AZ-libr.ру

информационный портал





Кудашёв Василий Михайлович [21.02.1902-__.10.1941] {ум.10.1941г.}

Кудашёв Василий Михайлович
       [6.3(21.2).1902, с. Кудрявщино Данковского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) — 10.1941]
       — прозаик.
       Родился в крестьянской семье. После окончания сельской школы работал пахарем.
       В 1918 «убежал» в Москву учиться — «хотелось все знать» (Автобиография). Работал кочегаром на Александровском вокзале, посещал общеобразовательные курсы. Голод и разруха заставили Кудашёва вернуться в родное село. Там Кудашёв организовал комсомольскую ячейку, 2 года был ее секретарем. К этому времени относятся первые литературные опыты Кудашёва (сценки для драмкружка, частушки).
       В 1922 Кудашёв поступил на рабфак им. М.Покровского при МГУ. Здесь сблизился с комсомольскими писателями (Г.Шубин, А.Веселый, В.Герасимова, М.Колосов), вступил в литературную группу «Молодая гвардия». Посещал ее творческие семинары на Покровке, которыми руководили О.Брик и В.Шкловский. Близко сошелся с М.Шолоховым, вращавшимся в ту пору среди писателей-молодогвардейцев. Кудашёв был первым, кто сразу распознал в своем друге большой талант. Прочитав первую книгу «Тихого Дона» еще в рукописи, Кудашёв сообщал В.Д.Ряховскому: «У меня сейчас живет Шолохов. Он написал очень значительную вещь» (письмо от 17 окт. 1927). В письме от 28 февр. 1928 к нему же Кудашёв пророчески предсказал: «..."Тихий Дон" будет звездой в нашей литературе» (РГАЛИ. Ф. 422. Оп.1. Ед.хр. 176).
       С 1924 по 1927 Кудашёв заведовал селькоровским, а позднее литературными отделами «Журнала крестьянской молодежи». Одновременно учился на вечернем отделении редакционно-издательского факультета литературы и искусства Первого МГУ. Вел передачи в «Крестьянской газете на радио».
       Ранние очерки и рассказы Кудашёв о переменах в быту и нравах деревни периода нэпа публиковались в газете «Юношеская правда» и журнал «Смена». Они вошли в сборник 1925-26 «Будораги», «Таракан в ноздре», «Фонарики». Эти ученические опыты выявляют приверженность автора крестьянской поэтике, литертуре «примитива», типологическую близость предшественникам — С.Подъячеву, И.Вольнову, И.Касаткину, А.Чапыгину.
       Школой мастерства для Кудашёва была литературная группа «Перевал», созданная при журнале «Красная новь» А.К.Воронским. Кудашёв входил в крестьянское крыло «Перевала», возглавляемое И.Катаевым, позднее изобличенное как «неославянофильское». После травли «Перевала» в Коммунистической академии (апр. 1930) Кудашёв вместе с П.Павленко, П.Дружининым, Е.Еркиным, И.Наседкиным, А.Новиковым, А.Саркиджаном, Н.Колоколовым вышел из состава группы. В «перевальский» период творчества Кудашёв проявлял интерес к проблеме психологизма. В повестях «Чертов рубеж» и «Кому светит солнце» (обе — 1927) внимание писателя сосредоточено на душевных метаниях героев. Психологизм в повестях Кудашёва «с социальной окраской, обусловлен спецификой героя» — человека, выхваченного из самой гущи деревенской жизни.
       После окончания университета (1930) Кудашёв работал в издательстве «Художественная литература», оттуда перешел в издательство «Московского товарищества писателей».
       В 1934 был принят в СП. Оставив вскоре службу, Кудашёв полностью отдался творческой работе. Его произведения публиковались в журнале «Октябрь», «Новый мир», «30 дней», в «Литературной газете». Вышли в свет два сборника повестей и рассказов — «Кому светит солнце» (1931) и «Звезда Ивана» (1936). Господствующим жанром в прозе Кудашёва конца 1920-30-х была повесть с чертами фактографии и очерковости, порой в ущерб художественности. Творческая эволюция Кудашёва-прозаика обозначилась как путь от очерковой повести к повести с элементами анализа. В повести «Вукол» (1927) автор исследует внутренний мир русского крестьянина в канун коллективизации. Главный герой произведения старик Вукол не предстает только как безропотно переносящий унижения и слепо исполняющий свой долг, писатель оттеняет в его характере главную черту — «смиренное» непокорство. Оно выражается в неприятии зла, пьянства и лжи — всего того, что исстари осуждалось в крестьянском мире, хотя и находило пристанище. Мерилом нравственной состоятельности человека Вукол считает трудолюбие, открытость человеческого сердца. «Вукол» — одна из лучших повестей Кудашёва.
       В 1930-е Кудашёв пытался разобраться в психологии собственника. В повести «Звезда Ивана» (1934) показана деревня после «великого перелома». Писатель поведал о жизненной драме крестьянина Ивана Лямина, последнего единоличника, прозванного колхозниками «индусом» (индивидуалистом). Спокойствие отгородившегося от мира и признающего лишь свою правду Ивана Лямина мнимое: за ним — человеческая драма. Иронизируя над колхозниками, в глубине души Лямин чувствует себя обойденным и несчастным, ощущая, что по извечным законам общинного кодекса жить не сможет. Драма последнего единоличника усугубляется уходом из дома сына и дочери.
       В 1930-е Кудашёв доискивался причин, почему значительная часть крестьян не восприняла идею коллективизации, хотя вначале тянулась к «новой жизни», пытаясь найти в ней общинную устроенность на справедливых началах. Однако, сталкиваясь с беззаконием и самоуправством властей, разочаровалась и пыталась жить в одиночку.
       Психология собственника — главный предмет исследования и в наиболее крупном и сложном произведении Кудашёв — романе «Последние мужики» (1932-39) (в журнальном варианте, опубликованном «Октябрем» в 1932, «Камень на дороге»). Название «Последние мужики» появилось в отдельном издании 1935, исправленном и дополненном. Это одно из первых по времени произведений о кануне и начале коллективизации, написанное очевидцем и участником событий (Кудашёв помогал строить колхоз в родном селе). Замысел романа возник сразу после неудавшейся поездки Кудашёв с Шолоховым и А.Веселым (февр. 1930 г.) к Горькому на Капри.
       Как и И.Макаров в «Стальных ребрах», Кудашёв в «Последних мужиках» обратил внимание на совершенно новый, порожденный переходным временем тип героя — «культурного хозяина», врастающего в социализм (таков у Шолохова Яков Лукич Островное). Установка на появление такого героя была дана правыми «уклонистами», выдвинувшими лозунг «Обогащайтесь!». «Культурным хозяином» в «Последних мужиках» является Нефед Крутояров, коммунист, участник Гражданской войны, который намеревался на собственном участке земли доказать, что при сознательном отношении к делу можно богатеть, не прибегая к кулацкой философии обогащения. Надо лишь заимствовать у кулаков их энергию и хозяйскую сметку, устранив при этом всякую возможность эксплуатации и жульничества. Прослеживая этапы становления «культурного хозяина», Кудашёв обнаруживает глубокое знание психологии собственника и самой «механики» «культурного» обогащения, эталоном которой в романе является Игнат Крутояров, родной брат Нефеда. Нефед приходит к мысли, что «чистого» пути к единоличному крестьянскому богатству нет и быть не может. Игнат, у кого нет никаких противоречий на сей счет, пытается помешать брату (покушается на жизнь), когда тот спохватывается и бесповоротно сворачивает с выбранного пути, переключаясь на организацию колхоза. Кудашёв привел сюжет романа к подчеркнуто оптимистическому финалу. В его авторской позиции явился романтизм, свойственный многим крестьянским писателям, воспринявшим начальный период коллективизации как возрождение традиционных общинных отношений, основанных на крестьянской этике, крестьянском понимании правды и справедливости.
       Кудашёв продолжал работать над романом (известно несколько редакций). В последней усилен мотив противостояния двух сил: представителей власти и силы, связанной с народным мнением, реагирующим на поступки главных героев. Эта сила выражается через сквозной образ-мотив последних мужиков. В соответствии со своими воззрениями на коллективизацию Кудашёв развенчивает романтику хутора, единоличного хозяйства, убеждая читателя в неотвратимости перехода к общинной модели жизнеустройства. Роман «Последние мужики» выявил доступную писателю меру исторической правды о трагедии крестьянства, объясняя ее не политикой Сталина, а бесхозяйственностью и самоуправством местных руководителей.
       В романе «Последние мужики», как в зеркале, отразились общие тенденции развития крестьянского романа 1930-х: стремление писателей «брать больше вширь, чем вглубь, приводящее к многосюжетной, достаточно запутанной композиции <...> характерная для тех книг "перенаселенность" персонажами при постоянных обрывах сюжетных нитей» (Сурганов Вс. — С.221-222).
       В конце 1930-х Кудашёв переживает творческий кризис. Он не находит в жизни подтверждения своим представлениям о переустройстве деревни, видя, что проводимая экономическая политика породила множество противоречий и привела крестьян к отчуждению от земли. Свое понимание «вольных» проблем деревенской жизни Кудашёв изложил в письме к Сталину, но не получил ответа.
       В 1940 «Новый мир» (№1) опубликовал повесть Кудашёв «На поле Куликовом» (в 1941 она вышла отдельным изданием.). В ней автор рассказал о том, как в местах, овеянных памятью исторической битвы, ныне работают трактористы, поднимающие землю, в которой до сих пор попадаются истлевшие кости воинов и старинное оружие. Критика, отметившая актуальность затрагиваемых проблем, расценила, однако, повесть Кудашёв как художественную неудачу писателя. (См.: Гоффеншефер В. Заметки о художественной прозе 1940 года // Новый мир. 1941. №2. С.193-195).
       В июле 1941 Кудашёв добровольцем ушел на фронт, служил корреспондентом армейской газете «Боевой путь».
       В окт. 1941 после тяжелого ранения под Ельней он попал в окружение и пропал без вести. Узнав о гибели Кудашёв, Шолохов сказал: «Он не успел сказать главного. А мог. Его "Вукол", рассказ — настоящий, крутой» (Строка, оборванная пулей. С.295).
       Долгие годы в семье Кудашёв хранились черновые рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона», ныне они выкуплены у наследников Кудашёва государством и хранятся в ИМЛИ им. А.М.Горького.

Соч.:
       Кому светит солнце: Повести и рассказы. М., 1931;
       Юг на Севере (О Мичурине И.В.). М., 1934;
       Звезда Ивана: Повести и рассказы. М., 1936;
       Большое поле: Повести и рассказы. М., 1941;
       Повести и рассказы. М., 1957;
       Последние мужики: роман / вступ, статья М.Величко. М., 1978.

Лит.:
       Огнев С. Молодые беллетристы // Красное студенчество. 1921. №5. С.107-108;
       Василий Михайлович Кудашев (1902-1941). Библ. памятка. Воронеж, 1967;
       Ряховский В. О моем земляке и друге // Строка, оборванная пулей: Московские писатели, павшие на фронтах Великой Отечественной войны. М., 1976;
       Величко М. Чекан его души // Там же;
       Сурганов Вс. Глубокая борозда // Звезда. 1962. №12;
       Циммерман П.И. Творческая судьба В.Кудашева и русская крестьянская литературная традиция 20-30 годов: Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 1991;
       Дворяшин Ю.А. М.А.Шолохов и русская проза 30-70-х годов. Автореферат докторской диссертации. М., 1994;
       Колодный Л. Как я нашел «Тихий Дон». М., 2000. С.65-77.

В.Н.Запевалов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:28 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"