Арцыбашев Михаил Петрович
|
Другие персоны с фамилией Арцыбашев
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 05.11 Кто родился в этот год 1878 |
[24.10(5.11).1878, г.Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) —
3.3.1927, Варшава]
— прозаик, драматург, публицист.
Арцыбашев родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох
на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии. В 16 лет
пытался покончить жизнь самоубийством.
В 1895-97 работал письмоводителем у земского агента.
В 1897-98 учился в Харькове в Школе рисования и живописи.
В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия
гимназического аттестата. Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет
рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В
20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся.
Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901),
сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под
воздействием идей позднего Л.Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного
мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого
присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа
творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде
восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в
христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной
доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства.
Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал
неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой
истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» и др.). Наиболее
целостное осмысление революции дано в повести «Человеческая волна» (1907), в которой она
представала как одна из «волн» житейского моря, движущегося в биологически неизменном и бесконечном
ритме.
Литературная слава пришла к Арцыбашеву после публикации романа «Санин» (начат в 1901; опубл. в
1907), совпавшего с общественными настроениями той поры. Арцыбашев дал в главном герое (Санине)
свой вариант «естественного» человека начала XX в., в противовес любым предустановленным доктринам
настаивавшего на ценности природного, биологического существования каждого. «Человек,— говорил
герой Арцыбашева,— это гармоническое сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно
нарушает его только приближение смерти, но и мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием <...>
Человечество <...> вырабатывает новые условия жизни, в которых не будет места ни зверству, ни
аскетизму». Принципиальная асоциальность героя была причиной того, что большинство критиков
обвинили Арцыбашева в отходе от демократических и нравственных идеалов русской литературы,
называли его «ренегатом» и «порнографом». Среди противников произведения были В.Короленко,
М.Горький, А.Куприн. В России Арцыбашев был привлечен к суду за порнографию. В Германии роман был
конфискован и подвергнут экспертизе на нравственную благонадежность. Но необычайная читательская
популярность «Санина» была обусловлена принятием гедонизма как одного из путей выхода из
психологического кризиса, связанного с крушением революционных надежд общества. Непредвзятое
впечатление от романа выразил А.Блок: «Утреннее чувство заражает читателя. Вот — в Санине, первом
"герое" Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к
чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?» Роман Арцыбашева
положил начало особому течению в русском реализме, пренебрежительно названному критиками
«арцыбашевщиной».
В начале 1910-х Арцыбашев выдвинул концепцию «экклезиастизма» — синтеза идей библейской книги
Экклезиаста с идеями Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, Э.Гартмана и А.Бергсона. По Арцыбашеву, любая цель
человеческого бытия ложна; жизнь — цепь страданий, кончающихся «черной дырой» — небытием. Эта
концепция нашла отражение в статьях Арцыбашева «Учители жизни», «От малого ничтожным»,
«Проповедь и жизнь» и др. «Экклезиастизм» обусловил идейную концепцию романа «У последней черты»
(1910-12), поэтика которого основана на литературной «игре» сюжетами, образами, цитатами из
произведений современников и классиков. Сюжет романа образовывала серия катастрофических и
невероятных происшествий, взорвавших тихую жизнь провинциального городка. В финале становилось
ясно, что причины роковых столкновений героев были скрыты в глубинах человеческой психологии, в
«подсознательном», опрокидывающем построения разума и ведущем человека к переходу за «последнюю
черту» его жизни. Роман Арцыбашева остался не понятым и не принятым критикой, ждавшей от автора
нового продолжения настроений и стилистики романа «Санин».
В рассказах 1910-х «О ревности», «Палата неизлечимых», «Рассказ о великом знании», «Преступление
доктора Лурье» и др. идейная концепция была во многом обусловлена влиянием работ 3.Фрейда и
философии Э.Гартмана. Так, в рассказе «Преступление доктора Лурье» фанатик науки ставил на самом
себе и дикаре-слуге эксперимент по моделированию, а потом разрушению религиозного сознания. Ощутив
бесцельность существования «без бога», дикарь кончал жизнь самоубийством, а вслед за ним следовал
сам ученый — и автор, и жертва эксперимента, подтверждавшего крах позитивизма. Парадоксальность
художественного мышления Арцыбашева проявилась в том, что тогда же был написан рассказ «Сильнее
смерти». Его герой, тоже ученый, ставил свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент
своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая страх смерти. Этот рассказ был гимном
человеческой воле, направленной к познанию тайн мира.
Вершина творчества Арцыбашева 1910-х — повесть «Женщина, стоящая посреди» (1915). Произведение
Арцыбашева было горько-ироническим прощанием с одним из излюбленных «сверхтипов» русской
литературы XIX в.— «тургеневской» девушкой. Это была история растления девичьей души, в которой
постепенно отмирало все лучшее, оказавшееся никому не нужным. По художественной структуре повесть
Арцыбашева воспроизводила сюжетную схему романов Тургенева, состояла из цепочки сюжетных узлов —
любовных свиданий, в каждом из которых герой оказывался душевно несостоятельным. Авторская
позиция была заявлена самим названием — цитатой из Евангелия, отсылающей к известному
евангельскому эпизоду о «Христе и грешнице». В «Женщине, стоящей посреди» Арцыбашев как бы
возвращался к первоистокам своего творчества — утверждению высшего нравственного закона
мироздания.
С середины 1910-х Арцыбашев-прозаик вступил в полосу творческого кризиса. Его пьесы «Ревность»
(1913), «Война» (1914), «Закон дикаря» (1915), «Враги» (1916) имели значительный зрительский успех и
были основным источником существования Арцыбашева. Но сам писатель видел свое настоящее призвание
в области прозы.
Арцыбашев воспринял Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию 1917 как мировые
катастрофы, при которых путь к благим целям устилается миллионами трупов. В самом начале 1917 в
статье «Мечты о лучшем будущем у человека-индивида» Арцыбашев писал: «И великая русская
революция, какую бы роль ни сыграла она в истории, открыв новые идеалы и утвердив светлое царство
всеобщего равенства, все же будет ужасна. Ибо какими бы светлыми идеалами ни руководствовались ее
вожди и как бы очевидно возмутительны ни были несовершенства того строя, против которого они
восстали, но опять-таки те предсмертные страхи и муки, те неизбывные слезы, те грусть, злоба и
отчаяние, которые переживали во время этой борьбы живые люди, кто бы они ни были, были и останутся
ужасными».
Арцыбашев резко не принял Октябрьский переворот 1917 и в 1923 покинул Россию. В Варшаве Арцыбашев
сблизился с Б.Савинковым, стал активным сотрудником газеты «За свободу!». В публицистических статьях
писатель яростно разоблачал «золотой век» большевистской России (отд. опубл.: Записки писателя: в 2 т.
Варшава, 1925. Т.1; 1927. Т.2).
В историю русской литературы Арцыбашев вошел как автор романа «Санин», в котором утверждалась
самоценность прав личности. Это произведение было новым словом в русской литературе, традиционно
ориентированной на подчинение индивидуума воле общества, оно внесло свою лепту в формирование
мироощущения XX в.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх