|
Арцыбашев Михаил Петрович
[24.10(5.11).1878, г.Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) — 3.3.1927, Варшава]
— прозаик, драматург, публицист.
Арцыбашев родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии. В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством.
В 1895-97 работал письмоводителем у земского агента.
В 1897-98 учился в Харькове в Школе рисования и живописи.
В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата. Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся.
Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л.Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства.
Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» и др.). Наиболее целостное осмысление революции дано в повести «Человеческая волна» (1907), в которой она представала как одна из «волн» житейского моря, движущегося в биологически неизменном и бесконечном ритме.
Литературная слава пришла к Арцыбашеву после публикации романа «Санин» (начат в 1901; опубл. в 1907), совпавшего с общественными настроениями той поры. Арцыбашев дал в главном герое (Санине) свой вариант «естественного» человека начала XX в., в противовес любым предустановленным доктринам настаивавшего на ценности природного, биологического существования каждого. «Человек,— говорил герой Арцыбашева,— это гармоническое сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно нарушает его только приближение смерти, но и мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием <...> Человечество <...> вырабатывает новые условия жизни, в которых не будет места ни зверству, ни аскетизму». Принципиальная асоциальность героя была причиной того, что большинство критиков обвинили Арцыбашева в отходе от демократических и нравственных идеалов русской литературы, называли его «ренегатом» и «порнографом». Среди противников произведения были В.Короленко, М.Горький, А.Куприн. В России Арцыбашев был привлечен к суду за порнографию. В Германии роман был конфискован и подвергнут экспертизе на нравственную благонадежность. Но необычайная читательская популярность «Санина» была обусловлена принятием гедонизма как одного из путей выхода из психологического кризиса, связанного с крушением революционных надежд общества. Непредвзятое впечатление от романа выразил А.Блок: «Утреннее чувство заражает читателя. Вот — в Санине, первом "герое" Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?» Роман Арцыбашева положил начало особому течению в русском реализме, пренебрежительно названному критиками «арцыбашевщиной».
В начале 1910-х Арцыбашев выдвинул концепцию «экклезиастизма» — синтеза идей библейской книги Экклезиаста с идеями Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, Э.Гартмана и А.Бергсона. По Арцыбашеву, любая цель человеческого бытия ложна; жизнь — цепь страданий, кончающихся «черной дырой» — небытием. Эта концепция нашла отражение в статьях Арцыбашева «Учители жизни», «От малого ничтожным», «Проповедь и жизнь» и др. «Экклезиастизм» обусловил идейную концепцию романа «У последней черты» (1910-12), поэтика которого основана на литературной «игре» сюжетами, образами, цитатами из произведений современников и классиков. Сюжет романа образовывала серия катастрофических и невероятных происшествий, взорвавших тихую жизнь провинциального городка. В финале становилось ясно, что причины роковых столкновений героев были скрыты в глубинах человеческой психологии, в «подсознательном», опрокидывающем построения разума и ведущем человека к переходу за «последнюю черту» его жизни. Роман Арцыбашева остался не понятым и не принятым критикой, ждавшей от автора нового продолжения настроений и стилистики романа «Санин».
В рассказах 1910-х «О ревности», «Палата неизлечимых», «Рассказ о великом знании», «Преступление доктора Лурье» и др. идейная концепция была во многом обусловлена влиянием работ 3.Фрейда и философии Э.Гартмана. Так, в рассказе «Преступление доктора Лурье» фанатик науки ставил на самом себе и дикаре-слуге эксперимент по моделированию, а потом разрушению религиозного сознания. Ощутив бесцельность существования «без бога», дикарь кончал жизнь самоубийством, а вслед за ним следовал сам ученый — и автор, и жертва эксперимента, подтверждавшего крах позитивизма. Парадоксальность художественного мышления Арцыбашева проявилась в том, что тогда же был написан рассказ «Сильнее смерти». Его герой, тоже ученый, ставил свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая страх смерти. Этот рассказ был гимном человеческой воле, направленной к познанию тайн мира.
Вершина творчества Арцыбашева 1910-х — повесть «Женщина, стоящая посреди» (1915). Произведение Арцыбашева было горько-ироническим прощанием с одним из излюбленных «сверхтипов» русской литературы XIX в.— «тургеневской» девушкой. Это была история растления девичьей души, в которой постепенно отмирало все лучшее, оказавшееся никому не нужным. По художественной структуре повесть Арцыбашева воспроизводила сюжетную схему романов Тургенева, состояла из цепочки сюжетных узлов — любовных свиданий, в каждом из которых герой оказывался душевно несостоятельным. Авторская позиция была заявлена самим названием — цитатой из Евангелия, отсылающей к известному евангельскому эпизоду о «Христе и грешнице». В «Женщине, стоящей посреди» Арцыбашев как бы возвращался к первоистокам своего творчества — утверждению высшего нравственного закона мироздания.
С середины 1910-х Арцыбашев-прозаик вступил в полосу творческого кризиса. Его пьесы «Ревность» (1913), «Война» (1914), «Закон дикаря» (1915), «Враги» (1916) имели значительный зрительский успех и были основным источником существования Арцыбашева. Но сам писатель видел свое настоящее призвание в области прозы.
Арцыбашев воспринял Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию 1917 как мировые катастрофы, при которых путь к благим целям устилается миллионами трупов. В самом начале 1917 в статье «Мечты о лучшем будущем у человека-индивида» Арцыбашев писал: «И великая русская революция, какую бы роль ни сыграла она в истории, открыв новые идеалы и утвердив светлое царство всеобщего равенства, все же будет ужасна. Ибо какими бы светлыми идеалами ни руководствовались ее вожди и как бы очевидно возмутительны ни были несовершенства того строя, против которого они восстали, но опять-таки те предсмертные страхи и муки, те неизбывные слезы, те грусть, злоба и отчаяние, которые переживали во время этой борьбы живые люди, кто бы они ни были, были и останутся ужасными».
Арцыбашев резко не принял Октябрьский переворот 1917 и в 1923 покинул Россию. В Варшаве Арцыбашев сблизился с Б.Савинковым, стал активным сотрудником газеты «За свободу!». В публицистических статьях писатель яростно разоблачал «золотой век» большевистской России (отд. опубл.: Записки писателя: в 2 т. Варшава, 1925. Т.1; 1927. Т.2).
В историю русской литературы Арцыбашев вошел как автор романа «Санин», в котором утверждалась самоценность прав личности. Это произведение было новым словом в русской литературе, традиционно ориентированной на подчинение индивидуума воле общества, оно внесло свою лепту в формирование мироощущения XX в.
Соч.:
СС СПб., 1905-17. Т. 1-10;
СС: в 3 т. М., 1994.
Лит.:
Неугасимая лампада: сб. статей памяти М.П.Арцыбашева. Варшава, 1928;
Бабичева Ю. В.Л.Андреев в борьбе с «арцыбашевщиной» // Андреевский сб. Курск, 1975;
Грачева А.М. Из истории литературной борьбы нач. XX в. // Вопросы русской литературы. Львов, 1982. Вып. 2(40);
Никоненко С.С. Михаил Арцыбашев // Арцыбашев М.П. Тени утра. М., 1990;
Арцыбашев М.П. Письма Борису Савинкову. К истории русской эмиграции / вступ. заметка и публ. Д.И.Зубарева // Devisu. 1993. №4;
Арцыбашев М. Письма к А.В.Амфитеатрову // Минувшее: Исторический альм. СПб., 1997;
Грачева А.М. Пародия, стилизация, цитация в неомифологическом романе начала XX в. [«У последней черты»] // Пародия в русской и зарубежной литературе. Смоленск, 1997. С.68-69;
Николаев П.В. Л.Н.Толстой и М.П.Арцыбашев // Толстой о Толстом. М., 1998. Вып.1;
Буле О. «Половой вопрос» и провинция в публицистике начала XX в. [«Санин»] // Русская провинция: миф — текст — реальность: сб. М.; СПб., 2000. С.75-84;
Грачева А.М. Так говорил Владимир Санин. Русское ницшеанство сквозь призму романов А.П.Арцыбашева // Rocznikihumanistyczne. TomLI, zeszyt 7. Lublin, 2003. P. 43-51.
А.М.Грачева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|