Терентий Мальцев» (оба — 1954), «В далеком и по-родному близком Китае. Заметки писателя» (1955), «О совещаниях, каких еще не проводили» (1960) и др. Овечкину было свойственно писательское и гражданское нетерпение, проистекавшее из убеждения, что литература (слово) может все. «Слишком нетерпеливый и оттого опрометчивый и несчастный, он мог в минуту отчаяния извлечь из сердца и черкнуть: "Пишешь, пишешь и — ни хрена, ни на градус не повернулся шар земной." И в малом, как и в большом и главном,— то же нетерпенье, та же искренность, та же боль» (Атаров Н.С. — С.167).
       В жизни страны конца 1950-х — начала 1960-х было много глубоких противоречий, что приводило Овечкин порой к полному отчаянию. У писателя, душой болевшего за все, что происходило вокруг, стала появляться мысль о самоубийстве.
       В 1961 после поездки в Приморье и на целину Овечкин предпринял попытку покончить с собой: «...вся инспекция хрущевского "заднего двора" привела Овечкина к таким горестным выводам, какие можно было итожить только пулей... Собралось наверняка много разного, всякого, и от треклятой Калиновки, и от добротной провинциальной травли "на местах", и от взаимоотношений с "Новым миром", с Твардовским, но теперь, издали, главного никак не заслонить и не убрать: самый известный и яркий пропагандист начальных хрущевских реформ приходит к идее политического самоубийства. Утренний выстрел в кабинете неточен, выбит правый глаз, прострелен висок, московские врачи спасают жизнь. Но точка поставлена.
       С 1961 года очеркиста Валентина Овечкина нет» (Черниченко Ю. Учитель // Овечкин В. СС: в 3 т. Т.1. С.9). После случившегося жизнь писателя, и личная, и творческая, стала резко меняться не только внутренне, но и внешне.
       Весной 1963 Овечкин уезжает в Ташкент. Свой переезд, удививший многих, он, как правило, объяснял чисто семейными соображениями. Но это была лишь часть правды. После попытки самоубийства Овечкин хотелось избавиться от сочувствия-любопытства друзей, знакомых, защитить себя от пересудов недругов. И он решается покинуть Россию. Узбекская земля встретила русского писателя весьма гостеприимно: «Принят я был здесь товарищами по перу по-братски. Быстро устроен во всех бытовых делах — с жильем и пр.» (СС: в 3 т. Т.3. С.86). В Ташкенте Овечкин прожил до конца своих дней, сохраняя многочисленные и разнообразные связи с Россией (переписка, встречи с друзьями и т. п.).
       С 1958 и до самой смерти Овечкин был членом редколлегии журнала «Новый мир»; он немало времени отдавал работе с начинающими литераторами. К сожалению, «ташкентский» период в творчестве Овечкин не был ознаменован созданием какого-нибудь нового, значительного сочинения.
       Начиная с 1950-х Овечкин выступал со статьями и докладами по вопросам литературы и искусства. Некоторые из них, как, например, доклад в окт. 1955 «Колхозная жизнь и литература» (Новый мир. 1955. №12), вызвали большой общественный резонанс и оказали заметное влияние на развитие отечественной литературы 1950-60-х, в частности на развитие «деревенской прозы». Весьма интересны и содержательны сохранившиеся записные книжки и дневники Овечкина. Среди обширного эпистолярного наследия Овечкина, которое проливает дополнительный свет на литературную и общественную атмосферу 1930-60-х, особенно выделяются его письма, адресованные А.Т.Твардовскому.
       У Овечкина были большие творческие планы: с конца 1950-х он мечтал написать автобиографическую книгу ([Наброски] // СС: в 3 т. Т.3. С.229-247); был занят подготовкой большой работы о знаменитом колхозе «Политотдел» (под Ташкентом) и его председателе Хване (см. об этом: Черниченко Ю. Тимофей Хван и Валентин Овечкин // Журналист. 1970. №1. С.48-52). В письме А.Т.Твардовскому от 8 сент. 1966 он сообщал: «Да, я не отступаюсь от своего намерения написать об этом колхозе. Рассказ о "Политотделе" переплетается с моими воспоминаниями о нашей коммуне, где я председательствовал, о первых шагах колхозного движения... Колхоз "Политотдел" — это тот идеал, который мерещился нам, первым голодным коммунарам в Приазовье, когда мы зачинали свою нищую (в то время) коммуну» (СС: в 3 т. Т.3. С.34). Но творческие планы писателя 1960-х, связанные с автобиографическими и документальными жанрами, остались неосуществленными.
       За 5 лет до своей кончины Овечкин писал А.Т.Твардовскому (в письме от 11 дек. 1963): «Что-то будто оборвалось в душе. Я не тот, каким был, другой человек, совсем другой, остатки человека. Писать-то надо кровью, а из меня она как бы вытекла вся» (Там же. С.318). Несмотря на гостеприимство узбекской земли, Овечкин тосковал по России. Овечкина часто посещала мысль о необходимости возвращения домой, это был «стон души». В одном из писем А.Т.Твардовскому (от 1 янв. 1965) Овечкин писал: «Я подумывал просто о России, о каком-нибудь областном или даже не областном городе, но чтоб было свое, русское, родное. Только не в Москву. Туда меня не тянет. Но и для такого переезда, не в Москву, никаких реальных возможностей у меня нет, главная причина — денег нет...». (Там же. С.323). Овечкин скончался вдали от России, которую он так любил и о процветании которой он так заботился.
       Биография и произведения Овечкина послужили материалом для пьесы А.Буравского «Говори!» (1986), которая шла на сцене Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой.

Соч.:
       СС: в 3 т. / сост. и подгот. текста М.М.Колосова и В.В.Овечкина; вступ. статья Ю.Д.Черниченко. М., 1989-90;
       Избранное: Повести, рассказы, очерки [С биографической справкой]. Курск, 1955;
       Пусть это сбудется: пьесы. М., 1962;
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1963;
       [Автобиография] // Советские писатели. Автобиографии/ сост. Б.Я.Брайнина, А.Н.Дмитриева. М., 1972. Т.4. С.473-491;
       Статьи, дневники, письма / сост. Л.Ш.Вильчек, В.В.Овечкин, А.Н.Узилевский. М., 1972;
       Заметки на полях / вступ. статья М.М.Колосова. М., 1973. (Писатели о творчестве);
       В середине века: Переписка А.Т.Твардовского и В.В.Овечкина. 1946-1968 гг. /публ., комм., послесл. М.И.Твардовской // Север. 1979. №10. С.94-120; 1980. №2. С.83-110;
       Районные будни: Из записных книжек и дневников. Воронеж, 1980.

Лит.:
       Виденский И.Г. Валентин Овечкин: Памятка читателю. Курск, 1954;
       Приваленко М.Е. Валентин Овечкин: Критико-биографический очерк. Курск, 1955;
       Старикова Е.В. Поэзия мысли и борьбы // Знамя. 1956. №12. С.189-199;
       Тимофеева В.В. Из наблюдений над творческой работой В.Овечкина // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1957. Т.6. С.255-284;
       Лапшин М.А. Валентин Овечкин // Нева. 1961. №4. С.183-192;
       Виноградов И. Деревенские очерки Валентина Овечкина // Новый мир. 1964. №6. С.207-229;
       Владимиров Г. Утверждающая сила таланта: Заметки о творчестве В.Овечкина // Звезда Востока. 1964. №11. С.150-160;
       Валентин Владимирович Овечкин / сост. Э.М.Румянцева // Русские советские писатели: биобиблиографический указатель. Л., 1964. Т.3. С.322-337;
       Твардовский А.Т. Памяти Валентина Овечкина // Новый мир. 1968. №1. С.285-286; (То же под назв. «В.В.Овечкин» // Твардовский А. СС: в 6 т. 1980. Т.5. С.282-283);
       Троепольский Г.Н. О Валентине Овечкине // Новый мир. 1968. №9. С.33-35;
       Залыгин С.П. О Валентине Овечкине // Новый мир. 1968. №9. С.31-33;
       Калинин А.В. Пахарь и солдат // Дон. 1971. №10. С.181-187;
       Иванов Л.И. Встречи с Валентином Овечкиным // Сибирские огни. 1972. №4. С.152-160;
       Канторович Вл. «Делать правду»: (В.Овечкин и современный очерк) // Вопросы литературы. 1974. №6. С.151-172;
       Атаров Н.С. Дальняя дорога: Литературный портрет В.Овечкина. М., 1977;
       Вильчек Л.Ш. Валентин Овечкин. Жизнь и творчество. М., 1977;
       Черниченко Ю.Д. Мои властители дум // Литературная учеба. 1979. №3. С.107-113;
       Воспоминания о В. Овечкине: сб. / сост. М.М.Колосов. М., 1982;
       Лапшин М.А. «Хочешь светить — гори!» //Наш современник. 1984. №9. С.179-185;
       Иванов Л.И. О моем времени // Октябрь. 1986. №8. С.178-183: [Овечкин и Твардовский]; №9. С.151-158: [Валентин Овечкин в Сибири];
       Стреляный А. «Районные будни»: К 30-летию выхода в свет // Новый мир. 1986. №12. С.231-240;
       Черниченко Ю.Д. Поднявшийся первым //Новый мир. 1989. №9. С.178-192;
       Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50-80-х годов (От В.Овечкина до Ю.Черниченко). М., 1996;
       Крюкова Н. Жил по правде. У земляков Валентина Овечкина // Правда. 1999. №68. 22-23 июня. С.4;
       Молчанов В. Дорогие страницы памяти. К 100-летию со дня рождения В.В.Овечкина // Наш современник. 2004. №6. С.187-194.

П.В.Бекедин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:40:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"