Вайнер Аркадий Александрович
|
Другие персоны с фамилией Вайнер
Другие персоны с именем Аркадий Кто родился в этот день 13.01 Кто родился в этот год 1931 |
[13.1.1931, Москва - 24.4.2005, Москва],
— прозаик, в основном пишет в рамках детективного жанра.
А.Вайнер учился в Московском авиационном институте, затем на юридическом факультте МГУ, который
окончил в 1953. Работал следователем, начальником следственного отдела МУРа. Начал заниматься
литературной деятельностью под влиянием брата. В свою очередь, по словам последнего, первое
литературное произведение вышло из-под его пера по настоянию Нормана Бородина, одного из
прототипов известного героя Юлиана Семенова Штирлица (Исаева).
В основу первого романа братьев Вайнеров «Часы для мистера Келли» (1967) было положено уголовное
дело, которое расследовал в то время А. Вайнер. Вслед за ним братья Вайнеры пишут небольшую повесть
«Ощупью в полдень» (1968), представляющую собой, по ироническому замечанию Г.В., «достойный
образец классического советского детектива» (Капшеева П. Место встречи менять не следует [Беседа с
Г.Вайнером от 28.4.1999] // www.natura.peoples.ru/?id=40).
Добросовестным детективом, разработанным по всем правилам времени, стал и роман «Я, следователь...»
(1969). В определенном смысле это утопический текст: в нем описан почти идеальный, лишенный
существенных противоречий социальный механизм, работающий в области охраны права. Повествование
выстраивается вокруг фигуры одного человека, которым, как и положено, оказывается работник
уголовного розыска. Однако герой братьев Вайнеров отнюдь не романтик-одиночка. За его спиной —
надежные службы обеспечения порядка, вступающие в игру ровно в тот момент, когда требуется, чтобы
обыграть преступника, одолеть врага. При остром противоречии «право — преступление» полностью
отсутствует «трение» внутри олицетворяющей собой общественное благо системы. Конфликт вытеснен из
«производственной» сферы в личную: основная сюжетная линия обрамлена мелодраматической любовной,
хотя и здесь, после того как профессиональный долг выполнен, герой, как будто в награду, находит
утешение и обретает душевное состояние, охарактеризованное в заключительных словах так: «И я
понял, что жизнь замечательна...» (Избранное. Т.1. С.559).
В. работают плодотворно. В конце 1960-х — начале 1970-х они выпускают повесть-антидетектив «Двое
среди людей» (1969), роман «Гонки по вертикали» (1971) и другие произведения. Авторы пытаются
совместить в них чисто детективную сторону с поиском нравственных и социальных причин преступности.
Критика, однако, именно в этом находила слабую сторону романов Вайнеров: «...нередко удивляют
прямолинейность и некоторая нравственная глухота, с которыми они подходят к данной проблеме»
(Боровиков С.С. 171).
В 1972 появляется роман «Визит к минотавру». В основе его сюжета лежит расследование дела по
похищению из частной коллекции скрипки Антонио Страдивари. Наряду с этим в повествование вводится
исторический план, в центре которого оказывается судьба мастера, создавшего украденный инструмент.
Вайнеры уподобляют уголовное расследование блужданию по лабиринту, где обитает мифическое
животное: главный герой пытается отыскать путеводную нить, чтобы найди выход из трудной
детективной ситуации. Не последнюю роль в поиске играет интуиция, противопоставляемая авторами
«науч.» теории следствия. Воплощенная в названии метафора означает еще и некоторую
психологическую особенность, свойственную всем людям. Расследование, как и любое другое настоящее
дело, предполагают погружение в тайный мир собственной души, где тоже обитает чудовище: «Каждый
человек хозяин маленького или большого собственного Минотавра — косного, ленивого,
традиционалистского, прожорливого и жадного. И не дай бог поддаться ему, тогда он обязательно
сожрет своего хозяина...» (Избранное. Т.1. С.59-60). И совр. жизнь и история — пример Страдивари —
показывают, что «характер человека — его судьба» (Избранное. Т.1. С.59-60). Логика повествования в
конце концов обретает парадоксальное выражение в максималистском суждении одного из персонажей,
которое не способен опровергнуть рассказчик, обладающий более трезвым взглядом на жизнь:
«Следователь — это идеал человека...» (Избранное. Т.1. С.333).
Наибольшую популярность и признание братьям Вайнеров, во многом благодаря экранизации («Место
встречи изменить нельзя», реж. С.С.Говорухин, 1979), принес роман «Эра милосердия» (1975),
посвященный работе московского отдела борьбы с бандитизмом в послевоенные годы. Он выстроен
сложнее, чем ранние произведения Вайнеров. Его центральными персонажами являются два человека,
обладающие совершенно разным жизненным опытом и характерами, и тем не менее обреченные делать
одно общее дело — противостоять преступности. Организация, в которой они служат, далека от
идеального облика, знакомого читателю по другим детективам Вайнеров. В ней есть место и жестокости,
и трусости, и предательству. Если прежде у Вайнеров (напр., в «Я, следователь...») розыскник стремился
исключить всякого рода эмоции из своих отношений с подозреваемым, как бы олицетворяя в своей
профессиональной жизни холодный закон, то теперь судьба подследственного подчас напрямую зависит
от его и следователя взаимной приязни или неприязни. В то же время и преступность не однородна в своем
качестве. С одной стороны, в ее изображении ощущается присутствие некоего абсолютного
необъяснимого зла, скрывающегося за маской социальных мотивировок. С другой — авторы, несомненно,
пытаются найти путь к разгадке извечного криминального вопр. о причине человеческого бессердечия, о
времени, когда люди перестанут быть зверями по отношению друг к другу. Собственно, название романа
и воплощает в себе надежду на то, что, по словам одного из героев, «сейчас в бедности, крови и насилии
занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы
все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями» (Избранное. С.197). Наиболее
значимым в данном произведении Вайнеров оказалось то особое внимание, которое авторы уделяют не
только противостоянию «право — преступник», но и конфликту «право — справедливость». Главные
герои Вайнеров расходятся в представлениях о том, насколько близки эти понятия, что из них первично,
допустимо ли подчинять закон личным и общепринятым представлениям о вине и наказании или же должно
всегда и во всем следовать его букве.
Среди написанных Вайнерами в 1970-80-е произведений — повести «Город принял!..» (1978), «Карский
прорыв» (1981), «Завещание Колумба» (1987), «Потерпевшие претензий не имеют...» (1986), романы «Не
потерять человека» (1978), «Лекарство против страха» (1974) и др.
В 1990-е выходят романы Вайнеров о репрессиях 1930-40-х «Петля и камень в зеленой траве» (1979) и
«Евангелие от палача» (1984), работа над которыми велась в годы «застоя». В отличие от прежних
текстов в поздних произведениях братьев Вайнеров мир преступности и мир справедливости решительно
меняются местами. И в том и в другом произведении авторы воспроизводят по своей сути вечную
атмосферу рабского существования людей в России. Так, в «Евангелии от палача» повествование ведется
от лица работника НКВД, еще недавно наделенного чрезвычайными полномочиями вершить человеческие
судьбы. Перед читателем проходит вереница людей, чьи жизни были сломаны в застенках организации,
которую авторы именуют Конторой. Этот ближайший исторический план сосуществует с современностью:
герой, жаждущий, но не способный забыть прошлое, постоянно, почти сомнамбулически перемещается в
памяти из времени семидесятых в сороковые и пятидесятые годы. Братьям В. важно показать неизбывную
природу того устройства общества, при котором избранная горстка наиболее жестоких особей
организуется в «опричнину», служащую единственному, хотя и имевшему разные имена (Иван Грозный,
Сталин...) господину — «Великому Пахану». Отношения «хозяин — раб», «надзиратель — зэк» не
устранимы, а наступление «оттепелей» и «холодов» в истории объясняется лишь нравом очередного
правителя «зоны». По логике Вайнеров, у России нет прошлого, если под прошлым понимать то, от чего
можно отстраниться и отделить от себя. Именно поэтому их герои всегда пребывают и в современной и,
как кажется, в ушедшей реальности. Особое внимание Вайнеры уделяют судьбам евреев в России.
В последних произведениях Вайнеров на первый план выходят политические события и быт
завершающего десятилетия XX в. Так, герою романов «Райский сад дьявола» и «Умножающий печаль»
(оба — 1999), старшему следователю Интерпола, приходится действовать в условиях финансового
кризиса второй половины 1990-х. Коррупция в верхних эшелонах власти, олигархи, экстрадиции,
компромат, покушения, организованная преступность — перед читателем разложен весь набор
криминальных реалий эпохи. Авторы выводят на арену истории новую «расу» бывших советских. «...Мы
все — выброшенная в мир мутация пожизненных арестантов»,— характеризует эту «расу» герой Вайнеров.
Кроме прозы, Вайнеры написали ряд театральных пьес, множество сценариев. Вайнеры неоднократно
удостаивались премий СП СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх