Овечкин Валентин Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Овечкин
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 22.06 Кто родился в этот год 1904 |
[9(22).6.1904, Таганрог — 27.1.1968, Ташкент]
— прозаик, публицист, драматург.
Отец Овечкина был банковским служащим: до Октябрьской революции 1917 работал счетоводом в
Азово-Донском банке, потом — счетоводом в Таганрогском уездном продкоме. В 1921 отца не стало. Мать,
Евдокия Петровна, была домохозяйкой, умерла в 1913. Поступив в 1914(13?) в Таганрогское техническое
училище, Овечкин вынужден был из-за материальных затруднений в 1919 прервать обучение и пойти
работать.
С 1919 по 1923 преимущественно сапожничал в Таганроге и окрестных селах.
В 1923 Овечкин обосновался в с.Ефремовка (Федоровский р-н Ростовской обл.).
До сент. 1925 сапожничал, работал учителем школы ликбеза, заведовал избой-читальней, руководил
самодеятельным драмкружком.
В 1924 Овечкин вступил в комсомол и вскоре стал секретарем местной комсомольской ячейки. Из
крестьян-бедняков с.Ефремовка Овечкин организовал в 1925 сельскохозяйственную коммуну им.
М.И.Калинина и был ее председателем до 1931.
В 1929 Овечкин был принят в члены ВКП(б).
В 1928-29 появляются первые корреспонденции Овечкин в таганрогской газете «Красное знамя»
(«Таганрогская правда») и в ростовской газете «Советский пахарь» («Колхозная правда»).
В 1929 в газете «Беднота» Овечкин опубликовал первый рассказ «Савельев» за подписью Валентин
Буревой.
С 1931 Овечкин на партийной и профсоюзной работе на Кубани, в г.Кисловодске и т.д.
В 1934 Овечкин сменил партийную работу на журналистскую деятельность.
С сент. 1934 Овечкин — разъездной корреспондент ростовских газет «Молот», «Колхозная правда»,
«Армавирская коммуна» (с 1935) и «Большевик» (Краснодар, с 1938). В первой книге «Колхозные рассказы»
(1935) Овечкин показывает борьбу старого и нового, прослеживает процесс становления
социалистических отношений в деревне и формирования нового человека на селе. Вторая книга Овечкин
— «Рассказы» (1939) — развивает темы, заявленные в сборнике «Колхозные рассказы».
В 1937 Овечкин был исключен из партии по обвинению в заступничеаве за приятеля (снова принят в 1943).
С 1939 Овечкин начинает печататься в московских журналах «Красная новь» и «Октябрь». В этом же году
он оставляет газетную работу и полностью переключается на литературное творчество. Незадолго до
войны о рассказах и очерках Овечкин «Прасковья Максимовна» (1939), «Без роду, без племени» (1940),
«Слепой машинист» (1941) и др. заговорили и критики, и читатели (см. о ранних произведениях Овечкина:
Янкелевич Е. Рассказы В.Овечкина // Литенратурное обозрение. 1940. №5. 5 марта. С.7-12). Наиболее
значительным достижением Овечкина предвоенной поры стала повесть «Гости в Стукачах» (1940), ярко, с
тонким юмором изображающая соревнование двух колхозов и затрагивающая целый ряд серьезных
проблем деревенской жизни.
В 1941 Овечкин был принят в СП СССР. Перед войной писатель жил на Кубани — в ст. Родниковской
Курганинского р-на Краснодарского края.
Овечкин — участник Великой Отечественной войны; был во 2-й Кубанской казачьей дивизии; работал в
газете Крымского фронта «Боевая Крымская», окончил курсы политсостава, служил в должности
агитатора полка на Сталинградском, затем на Южном фронтах. Принимал участие в боях под
ст.Богаевской, хутором Врнажи (на Дону), в наступлении в Донбассе, в Запорожской обл., в боях под
Мелитополем.
В окт. 1943 был демобилизован и направлен на работу в газете «Правда Украины». В этой газете работал
в должности писателя-очеркиста до марта 1946. Фронтовые корреспонденции, статьи и очерки Овечкин
требуют к себе дополнительного внимания, т.к. они пока не стали предметом обстоятельного анализа. В
годы войны семья писателя (жена Екатерина Владимировна и двое сыновей — Валентин и Валерий)
находилась в эвакуации в Тбилиси.
В 1944 Овечкин написал повесть «С фронтовым приветом», которая была опубликована в 1945 почти
одновременно с окончанием войны. Это произведение, впитавшее военный опыт писателя и его
предощущения будущей мирной жизни, получило широкую известность как в стране, так и за ее
пределами. Главные герои повести, капитан Спивак и старший лейтенант Петренко, размышляют о том,
какой должна быть жизнь после военного лихолетья: «...в новой жизни на освобожденной земле хотим мы
видеть, после всех ужасов войны, много красоты и радости... Много крови пролили на этой земле, но и
многого хотим от будущей жизни. Иначе и быть не может. Мы — наступаем. Не сохранять старые рубежи
задача наша, а новые занимать» (СС: в 3 т. Т.1. С.432). Своей повестью, подкупающей простотой,
искренностью, лиризмом и заботой о родной стране, Овечкин сумел откликнуться на актуальные проблемы
времени, и социально-экономические, и нравственные: задачи предстоящего восстановления народного
хозяйства, творческое отношение к делу, чуткость и доверие к людям, право каждого человека на
лучшую жизнь, опасность самоуспокоенности и других. Концовка произведения, ознаменовавшего
естественный переход от литературы военных лет к послевоенной литературе, имеет
призывно-публицистический характер: «Хочешь жить — броском вперед!» (Там же. С.463).
Весной 1946 Овечкин перебрался в Таганрог, в авг. 1948 переехал в г.Льгов (Курская обл.), спустя 5 лет —
в Курск и прожил там до 1963. В разные годы Овечкин был членом Курского обкома партии, депутатом
Курского областного совета, членом Курского областного комитета защиты мира.
После успеха повести «С фронтовым приветом» прозаик и публицист, будучи мастером диалога, обратился
к драматургическому жанру. В конце 1940-х — начале 1950-х Овечкин создает 3 пьесы, в которых верен
своим «деревенским» привязанностям: «Бабье лето» (1947), «Настя Колосова» (1949; 2-я ред. 1950) и
«Народный академик» (1953, в соавторстве с Г.С.Фишем). Спустя десятилетие появятся новые пьесы
Овечкина о проблемах сельского хозяйства, о стиле партийного руководства, о нравственном облике
человека: «Навстречу ветру. Сцены из деревенской жизни» (1958), «Летние дожди» (1959), «Время
пожинать плоды...» (1960), «Пусть это сбудется» (1961). Но пьесы Овечкина были все же недостаточно
сценичны, что затрудняло их путь к зрителю.
В 1952-56 на страницах журнала «Новый мир» и газета «Правда» увидело свет самое значительное
произведение Овечкина — книга «Районные будни», состоящая из 5 очерков, которые связаны между
собой общностью темы и действующих лиц: «Районные будни» (Новый мир. 1952. №9), «На переднем
крае» (Правда. 1953. 20, 23 июля), «В том же районе» (Новый мир. 1954. №3), «Своими руками» (Правда.
1954. 27, 30 авг., 1 сент.), «Трудная весна» (Новый мир. 1956. № 3, 5, 9).
Овечкин глубоко проанализировал состояние сельского хозяйства, решительно выступил против
лакировки действительности, демагогии и очковтирательства, остро поставил проблему партийного
руководства. При этом писатель проявил гражданскую и творческую смелость, приверженность
подлинному реализму в изображении жизненных трудностей, противоречий. Книга Овечкин далека от
документальной, фактографической литературы; она представляет собой, по сути дела, художественную
прозу (см. об этом: Тимофеева В.В. Поэтическое исследование жизни // Нева. 1957. №4. С.183-187).
Писатель подчеркивал, что главное в его очерках —«человеческая сторона дела, а не
сельскохозяйственная» (СС: в 3 т. Т.3. С.333). Книга «Районные будни» содержала в себе глубокие
обобщения и яркие человеческие характеры. Имея в виду очерк Овечкина «Районные будни»,
открывавший очерковый цикл, А.Т.Твардовский писал: «Сравнительно небольшой по объему очерк этот
явился в нашей литературе, обращенной к сельской тематике, фактом поворотного значения. Здесь
впервые с такой нежданной смелостью прозвучало встревоженное слово вдумчивого литератора о
положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости решительных перемен в методах руководства
колхозами. Пожалуй, ни одно из произведений "крупных" жанров, по выходе в свет этого очерка, не могло
бы сравниться с ним ни читательской почтой, ни количеством отзывов в печати» (Твардовский А.Т. СС: в 6
т. Т.5. С.282-283). Произведение Овечкина наносило удар по царившей в те годы «теории
бесконфликтности»; оно проложило дорогу в литературу творчеству Г.Н.Троепольского, А.В.Калинина,
С.П.Залыгина, Е.Я.Дороша, В.Ф.Тендрякова, В.А.Солоухина, В.А.Закруткина, М.Жестева и др. Без
«Районных будней» были бы невозможны расцвет и достижения «деревенской прозы» 1960-70-х.
Овечкин не раз говорил о том, что публицистика непременно должна быть действенной, в противном
случае она не имеет смысла и ею не стоит заниматься. Он хотел видеть скорую практическую отдачу и от
цикла «Районные будни», и от своих отдельных очерков и статей 1940-60-х, построенных на самом разном
материале — деревенском, военном и ином: «Рекорды и урожай» (1946), «О людях "без стельки"» (1948),
«День тракториста», «Упрямый хутор», «Лавулирующие» (все — 1952), «Поговорим о насущных нуждах
литературы», «Новатор Терентий Мальцев» (оба — 1954), «В далеком и по-родному близком Китае.
Заметки писателя» (1955), «О совещаниях, каких еще не проводили» (1960) и др. Овечкину было
свойственно писательское и гражданское нетерпение, проистекавшее из убеждения, что литература
(слово) может все. «Слишком нетерпеливый и оттого опрометчивый и несчастный, он мог в минуту
отчаяния извлечь из сердца и черкнуть: "Пишешь, пишешь и — ни хрена, ни на градус не повернулся шар
земной." И в малом, как и в большом и главном,— то же нетерпенье, та же искренность, та же боль»
(Атаров Н.С. — С.167).
В жизни страны конца 1950-х — начала 1960-х было много глубоких противоречий, что приводило Овечкин
порой к полному отчаянию. У писателя, душой болевшего за все, что происходило вокруг, стала
появляться мысль о самоубийстве.
В 1961 после поездки в Приморье и на целину Овечкин предпринял попытку покончить с собой: «...вся
инспекция хрущевского "заднего двора" привела Овечкина к таким горестным выводам, какие можно было
итожить только пулей... Собралось наверняка много разного, всякого, и от треклятой Калиновки, и от
добротной провинциальной травли "на местах", и от взаимоотношений с "Новым миром", с Твардовским, но
теперь, издали, главного никак не заслонить и не убрать: самый известный и яркий пропагандист
начальных хрущевских реформ приходит к идее политического самоубийства. Утренний выстрел в
кабинете неточен, выбит правый глаз, прострелен висок, московские врачи спасают жизнь. Но точка
поставлена.
С 1961 года очеркиста Валентина Овечкина нет» (Черниченко Ю. Учитель // Овечкин В. СС: в 3 т. Т.1.
С.9). После случившегося жизнь писателя, и личная, и творческая, стала резко меняться не только
внутренне, но и внешне.
Весной 1963 Овечкин уезжает в Ташкент. Свой переезд, удививший многих, он, как правило, объяснял
чисто семейными соображениями. Но это была лишь часть правды. После попытки самоубийства Овечкин
хотелось избавиться от сочувствия-любопытства друзей, знакомых, защитить себя от пересудов
недругов. И он решается покинуть Россию. Узбекская земля встретила русского писателя весьма
гостеприимно: «Принят я был здесь товарищами по перу по-братски. Быстро устроен во всех бытовых
делах — с жильем и пр.» (СС: в 3 т. Т.3. С.86). В Ташкенте Овечкин прожил до конца своих дней, сохраняя
многочисленные и разнообразные связи с Россией (переписка, встречи с друзьями и т. п.).
С 1958 и до самой смерти Овечкин был членом редколлегии журнала «Новый мир»; он немало времени
отдавал работе с начинающими литераторами. К сожалению, «ташкентский» период в творчестве
Овечкин не был ознаменован созданием какого-нибудь нового, значительного сочинения.
Начиная с 1950-х Овечкин выступал со статьями и докладами по вопросам литературы и искусства.
Некоторые из них, как, например, доклад в окт. 1955 «Колхозная жизнь и литература» (Новый мир. 1955.
№12), вызвали большой общественный резонанс и оказали заметное влияние на развитие отечественной
литературы 1950-60-х, в частности на развитие «деревенской прозы». Весьма интересны и содержательны
сохранившиеся записные книжки и дневники Овечкина. Среди обширного эпистолярного наследия
Овечкина, которое проливает дополнительный свет на литературную и общественную атмосферу
1930-60-х, особенно выделяются его письма, адресованные А.Т.Твардовскому.
У Овечкина были большие творческие планы: с конца 1950-х он мечтал написать автобиографическую
книгу ([Наброски] // СС: в 3 т. Т.3. С.229-247); был занят подготовкой большой работы о знаменитом
колхозе «Политотдел» (под Ташкентом) и его председателе Хване (см. об этом: Черниченко Ю. Тимофей
Хван и Валентин Овечкин // Журналист. 1970. №1. С.48-52). В письме А.Т.Твардовскому от 8 сент. 1966 он
сообщал: «Да, я не отступаюсь от своего намерения написать об этом колхозе. Рассказ о "Политотделе"
переплетается с моими воспоминаниями о нашей коммуне, где я председательствовал, о первых шагах
колхозного движения... Колхоз "Политотдел" — это тот идеал, который мерещился нам, первым голодным
коммунарам в Приазовье, когда мы зачинали свою нищую (в то время) коммуну» (СС: в 3 т. Т.3. С.34). Но
творческие планы писателя 1960-х, связанные с автобиографическими и документальными жанрами,
остались неосуществленными.
За 5 лет до своей кончины Овечкин писал А.Т.Твардовскому (в письме от 11 дек. 1963): «Что-то будто
оборвалось в душе. Я не тот, каким был, другой человек, совсем другой, остатки человека. Писать-то
надо кровью, а из меня она как бы вытекла вся» (Там же. С.318). Несмотря на гостеприимство узбекской
земли, Овечкин тосковал по России. Овечкина часто посещала мысль о необходимости возвращения домой,
это был «стон души». В одном из писем А.Т.Твардовскому (от 1 янв. 1965) Овечкин писал: «Я подумывал
просто о России, о каком-нибудь областном или даже не областном городе, но чтоб было свое, русское,
родное. Только не в Москву. Туда меня не тянет. Но и для такого переезда, не в Москву, никаких
реальных возможностей у меня нет, главная причина — денег нет...». (Там же. С.323). Овечкин скончался
вдали от России, которую он так любил и о процветании которой он так заботился.
Биография и произведения Овечкина послужили материалом для пьесы А.Буравского «Говори!» (1986),
которая шла на сцене Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх