|
Галактионова Вера Григорьевна
[18.9.1948, г.Сызрань Куйбышевской обл.]
— прозаик, публицист.
Родилась в семье, принадлежавшей к технической интеллигенции, но росла и воспитывалась у бабушки-крестьянки. Среднюю школу окончила в рабочем поселке Павловке Ульяновской обл. Училась на историческом факультете Уральского педагогического института им. А.С.Пушкина, работала журналистом в газетах Казахстана и России.
С 1979 по 1984 сотрудничала на Уральской студии телевидения.
В 1980 поступила на заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького в семинар прозы Василия Рослякова. Окончила институт в 1986.
Литературным дебютом писательницы стал рассказ «Приезд», напечатанный в русско-болгарском ж. «Дружба» (М.; София, 1985). Первая книга Галактионовой — «Шаги», изданная алма-атинским издательством «Жалын» (1985). В ней автор напряженно и эмоционально размышляет о судьбах современников, молодых и пожилых людей, соотечественников многонациональной родины. На передний план в прозе Галактионовой выступают морально-психологические аспекты человеческого существования.
В 1984 после публикации прозы Галактионова в коллективном сборнике «Окно, распахнутое в мир» она была приглашена в республиканское издательство «Жазушы», затем работала в журнале «Простор» (Алма-Ата), делала переводы с казахского языка.
В 1989 стала лауреатом премии им. И.Шухова СП Казахстана за лучший роман года.
С 1993 по 1997 была собкором республиканской газете «Казахстанская правда» по Караганде и Карагандинской области, затем — по Москве.
С 1997 по 1999 занимала должность ведущего специалиста Министерства культуры России.
Своими учителями в литературе Галактионова считает Н.Лескова, И.Бунина, В.Гаршина, К.Воробьева.
Романы, повести и рассказы Галактионовой глубоко психологичны, насыщены атмосферой человеческих отношений и переживаний, отражают хитросплетения людских судеб на фоне исторических процессов. Ее проза обладает философской метафоричностью.
Галактионова мастер создания речевых характеристик персонажей. Произведения Галактионовой интересны своими языковыми решениями, в которых автору удается уловить живой дух народной речи. Сказовая манера ее письма точно передает особенности поволжских, уральских и иных говоров: «Эти ихи деньги, американски, их наш климат — на дух, значит, не принимат: не климат им тута... Оне, чай, американцы, нарочно их так выделывают, чтоб оне у нас сразу — прокисали ба, ихи деньги. Я ведь к ним и не прикасаюсь: оне не наши, мы с ними и не умем... Я и не гляжу на них... Один раз,— говорит,— только поглядела. Ну — что это? Мужик на них, незнай, какой-то брюзглай сидит — в бабьих кудрях. А глаза-то бессмысленны! Белы. Выкатил. Оне как две парены репы, глаза-то...» (Слова на ветру опустевшего века. С. 204).
В 2000 вышел том избранной прозы Галактионовой — «Слова на ветру опустевшего века: Повести, рассказы, сказы, очерки». Он составлен из прозы и художественной публицистики самого разного плана. Тут и романтическая повесть «Это был Шулмусы», рассказывающая о жизни таинственной Лунной Красавицы, и драматичное жизнеописание мальчика Никиты («Со всеми последующими остановками»), и триптих-монолог от лица современной старухи, не поддающейся напору радикальных перемен («Слова на ветру опустевшего века»), и поэтичные, выдержанные в духе современного фольклора сказы, и пронзительные, эмоциональные очерки, посвященные чернобыльской аварии («Черная быль — Белая Русь»), технологии межэтнических конфликтов («Народ, разделенный в доме своем»), и пристрастное исследование истории восстановленного Храма («Тайна Храма Христа Спасителя»). Рецензируя этот сборник, С.С.Куняев, в частности, утверждал: «Реалистичное письмо Веры Галактионовой отнюдь не безыскусно... Каждая метафора и метонимия органически вытекает из развития сюжета... В этом художественном мире пограничье между жизнью и смертью, меж счастьем и несчастьем становится реальным литературным пространством, оно освоено автором с такой уверенностью, с которой работает литература на базе чисто реалистической. Автор непрестанно погружает читателя в глубину истории, в глубину бытия... Проза эта замечательна и тем, что не оставляет ни малейшего ощущения тяжести, даром что вся она построена на человеческих драмах и трагедиях... Более светлой книги, напоенной человеческим теплом, мне не приходилось читать в последнее время...» (Куняев С. — С.214-215).
Особое место в творчестве Галактионовой занимает историко-культурологическое исследование «Тайна Храма Христа Спасителя», в котором ей удалось не только пролить свет на многие загадочные обстоятельства, связанные с возведением, разрушением и восстановлением архитектурного и религиозного памятника (в частности, попытку обозначить масонскую символику в архитектуре храма), но и затронуть многие иные события российской истории.
Повесть Галактионовой «Большой крест» (2001) посвящена трагедии раскулачивания в Поволжье. В центре повествования — история большого крестьянского рода, на долю которого выпали великие страдания. Писательнице удалось создать сагу о жизни сельских тружеников, попавших в «мясорубку» социально-политических преобразований и мужественно переносивших самодурство и безнаказанность новых властей. Эпизод повести, когда хранительница крестьянского рода, предчувствуя приближающееся раскулачивание, сжигает свой, дом можно отнести к одной из драматичнейших страниц русской прозы. Это произведение продолжает традицию так называемой «деревенской» прозы уже в XXI в.
В романе «На острове Буяне» (2003) писательница продолжила своеобразный цикл о наших современниках, которым приходится выживать в условиях экономических передряг и экспериментов. В центре повествования — образ простой сельской женщины Брониславы, которая как будто символизирует многострадальную Россию. На изменившийся мир она смотрит вроде бы примитивно, а по сути — здраво и проницательно.
Публицистика Галактионовой посвящена преимущественно производственной, криминальной, политической и геополитической тематике, в частности — причинам и следствиям распада Советского Союза, тяжелому положению соотечественников на постсоветском пространстве, проблемам КарЛага, Чернобыля, Нагорного Карабаха.
Галактионова — лауреат премий им. И.Шухова (1989), журнала «Молодая гвардия» (2001), журнала «Наш современник» (2003, за роман «На острове Буяне»). Книга «Крылатый дом» вошла в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2004).
Живет в Москве.
Соч.:
Шаги: повести, рассказы. Алма-Ата, 1985;
Зеленое солнце: роман. Алма-Ата, 1989;
По мосту — по мосточку. Алма-Ата, 1991;
Черная быль — Белая Русь: эссе // Молодая гвардия. 1998. №4;
Слова на ветру опустевшего века: Повести, рассказы, сказы, очерки. М., 2000;
Со всеми последующими остановками: повесть // Новая Россия. 2000;
Большой крест: повесть // Москва. 2001. №11;
Путеводительница всех русских в рассеянии // Роман-журнал. XXI в. 2001. №12;
Сызран — чудный город: сказы // Роман-журнал. XXI в. 2003. №2;
Крылатый дом: Роман, повести, рассказы, сказы. М., 2003;
На острове Буяне // Наш современник. 2003. №7-8; 5/4 накануне тишины // Москва. 2004. №11-12.
Лит.:
Курова К. Будто время вдруг остановилось // Простор. 1986. №10. С.201-203;
Поляк 3. ...Огонь, мерцающий в сосуде // Простор. 1986. №10. С.198-201;
Ермаченков В. Не теряя веры // Простор. 1990. №7. С.151-155;
Бадиков В. Искупление // Простор. 1990. №8. С.142-144;
Филимонова И. Жизнь другая, моя - не моя... // Простор. 1990. №7-8;
Винников В. Прекрасный знак беды // Наш современник. 2001. №8;
Винников В. Галактика Галактионовой // Завтра. 2001. №52;
Куняев С. Беззаконная комета // Москва. 2002. №4;
Воронина О. Слова на ветру опустевшего века // Литературная газета. 2002. №33;
Кокшенева К. «Не спасавший Россию, не спасется сам» // Балтика. Таллин. 2005. №2.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|