Чапыгин Алексей Павлович
|
Другие персоны с фамилией Чапыгин
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 17.10 Кто родился в этот год 1870 |
[5(17).10.1870, д. Большой Угол Каргопольского у. Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.); по др.
сведениям— 5(17).11.1870, д. Закумихинская Каргопольского уезда — 21.10.1937, Ленинград]
— прозаик.
Родился в крестьянской семье. Окончил 2 класса земской школы. После смерти матери и деда 2 года был
пастухом. В 1883 отец отправил Чапыгина с обозом в Петербург. 13-летним подростком Чапыгин стал
учеником на столярной фабрике, потом — в малярной мастерской. В 1888 он получил диплом подмастерья
живописно-малярного ремесла. Чапыгин писал вывески, образа, декорации. В 1895 он отнес Д.Григоровичу
рассказ «Пуговкин». Григорович сказал ему, что печатать рассказ нельзя, но писать Чапыгин может. В
1900-е у Чапыгина устанавливаются литературные связи с Н.К.Михайловским и В.Г.Короленко. В 1910 г.
состоялось заочное знакомство с М.Горьким, с этих пор до конца жизни Горький творчески поддерживал
Чапыгина и сыграл немалую роль в становлении Чапыгина-художника. Автобиографические повести
Чапыгина «Жизнь моя» (1930) и «По дорогам и тропам» (1931) содержат богатый фактический материал о
жизни и становлении писателя.
Первая публикация Чапыгина — очерк «Зрячие» (1904). В 1900-е в журналах появляются рассказы
Чапыгина: в «Вестнике Европы» («Минога»), в «Шиповнике» («Образ», «Прозрение», «Лесной пестун»), в
«Образовании» («Зимней ночью», «Наваждение», «Последняя дорога», «Валькино детство», «Гости»).
Первая книга Чапыгина — сборник рассказов «Нелюдимые» (1912). Личные впечатления о жизни
ремесленников Петербурга определили и содержание и тональность рассказов. В книгу «Нелюдимые»
Чапыгин включил цикл лирических стих, в прозе («Осень», «Воспоминания», «Осеннее», «Вечное»).
В 1911-12 Чапыгин ездил на родину. Деревенские впечатления отразились в повести «Белый скит» (1913),
первом большом произведении писателя. Произведения Чапыгина 1900-х вписываются в русскую
реалистическую прозу начала века. По своей направленности «Белый скит» стоит в одном ряду с такими
произведениями, как «Деревня» Бунина (1910) и «Тайга» В.Шишкова (1916). Повесть начинается картиной
празднования Петрова дня. События показаны крупно, броско, действие развивается напряженно. Нет
покоя, размеренности в деревенской жизни. Герой действует импульсивно, непродуманно. Резко
противопоставлены главные герои — ловкий и наглый делец купец Артамон Ворона и стихийный
правдоискатель деревенский силач Афонька Крень. Артамон Ворона уничтожает природу, разрушает
семейные, родственные связи, сеет раздоры. Афонька Крень хочет сохранить деревенский природный
мир: «Покуда силы хватит, норовлю оберечь Господню красоту — лес, зверя, где могу, не даю зря
обидеть, корень его вконец изводить». О белом ските, где человека ждет успокоение, Афоньке
рассказывала мать. Поняв, что «мир его не божит и не милует», герой отправляется искать белый скит и
гибнет в болоте. Образ белого скита приобретает в повести символическое значение. Своеобразным
продолжением «Белого скита» стала повесть «На лебяжьих озерах» (окончена в 1916; опубликована:
Красная новь. 1922. №2) Свои охотничьи рассказы Чапыгин объединил в сборник «На звериной тропе» и
«Очарование» (оба — 1919). Чапыгин присуще тонкое чувство природы. В 1917 Горький привлекает
Чапыгин к редактированию второго сборника пролетарских писателей.
Горький предложил Чапыгин написать антирелигиозное произведение о Феодосии Печерском. Но Чапыгин
заинтересовала фигура Олега Святославича (Олег Гориславич в «Слове о полку Игореве»). Чапыгин
написал 10 картин на языке летописи XII в. под названием «Гориславич», посвятив их М.Горькому. Это был
первый, весьма оригинальный подступ Чапыгина к исторической теме. В 1925 увидел свет сборник
рассказов «Плаун-цвет» («Белая равнина», «У границы», «Насельница» и др.).
Главная книга Чапыгин — роман «Разин Степан» (1927). Осмысление разинской темы было начато
Чапыгиным с решительного пересмотра тех оценок, которые Разин получил в дореволюционной
историографии и беллетристике. Героический ракурс, уходящий своими корнями в народную поэзию, как
нельзя лучше способствовал осуществлению желания Чапыгина показать Разина народным героем:
концепция исторической действительности XVII в. связана с действительностью первого
послеоктябрьского десятилетия. Многое в «Разине Степане» дано в романтическом ключе, что
характерно и для других произведений молодой советской литературы. Главным героем романа Чапыгин
сделал разбушевавшуюся народную стихию. Воссоздавая образ Разина, Чапыгин опирается в
значительной степени на народную традицию. В песнях и преданиях Разин подан легендарным героем, его
личность романтизирована, он обладает огромной физической силой, одет Разин в красивые дорогие
одежды. Не случайно в романе Чапыгина много места отведено персидским походам Разина, ибо они
давали яркий экзотический материал. Общая романтическая трактовка истории и ее героя подкреплена у
Чапыгина большим вниманием к воспроизведению колорита эпохи. Чапыгин решал сложную задачу
создания исторического романа в новых условиях советской действительности. Горький высоко оценил
«Разина Степана», отметив: «"Разин" — колоссальное создание истинного художника — под таким титулом
эта книга будет внесена в историю русской литературы» (ЛН. Т.70. Горький и советские писатели.
Неизданная переписка. М., 1963. С.648). Почти через четверть века после «Разина Степана» был написан
роман С.Злобина «Степан Разин». В романе и в литературно-критических статьях Злобин ведет полемику с
той трактовкой образа Разина, которая дана в романе Чапыгина. Злобин отказывает Чапыгину в
серьезном исследовании источников, в марксистском подходе к отбору и осмыслению фактов, считает, что
Чапыгин — «это еще не исторический советский писатель в теперешнем нашем понимании...» (Злобин С.
Продолжение личной беседы // Технология неправды. М., 1968).
В 1932 Чапыгин начинает работу над историческим романом «Гулящие люди» (1932—37). По словам
писателя, он хотел в новом романе глубже и шире показать, нежели это было в «Разине Степане», вторую
половину XVII в., «когда повсюду на Руси шло брожение», дать «настроение эпохи» и показать типы
неизвестных стихийных революционеров» (Литературный Ленинград. 1934. №32). Гулящие люди — как
разъясняет писатель — юридический термин XVII в., обозначающий деклассированный элемент. По
замыслу Чапыгина, действие должно быть доведено до стрелецких бунтов и царевны Софьи и сомкнуться
с началом «Петра Первого» А.Н.Толстого. Чапыгин не смог полностью осуществить свой замысел. В
широком полотне Чапыгина нашли отражение народные движения второй половины XVII в. (медный и
чумный бунты, раскол). Чапыгин показал себя знатоком быта и языка XVII в.
Чапыгин работал над автобиографической трилогией; были опубликованы 1-я и 2-я части: «Жизнь моя»
(1929) и «По тропам и дорогам» (1931), 3-я часть — «Осколок того же зеркала» — известна в отрывках.
Чапыгин написал сценарии фильмов «Златые горы» (1931) и «Степан Разин» (1939).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх