Чапыгин Алексей Павлович [17.10.1870-21.10.1937]

Чапыгин Алексей Павлович
       [5(17).10.1870, д. Большой Угол Каргопольского у. Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.); по др. сведениям— 5(17).11.1870, д. Закумихинская Каргопольского уезда — 21.10.1937, Ленинград]
       — прозаик.
       Родился в крестьянской семье. Окончил 2 класса земской школы. После смерти матери и деда 2 года был пастухом. В 1883 отец отправил Чапыгина с обозом в Петербург. 13-летним подростком Чапыгин стал учеником на столярной фабрике, потом — в малярной мастерской. В 1888 он получил диплом подмастерья живописно-малярного ремесла. Чапыгин писал вывески, образа, декорации. В 1895 он отнес Д.Григоровичу рассказ «Пуговкин». Григорович сказал ему, что печатать рассказ нельзя, но писать Чапыгин может. В 1900-е у Чапыгина устанавливаются литературные связи с Н.К.Михайловским и В.Г.Короленко. В 1910 г. состоялось заочное знакомство с М.Горьким, с этих пор до конца жизни Горький творчески поддерживал Чапыгина и сыграл немалую роль в становлении Чапыгина-художника. Автобиографические повести Чапыгина «Жизнь моя» (1930) и «По дорогам и тропам» (1931) содержат богатый фактический материал о жизни и становлении писателя.
       Первая публикация Чапыгина — очерк «Зрячие» (1904). В 1900-е в журналах появляются рассказы Чапыгина: в «Вестнике Европы» («Минога»), в «Шиповнике» («Образ», «Прозрение», «Лесной пестун»), в «Образовании» («Зимней ночью», «Наваждение», «Последняя дорога», «Валькино детство», «Гости»). Первая книга Чапыгина — сборник рассказов «Нелюдимые» (1912). Личные впечатления о жизни ремесленников Петербурга определили и содержание и тональность рассказов. В книгу «Нелюдимые» Чапыгин включил цикл лирических стих, в прозе («Осень», «Воспоминания», «Осеннее», «Вечное»).
       В 1911-12 Чапыгин ездил на родину. Деревенские впечатления отразились в повести «Белый скит» (1913), первом большом произведении писателя. Произведения Чапыгина 1900-х вписываются в русскую реалистическую прозу начала века. По своей направленности «Белый скит» стоит в одном ряду с такими произведениями, как «Деревня» Бунина (1910) и «Тайга» В.Шишкова (1916). Повесть начинается картиной празднования Петрова дня. События показаны крупно, броско, действие развивается напряженно. Нет покоя, размеренности в деревенской жизни. Герой действует импульсивно, непродуманно. Резко противопоставлены главные герои — ловкий и наглый делец купец Артамон Ворона и стихийный правдоискатель деревенский силач Афонька Крень. Артамон Ворона уничтожает природу, разрушает семейные, родственные связи, сеет раздоры. Афонька Крень хочет сохранить деревенский природный мир: «Покуда силы хватит, норовлю оберечь Господню красоту — лес, зверя, где могу, не даю зря обидеть, корень его вконец изводить». О белом ските, где человека ждет успокоение, Афоньке рассказывала мать. Поняв, что «мир его не божит и не милует», герой отправляется искать белый скит и гибнет в болоте. Образ белого скита приобретает в повести символическое значение. Своеобразным продолжением «Белого скита» стала повесть «На лебяжьих озерах» (окончена в 1916; опубликована: Красная новь. 1922. №2) Свои охотничьи рассказы Чапыгин объединил в сборник «На звериной тропе» и «Очарование» (оба — 1919). Чапыгин присуще тонкое чувство природы. В 1917 Горький привлекает Чапыгин к редактированию второго сборника пролетарских писателей.
       Горький предложил Чапыгин написать антирелигиозное произведение о Феодосии Печерском. Но Чапыгин заинтересовала фигура Олега Святославича (Олег Гориславич в «Слове о полку Игореве»). Чапыгин написал 10 картин на языке летописи XII в. под названием «Гориславич», посвятив их М.Горькому. Это был первый, весьма оригинальный подступ Чапыгина к исторической теме. В 1925 увидел свет сборник рассказов «Плаун-цвет» («Белая равнина», «У границы», «Насельница» и др.).
       Главная книга Чапыгин — роман «Разин Степан» (1927). Осмысление разинской темы было начато Чапыгиным с решительного пересмотра тех оценок, которые Разин получил в дореволюционной историографии и беллетристике. Героический ракурс, уходящий своими корнями в народную поэзию, как нельзя лучше способствовал осуществлению желания Чапыгина показать Разина народным героем: концепция исторической действительности XVII в. связана с действительностью первого послеоктябрьского десятилетия. Многое в «Разине Степане» дано в романтическом ключе, что характерно и для других произведений молодой советской литературы. Главным героем романа Чапыгин сделал разбушевавшуюся народную стихию. Воссоздавая образ Разина, Чапыгин опирается в значительной степени на народную традицию. В песнях и преданиях Разин подан легендарным героем, его личность романтизирована, он обладает огромной физической силой, одет Разин в красивые дорогие одежды. Не случайно в романе Чапыгина много места отведено персидским походам Разина, ибо они давали яркий экзотический материал. Общая романтическая трактовка истории и ее героя подкреплена у Чапыгина большим вниманием к воспроизведению колорита эпохи. Чапыгин решал сложную задачу создания исторического романа в новых условиях советской действительности. Горький высоко оценил «Разина Степана», отметив: «"Разин" — колоссальное создание истинного художника — под таким титулом эта книга будет внесена в историю русской литературы» (ЛН. Т.70. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М., 1963. С.648). Почти через четверть века после «Разина Степана» был написан роман С.Злобина «Степан Разин». В романе и в литературно-критических статьях Злобин ведет полемику с той трактовкой образа Разина, которая дана в романе Чапыгина. Злобин отказывает Чапыгину в серьезном исследовании источников, в марксистском подходе к отбору и осмыслению фактов, считает, что Чапыгин — «это еще не исторический советский писатель в теперешнем нашем понимании...» (Злобин С. Продолжение личной беседы // Технология неправды. М., 1968).
       В 1932 Чапыгин начинает работу над историческим романом «Гулящие люди» (1932—37). По словам писателя, он хотел в новом романе глубже и шире показать, нежели это было в «Разине Степане», вторую половину XVII в., «когда повсюду на Руси шло брожение», дать «настроение эпохи» и показать типы неизвестных стихийных революционеров» (Литературный Ленинград. 1934. №32). Гулящие люди — как разъясняет писатель — юридический термин XVII в., обозначающий деклассированный элемент. По замыслу Чапыгина, действие должно быть доведено до стрелецких бунтов и царевны Софьи и сомкнуться с началом «Петра Первого» А.Н.Толстого. Чапыгин не смог полностью осуществить свой замысел. В широком полотне Чапыгина нашли отражение народные движения второй половины XVII в. (медный и чумный бунты, раскол). Чапыгин показал себя знатоком быта и языка XVII в.
       Чапыгин работал над автобиографической трилогией; были опубликованы 1-я и 2-я части: «Жизнь моя» (1929) и «По тропам и дорогам» (1931), 3-я часть — «Осколок того же зеркала» — известна в отрывках. Чапыгин написал сценарии фильмов «Златые горы» (1931) и «Степан Разин» (1939).

Соч.:
       СС: в 5 т. / сост., подгот. текста и прим. Н.Емельянова; вступ. статья Н.Тотубалина. Л., 1967-69;
       СС: в 3 т. / сост. Ю.Сенгуров. М., 1996;
       Белый скит: рассказы и повести. М., 1986;
       Гулящие люди. М., 1994, 2000;
       Дневниковые записи / публ. и комм. Н.С.Цветовой. Ежегодник РО Пушкинского Дома. СПб., 1993.

Лит.:
       Артюхов П.Л. А.П.Чапыгин: Критико-биографический очерк. Архангельск, 1955;
       Вальбе Б.С. Алексей Павлович Чапыгин: Очерк жизни и творчества. 2-е изд., перераб. Л., 1959;
       Семёнов В.С. Алексей Чапыгин. М., 1974;
       Семёнов В.С. Родники бьют из глубин: Литературно-критические статьи. М., 1977. С.73-220;
       Сваровская А.С. Проблема эпического героя в повести А.Чапыгина «Белый скит» // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988;
       Гончарова А.Л. Особенности творческой индивидуальности А.П.Чапыгина в мемуарно-автобиографической трилогии // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс: сб. трудов. Вологда, 1987;
       Волович Н.Г. Концепция народного характера в романе А.Чапыгина «Разин Степан» // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века. Грозный, 1991;
       Нестеров М.И. Язык русского советского исторического романа. Киев, 1978;
       Давыдова Т.Т. Русская неореалистическая проза (1900-1920 гг.). М., 1996.

А.И.Филатова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:56 UTC