AZ-libr.ру

информационный портал





Крутилин Сергей Андреевич [02.10.1921-28.02.1985]

Крутилин Сергей Андреевич
       [2.10.1921, с. Делехово Рязанской губ.— 28.2.1985, Москва]
       — прозаик, очеркист.
       Родители — крестьяне. После учебы в школе-десятилетке оканчивает строительный техникум (1940) и едет на Дальний Восток, где работает прорабом на стройках. Затем поступает на службу в армию, учится в офицерском училище, с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. После тяжелого ранения в 1942 и демобилизации поступает на филологический факультет МГУ, по окончании которого (1947) занимается напряженной журналистской работой. Будучи корреспондентом «Смены» и «Литературная газета», Крутилин много ездит по стране, пишет очерки и рассказы, поначалу фокусируя внимание на жизни заводских рабочих.
       Однако к началу 1950-х в журналистской практике Крутилин доминирующей становится тема, составившая основу всего последующего творчества писателя,— тема судеб русской деревни. Результатом качественно новой переработки журналистского опыта Крутилин является выход в 1953 его первого художественного произведения — повести «Родники» (Октябрь. 1953. №8,9). Здесь Крутилин поднимает проблему, ставшую сквозной тематической составляющей много других его произведений,— конфликтные взаимоотношения несостоятельного руководителя колхоза со своими подчиненными и с молодыми новаторами, пытающимися вносить позитивные коррективы в его деятельность. Повесть была встречена критикой достаточно прохладно. 3.Кедрина, сравнивая Крутилина с дебютировавшим тогда же В.Тендряковым, отмечает, что в отличие от последнего Крутилин «все время как бы не договаривает чего-то, словно поверяя свое произведение не жизнью, а произведениями других писателей» (Кедрина 3.— С.3). Тем не менее в «Родниках» виден предмет глубинного художественного интереса Крутилина, прослеживающийся в большинстве последующих его произведений,— психологический анализ тех моментов, когда положительный по сути герой обнаруживает не столько социальную, сколько общечеловеческую несостоятельность, а также анализ переломных моментов в жизни героя.
       В последующее десятилетие Крутилин занял, наряду с Ф.Абрамовым, В.Липатовым и В.Крупиным, место одного из ведущих писателей-«деревенщиков». Прошлому и настоящему г.Кирова (Вятки) и области посвящен цикл очерков Крутилин «Город на Вятке-реке» (1959), деревенской жизни — сборник «За поворотом» (1961). Тогда же выходит и первый роман Крутилин «Подснежники» (1961), посвященный молодежи, осваивающей новые земли Казахстана. Эти произведения Крутилина были одобрительно встречены как критикой, так и читателями. Однако главной книгой писателя стал роман «Липяги», имеющий подзаголовок «Из записок сельского учителя» (первоначальный вариант: Дружба народов. 1963. №2,3; 1964. №4,5; в переработанном виде: Кн.1-2 — 1964; Кн.3 — 1966), где Крутилину удалось с высокой степенью художественной убедительности создать панораму полувекового периода жизни старинного русского села Липяги, расположенного неподалеку от Куликова поля, а также показать русское крестьянство в его социально-историческом и духовно-онтологическом аспектах. Жанровая форма романа — записки — роднит произведение, с одной стороны, с древнерусской летописной традицией, с другой — с более близкими литературными аналогами: особенно повлияло на Крутилин прочтение «Истории села Горюхина» Пушкина (Осетров Е. Проза Сергея Крутилина. М., 1981. С.5). Выбор формы повествования обусловил и образ рассказчика — сельского учителя физики — во многом автобиографический, но во многом и вымышленный автором. Позиция именно такого рассказчика мотивировала то, что в романе «во взглядах на людей нет ничего от высокомерия приехавшего на село "изучать жизнь". Свой пишет о своих» (Осетров Е. Страницы народной жизни. С. 667).
       С особенностями повествования в «Липя-гах» прочно связано и своеобразие художественного хронотопа и времени произведения. «История России живет и дышит здесь, неразделимо сливаясь с историей русского села» (Сурганов Вс. — С.207). Е. Осетров замечает, что «форма записок дала автору возможность не только показать читателю, что события, происходящие сегодня, берут свое начало в далеком прошлом, но и поразмышлять о путях в будущее» (Осетров Е. Страницы народной жизни. С.674). Средствами построения особого худож. времени в романе становятся воспоминания рассказчика и других персонажей, новеллы-притчи, а также такие хроното-пические символы, как дуб, дорога и др. Этим обусловлено и отсутствие единой фабулы, и разомкнутость композиции, где каждая глава достаточно автономна. Отмеченные особенности сближают «Липяги» с повестью Г.Троепольского «В камышах» и с «Последним поклоном» В.Астафьева: «во всех этих произведениях видно желание писателей показать современную деревню во всем многообразии ее бытия...» (Сурганов Вс. — С.207).
       Создание галереи самобытных мужских и женских образов русских крестьян, искусное введение различных оттенков смешного, оправданное использование народно-разговорных языковых пластов — все эти художественные достоинства романа «Липяги», несмотря на его однозначную идеологическую окрашенность, позволяют причислить произведение к лучшим образцам советской деревенской прозы.
       В 1967 за роман «Липяги» Крутилин удостоен Государственной премии РСФСР им. М.Горького.
       Однако, по признанию самого Крутилина, он не считал себя деревенским писателем: «...я не мог полностью замкнуться в одной, пусть и великой теме» (Осетров Е. Проза Сергея Крутилина. М., 1974. С.8). Подтверждением этих слов оказывается появление в конце 1950-х и в 1970-х военных и так называемых бытовых повестей Крутилин. Осмыслению и исследованию подвига народного в Великой Отечественной войне посвящены повести «Лейтенант Артюхов» (Москва. 1968. №10), «Кресты» (Москва. 1975. №7-8) и «Окружение» (Наш современник. 1976. №12), которые, будучи связанными сюжетно, чуть позже объединяются Крутилиным в роман-трилогию «Апраксин бор» (1978). В произведениях художественно преломляется собственный военный опыт автора. В первой из этих повестей К. выбирает неожиданный и новый для фронтовой повести ракурс: герой лишь едет на войну, постигая ее в полной грозных предзнаменований дороге. «Крутилину важно проследить, как, еще не вступая в бой, Артюхов и его товарищи из вчерашних наивных мальчишек становятся солдатами» (Сурганов Вс. — С.211). В двух следующих частях трилогии война предстает во всем своем кровавом обличье — на различных уровнях структуры своих военных повестей Крутилин утверждает принцип «война — труд», а в разработке идеи о том, что настоящий героизм чуждается всего показного, Крутилин, несомненно, следует за Л.Толстым.
       В ряде повестей, вошедших в сборник «Мастерская» (1981), Крутилин, изображая героя в пространстве современного города, продолжает художественный анализ отношения конкретных людей к таким общечеловеческим ценностям, как природа, труд, долг, любовь. Вносит писатель свою лепту и в размышления о месте художника в новом обществе, о психологии творчества, о том, что достойно и что недостойно искусства (повесть «Мастерская в глухом переулке»).
       Тем не менее на протяжении всего своего творческого пути Крутилин не оставляет деревенскую тему, над ней работает он и в последние годы жизни. Так, в романе «Грехи наши тяжкие» (1982) Крутилина на качественно новом уровне возвращается к проблемам своего первого художественного опыта, пытается вскрыть причины нарушенного равновесия между городом и деревней. Будущее русской деревни, согласно Крутилину, возможно только при улучшении условий жизни сельских тружеников, а в воплощении такой задачи важны психологические особенности личности руководителя — его способность понять нужды подчиненных. Подробному рассмотрению этих вопросов и посвящен роман «Грехи наши тяжкие», пронизанный заботой о завтрашнем дне села.
       Произведения Крутилина переведены на языки республик бывшего СССР, а также на испанский, польский и другие иностранные языки.

Соч.:
       СС: в 3 т. М., 1984;
       Город на Вятке-реке. М., 1959;
       За поворотом. М., 1961;
       Подснежники. М., 1961;
       Липяги. Из записок сельского учителя. Кн. 1-2. М., 1964 (Роман-газета.); Кн.3. М., 1966;
       Апраксин бор: роман: в 3 кн. М., 1978;
       Мастерская: повести. М., 1981;
       Грехи наши тяжкие: роман. М., 1982.

Лит.:
       Кедрина 3. Первая повесть // Литературная газета. 1953. 3 дек. С.3;
       Осетров Е. Страницы народной жизни // Липяги. Из записок сельского учителя. М., 1967. С.663-676;
       Марченко В. ...Плюс вся жизнь // Наш современник. 1971. №5. С.124-126;
       Сурганов Вс. Устремленность таланта. Сергей Крутилин, литературный портрет // Москва. 1971. №10. С.207-212;
       Осетров Е. Проза Сергея Крутилина // Ракиты. М., 1974;
       Козлов И. Далекое близкое // Литературная Россия. 1979. 12 мая. С.15;
       Осетров Е. Проза Сергея Крутилина // Мастерская. М., 1981;
       Ломунова М. Земля и люди // Литературная Россия. 1982. 1 окт. С.14.

В.В.Иванцов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:29 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"