AZ-libr.ру

информационный портал





Смоленский Владимир Алексеевич
[06.08.1901-08.11.1961]

  Другие персоны с фамилией Смоленский
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 06.08
Кто родился в этот год 1901

       [24.7(6.8).1901, Луганск Екатеринославской губ.— 8.11.1961, Париж]
       — поэт.
       Происходил из потомственных дворян Донского края, отец — полковник, расстрелян большевиками в 1920. В письме к 3.А.Шаховской от 4 июля 1935 Смоленский сообщает о себе: «Начиная с 18-ти лет воевал с большевиками в добровольческой армии, с которой и эвакуировался из Крыма в 21-м году. 2 года жил в Африке и Тунисе, где и начал впервые писать стихи, потом приехал во Францию, года два работал на металлургических и автомобильных заводах. Потом получил стипендию, кончил в Париже гимназию, учился в Сорбонне и коммерческой академии. Теперь служу бухгалтером в одном винном деле...» (Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991. С.168-169). С середины 1920-х Смоленский постоянно жил в Париже, входил в группу поэтов «Перекресток» (возникшую в 1926), культивировавшую строгие, традиционные поэтические формы и ориентировавшуюся на творчество В.Ф.Ходасевича (Смоленский считал себя его учеником; см.: Мысли о Владиславе Ходасевиче // Возрождение. Париж. 1955. №41), был председателем Союза молодых поэтов и писателей
       Уже в ранних поэтических опытах Смоленского обозначились основные темы и настроения его лирики — мотивы отчаяния, гибели, отчужденности от жизни, разуверения в идеалах: «Его тема — любовь, смерть, одиночество и в то же время воля к жизни и надежда найти "там", за пределами земли, высший смысл бытия» (Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Париж; Нью-Йорк, 1987. С.205). Первая книга стихов Смоленского «Закат» (Париж, 1931) явилась одним из наиболее ярких достижений молодой эмигрантской поэзии; доминировавшая в ней пессимистическая тональность была воспринята не только как отражение индивидуального умонастроения и психологии автора, но и как характернейшая особенность мироощущения «эмигрантских молодых людей», с преобладающими в нем мотивами «прозябания, скуки, жалости к самому себе» (Адамович Г. // Последние новости. 1932. №3956. 21 янв. С.3). В.Ф.Ходасевич, также увидевший в поэзии Смоленского концентрированное воплощение того, «что разрозненно бродит в стихах весьма и весьма многих его сверстников», обращал внимание на внутреннюю опустошенность поэта, отчужденность от подлинных жизненных ценностей: «Уже сейчас он живет как будто не в жизни, а в воспоминании о жизни, еще недавно существовавшей. <...> Если он еще жив, то только потому, что в нем еще бродит воспоминание о мире, которого он уже не застал, который уже находится за его горизонтом и лишь оттуда пускает свои последние лучи веры, любви, "идеала"»; отметив, что стихи Смоленского «очень умелы, изящны, тонки», Ходасевич, однако, подчеркнул, что и поэтика Смоленского — «закатная, отраженная»: «Смоленский принимает ее готовой от поэтов самого недавнего прошлого, но от людей совершенно иного душевного строя и иных мыслей» (Возрождение. 1932. №2410. 7 янв. С.5). П.М.Бицилли, сводивший худож. смысл «Заката» к «своего рода внутренно-противоречивому "утверждению Ничего"», находил в творчестве молодого автора черты сходства с поэзией Г.В.Иванова — с оговоркой, что стихи Смоленского «суше, чуть-чуть рассудочнее, сдержаннее» (Современные записки. 1932. Кн.49. С.451).
       В 1930-е стихотворения Смоленского регулярно печатались в журнале «Современные записки», в этом же издании вышла в свет его вторая книга стихов «Наедине» (Париж, 1938), развивавшая идейно-эстетические принципы, заложенные в «Закате». Она вновь убеждала в подлинности и силе лирического темперамента Смоленского; трагическое мироощущение автора воплощалось в строгих формах классического стиха, в стройных поэтических композициях, с использованием стилистически и логически выверенной языковой фактуры. Ю.Терапиано отмечал, что Смоленский «обладает верным инстинктом, направленным к существу жизни. Он не берет жизнь только на ее поверхности, но инстинктивно устремлен через нее внутрь, к существу, к внутреннему смыслу» (Круг. Париж. [1938]. Вып. III. С.174). Ходасевич полагал, что Смоленский стоит «на почве очень верной поэтики», но «следует ей, быть может, слишком прямолинейно»: «Отсюда — его преувеличенное стремление к законченности, к стройности, нередко приводящее его к затянутости в какой-то эстетический корсет. <...> Отсюда — налет какого-то тайного внутреннего благополучия, столь не идущего к неблагополучной его тематике» (Возрождение. 1938. №4139. 8 июля. С.9).
       Во время немецкой оккупации Франции Смоленский сначала жил в Аррасе, где работал на часовом заводе, затем в Париже (см. его «Воспоминания»// Возрождение. 1960. №98). После войны Смоленский — один из составителей литературный альманах «Орион» (Париж, 1947), в котором напечатал 1-ю главу («Детские годы Тристана») своего перевода «Романа о Тристане и Изольде» (1900) Жозефа Бедье (другие главы опубликованы в журнале «Возрождение» (1955. №43,45,46)), участник крупнейших литературных журналов русской эмиграции, в которых регулярно появляются его стихи и статьи (Мистика Александра Блока // Возрождение. 1955. №37,38; Мысли о Чехове // Вестник РСХД. 1955. №37, и др.). По свидетельству К.Д.Померанцева, Смоленский был самым популярным русским поэтом послевоенного времени в Париже («Когда он выступал в Русской консерватории, большой зал был всегда полон, иногда и переполнен» // Померанцев К. Сквозь смерть. Воспоминания. [London], 1986. С.34), что объяснялось как его незаурядным декламационным даром, так и тематическими особенностями многих его стихов, пронизанных ностальгическими переживаниями, воспоминаниями о старой России и о Гражданской войне: «У него был массовый читатель: обездоленные эмигранты, читая его стихи, проклинали большевиков или же — вздыхали, плакали, но и улыбались сквозь слезы, вспоминая об утраченной родине. Смоленский — мелодический поэт, склонный к мелодраматизму, к театральности» (Иваск Ю. Поэзия «старой» эмиграции // Русская литература в эмиграции: сборник статей / под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972. С.60). Третья книга стихов Смоленского «Счастье. 1939-1956» вышла в свет в составе его итогового «Собрания стихотворений» (Париж, 1957), включавшего и две ранее изданные книги. В новых стихах Смоленского критики отмечали большую философскую углубленность и образную подлинность, чем в ранних книгах: «Его сомнения, его тревога и даже неверие порой уступают теперь место надежде, поэт обращается к Богу уже не в прежней, чисто риторически-холодной форме, как к чему-то условному, но внутренне, уже с молитвенным чувством» (Терапиано Ю. // Опыты. Нью-Йорк, 1958. Кн.9. С.94). Преобладавшее в ранних стихах Смоленского чувство трагической обреченности, безысходности и бессмысленности существования восполняется обостренным переживанием реальности идеального мира, духовной родины. Последняя книга Смоленского «Стихи. 1957-1961» (Париж, 1963) вышла в свет после его смерти (собрана и издана его вдовой Таисией Смоленской); как и в прежних книгах Смоленского, в ней тема индивидуальной судьбы неразрывно сплетена с темой России и ее исторической участи: «И не прощенно, не раскаянно, / В гордыне, ужасе и зле / И в страхе бродит племя Каина / По русской авельской земле» (С.39).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:07:28 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"