|
Вайнер Аркадий Александрович,
[13.1.1931, Москва - 24.4.2005, Москва],
— прозаик, в основном пишет в рамках детективного жанра.
А.Вайнер учился в Московском авиационном институте, затем на юридическом факультте МГУ, который окончил в 1953. Работал следователем, начальником следственного отдела МУРа. Начал заниматься литературной деятельностью под влиянием брата. В свою очередь, по словам последнего, первое литературное произведение вышло из-под его пера по настоянию Нормана Бородина, одного из прототипов известного героя Юлиана Семенова Штирлица (Исаева).
В основу первого романа братьев Вайнеров «Часы для мистера Келли» (1967) было положено уголовное дело, которое расследовал в то время А. Вайнер. Вслед за ним братья Вайнеры пишут небольшую повесть «Ощупью в полдень» (1968), представляющую собой, по ироническому замечанию Г.В., «достойный образец классического советского детектива» (Капшеева П. Место встречи менять не следует [Беседа с Г.Вайнером от 28.4.1999] // www.natura.peoples.ru/?id=40).
Добросовестным детективом, разработанным по всем правилам времени, стал и роман «Я, следователь...» (1969). В определенном смысле это утопический текст: в нем описан почти идеальный, лишенный существенных противоречий социальный механизм, работающий в области охраны права. Повествование выстраивается вокруг фигуры одного человека, которым, как и положено, оказывается работник уголовного розыска. Однако герой братьев Вайнеров отнюдь не романтик-одиночка. За его спиной — надежные службы обеспечения порядка, вступающие в игру ровно в тот момент, когда требуется, чтобы обыграть преступника, одолеть врага. При остром противоречии «право — преступление» полностью отсутствует «трение» внутри олицетворяющей собой общественное благо системы. Конфликт вытеснен из «производственной» сферы в личную: основная сюжетная линия обрамлена мелодраматической любовной, хотя и здесь, после того как профессиональный долг выполнен, герой, как будто в награду, находит утешение и обретает душевное состояние, охарактеризованное в заключительных словах так: «И я понял, что жизнь замечательна...» (Избранное. Т.1. С.559).
В. работают плодотворно. В конце 1960-х — начале 1970-х они выпускают повесть-антидетектив «Двое среди людей» (1969), роман «Гонки по вертикали» (1971) и другие произведения. Авторы пытаются совместить в них чисто детективную сторону с поиском нравственных и социальных причин преступности. Критика, однако, именно в этом находила слабую сторону романов Вайнеров: «...нередко удивляют прямолинейность и некоторая нравственная глухота, с которыми они подходят к данной проблеме» (Боровиков С.С. 171).
В 1972 появляется роман «Визит к минотавру». В основе его сюжета лежит расследование дела по похищению из частной коллекции скрипки Антонио Страдивари. Наряду с этим в повествование вводится исторический план, в центре которого оказывается судьба мастера, создавшего украденный инструмент. Вайнеры уподобляют уголовное расследование блужданию по лабиринту, где обитает мифическое животное: главный герой пытается отыскать путеводную нить, чтобы найди выход из трудной детективной ситуации. Не последнюю роль в поиске играет интуиция, противопоставляемая авторами «науч.» теории следствия. Воплощенная в названии метафора означает еще и некоторую психологическую особенность, свойственную всем людям. Расследование, как и любое другое настоящее дело, предполагают погружение в тайный мир собственной души, где тоже обитает чудовище: «Каждый человек хозяин маленького или большого собственного Минотавра — косного, ленивого, традиционалистского, прожорливого и жадного. И не дай бог поддаться ему, тогда он обязательно сожрет своего хозяина...» (Избранное. Т.1. С.59-60). И совр. жизнь и история — пример Страдивари — показывают, что «характер человека — его судьба» (Избранное. Т.1. С.59-60). Логика повествования в конце концов обретает парадоксальное выражение в максималистском суждении одного из персонажей, которое не способен опровергнуть рассказчик, обладающий более трезвым взглядом на жизнь: «Следователь — это идеал человека...» (Избранное. Т.1. С.333).
Наибольшую популярность и признание братьям Вайнеров, во многом благодаря экранизации («Место встречи изменить нельзя», реж. С.С.Говорухин, 1979), принес роман «Эра милосердия» (1975), посвященный работе московского отдела борьбы с бандитизмом в послевоенные годы. Он выстроен сложнее, чем ранние произведения Вайнеров. Его центральными персонажами являются два человека, обладающие совершенно разным жизненным опытом и характерами, и тем не менее обреченные делать одно общее дело — противостоять преступности. Организация, в которой они служат, далека от идеального облика, знакомого читателю по другим детективам Вайнеров. В ней есть место и жестокости, и трусости, и предательству. Если прежде у Вайнеров (напр., в «Я, следователь...») розыскник стремился исключить всякого рода эмоции из своих отношений с подозреваемым, как бы олицетворяя в своей профессиональной жизни холодный закон, то теперь судьба подследственного подчас напрямую зависит от его и следователя взаимной приязни или неприязни. В то же время и преступность не однородна в своем качестве. С одной стороны, в ее изображении ощущается присутствие некоего абсолютного необъяснимого зла, скрывающегося за маской социальных мотивировок. С другой — авторы, несомненно, пытаются найти путь к разгадке извечного криминального вопр. о причине человеческого бессердечия, о времени, когда люди перестанут быть зверями по отношению друг к другу. Собственно, название романа и воплощает в себе надежду на то, что, по словам одного из героев, «сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями» (Избранное. С.197). Наиболее значимым в данном произведении Вайнеров оказалось то особое внимание, которое авторы уделяют не только противостоянию «право — преступник», но и конфликту «право — справедливость». Главные герои Вайнеров расходятся в представлениях о том, насколько близки эти понятия, что из них первично, допустимо ли подчинять закон личным и общепринятым представлениям о вине и наказании или же должно всегда и во всем следовать его букве.
Среди написанных Вайнерами в 1970-80-е произведений — повести «Город принял!..» (1978), «Карский прорыв» (1981), «Завещание Колумба» (1987), «Потерпевшие претензий не имеют...» (1986), романы «Не потерять человека» (1978), «Лекарство против страха» (1974) и др.
В 1990-е выходят романы Вайнеров о репрессиях 1930-40-х «Петля и камень в зеленой траве» (1979) и «Евангелие от палача» (1984), работа над которыми велась в годы «застоя». В отличие от прежних текстов в поздних произведениях братьев Вайнеров мир преступности и мир справедливости решительно меняются местами. И в том и в другом произведении авторы воспроизводят по своей сути вечную атмосферу рабского существования людей в России. Так, в «Евангелии от палача» повествование ведется от лица работника НКВД, еще недавно наделенного чрезвычайными полномочиями вершить человеческие судьбы. Перед читателем проходит вереница людей, чьи жизни были сломаны в застенках организации, которую авторы именуют Конторой. Этот ближайший исторический план сосуществует с современностью: герой, жаждущий, но не способный забыть прошлое, постоянно, почти сомнамбулически перемещается в памяти из времени семидесятых в сороковые и пятидесятые годы. Братьям В. важно показать неизбывную природу того устройства общества, при котором избранная горстка наиболее жестоких особей организуется в «опричнину», служащую единственному, хотя и имевшему разные имена (Иван Грозный, Сталин...) господину — «Великому Пахану». Отношения «хозяин — раб», «надзиратель — зэк» не устранимы, а наступление «оттепелей» и «холодов» в истории объясняется лишь нравом очередного правителя «зоны». По логике Вайнеров, у России нет прошлого, если под прошлым понимать то, от чего можно отстраниться и отделить от себя. Именно поэтому их герои всегда пребывают и в современной и, как кажется, в ушедшей реальности. Особое внимание Вайнеры уделяют судьбам евреев в России.
В последних произведениях Вайнеров на первый план выходят политические события и быт завершающего десятилетия XX в. Так, герою романов «Райский сад дьявола» и «Умножающий печаль» (оба — 1999), старшему следователю Интерпола, приходится действовать в условиях финансового кризиса второй половины 1990-х. Коррупция в верхних эшелонах власти, олигархи, экстрадиции, компромат, покушения, организованная преступность — перед читателем разложен весь набор криминальных реалий эпохи. Авторы выводят на арену истории новую «расу» бывших советских. «...Мы все — выброшенная в мир мутация пожизненных арестантов»,— характеризует эту «расу» герой Вайнеров.
Кроме прозы, Вайнеры написали ряд театральных пьес, множество сценариев. Вайнеры неоднократно удостаивались премий СП СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981).
Соч.:
СС: в 7 т. М.; Нью-Йорк. 1993-2001;
Избранное: в 3 т. М., 1991;
Евангелие от палача. М., 1997;
Петля и камень в зеленой траве. М., 2000;
Райский сад дьявола. Умножающий печаль. М., 2003.
Лит.:
Какурин А. Особые правила гонок // Смена. 1975. №5;
Дмитриев О. Сражение после победы // Литературное обозрение. 1977. №2;
Боровиков С. Без любви к человеку // Волга 1980. №3;
Топоров В. Претензии к потерпевшим // Литературное обозрение. 1987. №2;
Разгон Л. «Ничего, кроме правды...» // Вайнер А., Вайнер Г. Петля и камень в зеленой траве. М., 2000.
В.Ю.Вьюгин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|