|
Смоленский Владимир Алексеевич
[24.7(6.8).1901, Луганск Екатеринославской губ.— 8.11.1961, Париж]
— поэт.
Происходил из потомственных дворян Донского края, отец — полковник, расстрелян
большевиками в 1920. В письме к 3.А.Шаховской от 4 июля 1935 Смоленский
сообщает о себе: «Начиная с 18-ти лет воевал с большевиками в добровольческой
армии, с которой и эвакуировался из Крыма в 21-м году. 2 года жил в Африке и
Тунисе, где и начал впервые писать стихи, потом приехал во Францию, года два
работал на металлургических и автомобильных заводах. Потом получил стипендию,
кончил в Париже гимназию, учился в Сорбонне и коммерческой академии. Теперь
служу бухгалтером в одном винном деле...» (Шаховская 3. В поисках Набокова.
Отражения. М., 1991. С.168-169). С середины 1920-х Смоленский постоянно жил в
Париже, входил в группу поэтов «Перекресток» (возникшую в 1926),
культивировавшую строгие, традиционные поэтические формы и ориентировавшуюся на
творчество В.Ф.Ходасевича (Смоленский считал себя его учеником; см.: Мысли о
Владиславе Ходасевиче // Возрождение. Париж. 1955. №41), был председателем
Союза молодых поэтов и писателей
Уже в ранних поэтических опытах Смоленского обозначились основные темы и
настроения его лирики — мотивы отчаяния, гибели, отчужденности от жизни,
разуверения в идеалах: «Его тема — любовь, смерть, одиночество и в то же время
воля к жизни и надежда найти "там", за пределами земли, высший смысл бытия»
(Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Париж;
Нью-Йорк, 1987. С.205). Первая книга стихов Смоленского «Закат» (Париж, 1931)
явилась одним из наиболее ярких достижений молодой эмигрантской поэзии;
доминировавшая в ней пессимистическая тональность была воспринята не только как
отражение индивидуального умонастроения и психологии автора, но и как
характернейшая особенность мироощущения «эмигрантских молодых людей», с
преобладающими в нем мотивами «прозябания, скуки, жалости к самому себе»
(Адамович Г. // Последние новости. 1932. №3956. 21 янв. С.3). В.Ф.Ходасевич,
также увидевший в поэзии Смоленского концентрированное воплощение того, «что
разрозненно бродит в стихах весьма и весьма многих его сверстников», обращал
внимание на внутреннюю опустошенность поэта, отчужденность от подлинных
жизненных ценностей: «Уже сейчас он живет как будто не в жизни, а в
воспоминании о жизни, еще недавно существовавшей. <...> Если он еще жив, то
только потому, что в нем еще бродит воспоминание о мире, которого он уже не
застал, который уже находится за его горизонтом и лишь оттуда пускает свои
последние лучи веры, любви, "идеала"»; отметив, что стихи Смоленского «очень
умелы, изящны, тонки», Ходасевич, однако, подчеркнул, что и поэтика Смоленского
— «закатная, отраженная»: «Смоленский принимает ее готовой от поэтов самого
недавнего прошлого, но от людей совершенно иного душевного строя и иных мыслей»
(Возрождение. 1932. №2410. 7 янв. С.5). П.М.Бицилли, сводивший худож. смысл
«Заката» к «своего рода внутренно-противоречивому "утверждению Ничего"»,
находил в творчестве молодого автора черты сходства с поэзией Г.В.Иванова — с
оговоркой, что стихи Смоленского «суше, чуть-чуть рассудочнее, сдержаннее»
(Современные записки. 1932. Кн.49. С.451).
В 1930-е стихотворения Смоленского регулярно печатались в журнале «Современные
записки», в этом же издании вышла в свет его вторая книга стихов «Наедине»
(Париж, 1938), развивавшая идейно-эстетические принципы, заложенные в «Закате».
Она вновь убеждала в подлинности и силе лирического темперамента Смоленского;
трагическое мироощущение автора воплощалось в строгих формах классического
стиха, в стройных поэтических композициях, с использованием стилистически и
логически выверенной языковой фактуры. Ю.Терапиано отмечал, что Смоленский
«обладает верным инстинктом, направленным к существу жизни. Он не берет жизнь
только на ее поверхности, но инстинктивно устремлен через нее внутрь, к
существу, к внутреннему смыслу» (Круг. Париж. [1938]. Вып. III. С.174).
Ходасевич полагал, что Смоленский стоит «на почве очень верной поэтики», но
«следует ей, быть может, слишком прямолинейно»: «Отсюда — его преувеличенное
стремление к законченности, к стройности, нередко приводящее его к затянутости
в какой-то эстетический корсет. <...> Отсюда — налет какого-то тайного
внутреннего благополучия, столь не идущего к неблагополучной его тематике»
(Возрождение. 1938. №4139. 8 июля. С.9).
Во время немецкой оккупации Франции Смоленский сначала жил в Аррасе, где
работал на часовом заводе, затем в Париже (см. его «Воспоминания»//
Возрождение. 1960. №98). После войны Смоленский — один из составителей
литературный альманах «Орион» (Париж, 1947), в котором напечатал 1-ю главу
(«Детские годы Тристана») своего перевода «Романа о Тристане и Изольде» (1900)
Жозефа Бедье (другие главы опубликованы в журнале «Возрождение» (1955.
№43,45,46)), участник крупнейших литературных журналов русской эмиграции, в
которых регулярно появляются его стихи и статьи (Мистика Александра Блока //
Возрождение. 1955. №37,38; Мысли о Чехове // Вестник РСХД. 1955. №37, и др.).
По свидетельству К.Д.Померанцева, Смоленский был самым популярным русским
поэтом послевоенного времени в Париже («Когда он выступал в Русской
консерватории, большой зал был всегда полон, иногда и переполнен» // Померанцев
К. Сквозь смерть. Воспоминания. [London], 1986. С.34), что объяснялось как его
незаурядным декламационным даром, так и тематическими особенностями многих его
стихов, пронизанных ностальгическими переживаниями, воспоминаниями о старой
России и о Гражданской войне: «У него был массовый читатель: обездоленные
эмигранты, читая его стихи, проклинали большевиков или же — вздыхали, плакали,
но и улыбались сквозь слезы, вспоминая об утраченной родине. Смоленский —
мелодический поэт, склонный к мелодраматизму, к театральности» (Иваск Ю. Поэзия
«старой» эмиграции // Русская литература в эмиграции: сборник статей / под ред.
Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972. С.60). Третья книга стихов Смоленского
«Счастье. 1939-1956» вышла в свет в составе его итогового «Собрания
стихотворений» (Париж, 1957), включавшего и две ранее изданные книги. В новых
стихах Смоленского критики отмечали большую философскую углубленность и
образную подлинность, чем в ранних книгах: «Его сомнения, его тревога и даже
неверие порой уступают теперь место надежде, поэт обращается к Богу уже не в
прежней, чисто риторически-холодной форме, как к чему-то условному, но
внутренне, уже с молитвенным чувством» (Терапиано Ю. // Опыты. Нью-Йорк, 1958.
Кн.9. С.94). Преобладавшее в ранних стихах Смоленского чувство трагической
обреченности, безысходности и бессмысленности существования восполняется
обостренным переживанием реальности идеального мира, духовной родины. Последняя
книга Смоленского «Стихи. 1957-1961» (Париж, 1963) вышла в свет после его
смерти (собрана и издана его вдовой Таисией Смоленской); как и в прежних книгах
Смоленского, в ней тема индивидуальной судьбы неразрывно сплетена с темой
России и ее исторической участи: «И не прощенно, не раскаянно, / В гордыне,
ужасе и зле / И в страхе бродит племя Каина / По русской авельской земле»
(С.39).
Соч.:
«О гибели страны единственной...»: Стихи и проза / сост. В.Леонидов. М., 2001.
Лит.:
Злобин В. Поэт нашего времени Б.Смоленский // Возрождение. 1957. №70;
Горская Л. Памяти Владимира Смоленского // Возрождение. 1961. №120;
Величковская Т.А. О Владимире Смоленском // Возрождение. 1963. №142;
Померанцев К. Оправдание поражения // Литературное обозрение. 1990. №7.
А.В.Лавров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|