Кудашёв Василий Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Кудашёв
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 21.02 Кто родился в этот год 1902 |
[6.3(21.2).1902, с. Кудрявщино Данковского у. Рязанской губ. (ныне Липецкая
обл.) — 10.1941]
— прозаик.
Родился в крестьянской семье. После окончания сельской школы работал пахарем.
В 1918 «убежал» в Москву учиться — «хотелось все знать» (Автобиография).
Работал кочегаром на Александровском вокзале, посещал общеобразовательные
курсы. Голод и разруха заставили Кудашёва вернуться в родное село. Там Кудашёв
организовал комсомольскую ячейку, 2 года был ее секретарем. К этому времени
относятся первые литературные опыты Кудашёва (сценки для драмкружка, частушки).
В 1922 Кудашёв поступил на рабфак им. М.Покровского при МГУ. Здесь сблизился с
комсомольскими писателями (Г.Шубин, А.Веселый, В.Герасимова, М.Колосов),
вступил в литературную группу «Молодая гвардия». Посещал ее творческие семинары
на Покровке, которыми руководили О.Брик и В.Шкловский. Близко сошелся с
М.Шолоховым, вращавшимся в ту пору среди писателей-молодогвардейцев. Кудашёв
был первым, кто сразу распознал в своем друге большой талант. Прочитав первую
книгу «Тихого Дона» еще в рукописи, Кудашёв сообщал В.Д.Ряховскому: «У меня
сейчас живет Шолохов. Он написал очень значительную вещь» (письмо от 17 окт.
1927). В письме от 28 февр. 1928 к нему же Кудашёв пророчески предсказал:
«..."Тихий Дон" будет звездой в нашей литературе» (РГАЛИ. Ф. 422. Оп.1. Ед.хр.
176).
С 1924 по 1927 Кудашёв заведовал селькоровским, а позднее литературными
отделами «Журнала крестьянской молодежи». Одновременно учился на вечернем
отделении редакционно-издательского факультета литературы и искусства Первого
МГУ. Вел передачи в «Крестьянской газете на радио».
Ранние очерки и рассказы Кудашёв о переменах в быту и нравах деревни периода
нэпа публиковались в газете «Юношеская правда» и журнал «Смена». Они вошли в
сборник 1925-26 «Будораги», «Таракан в ноздре», «Фонарики». Эти ученические
опыты выявляют приверженность автора крестьянской поэтике, литертуре
«примитива», типологическую близость предшественникам — С.Подъячеву,
И.Вольнову, И.Касаткину, А.Чапыгину.
Школой мастерства для Кудашёва была литературная группа «Перевал», созданная
при журнале «Красная новь» А.К.Воронским. Кудашёв входил в крестьянское крыло
«Перевала», возглавляемое И.Катаевым, позднее изобличенное как
«неославянофильское». После травли «Перевала» в Коммунистической академии (апр.
1930) Кудашёв вместе с П.Павленко, П.Дружининым, Е.Еркиным, И.Наседкиным,
А.Новиковым, А.Саркиджаном, Н.Колоколовым вышел из состава группы. В
«перевальский» период творчества Кудашёв проявлял интерес к проблеме
психологизма. В повестях «Чертов рубеж» и «Кому светит солнце» (обе — 1927)
внимание писателя сосредоточено на душевных метаниях героев. Психологизм в
повестях Кудашёва «с социальной окраской, обусловлен спецификой героя» —
человека, выхваченного из самой гущи деревенской жизни.
После окончания университета (1930) Кудашёв работал в издательстве
«Художественная литература», оттуда перешел в издательство «Московского
товарищества писателей».
В 1934 был принят в СП. Оставив вскоре службу, Кудашёв полностью отдался
творческой работе. Его произведения публиковались в журнале «Октябрь», «Новый
мир», «30 дней», в «Литературной газете». Вышли в свет два сборника повестей и
рассказов — «Кому светит солнце» (1931) и «Звезда Ивана» (1936). Господствующим
жанром в прозе Кудашёва конца 1920-30-х была повесть с чертами фактографии и
очерковости, порой в ущерб художественности. Творческая эволюция
Кудашёва-прозаика обозначилась как путь от очерковой повести к повести с
элементами анализа. В повести «Вукол» (1927) автор исследует внутренний мир
русского крестьянина в канун коллективизации. Главный герой произведения старик
Вукол не предстает только как безропотно переносящий унижения и слепо
исполняющий свой долг, писатель оттеняет в его характере главную черту —
«смиренное» непокорство. Оно выражается в неприятии зла, пьянства и лжи — всего
того, что исстари осуждалось в крестьянском мире, хотя и находило пристанище.
Мерилом нравственной состоятельности человека Вукол считает трудолюбие,
открытость человеческого сердца. «Вукол» — одна из лучших повестей Кудашёва.
В 1930-е Кудашёв пытался разобраться в психологии собственника. В повести
«Звезда Ивана» (1934) показана деревня после «великого перелома». Писатель
поведал о жизненной драме крестьянина Ивана Лямина, последнего единоличника,
прозванного колхозниками «индусом» (индивидуалистом). Спокойствие
отгородившегося от мира и признающего лишь свою правду Ивана Лямина мнимое: за
ним — человеческая драма. Иронизируя над колхозниками, в глубине души Лямин
чувствует себя обойденным и несчастным, ощущая, что по извечным законам
общинного кодекса жить не сможет. Драма последнего единоличника усугубляется
уходом из дома сына и дочери.
В 1930-е Кудашёв доискивался причин, почему значительная часть крестьян не
восприняла идею коллективизации, хотя вначале тянулась к «новой жизни», пытаясь
найти в ней общинную устроенность на справедливых началах. Однако, сталкиваясь
с беззаконием и самоуправством властей, разочаровалась и пыталась жить в
одиночку.
Психология собственника — главный предмет исследования и в наиболее крупном и
сложном произведении Кудашёв — романе «Последние мужики» (1932-39) (в
журнальном варианте, опубликованном «Октябрем» в 1932, «Камень на дороге»).
Название «Последние мужики» появилось в отдельном издании 1935, исправленном и
дополненном. Это одно из первых по времени произведений о кануне и начале
коллективизации, написанное очевидцем и участником событий (Кудашёв помогал
строить колхоз в родном селе). Замысел романа возник сразу после неудавшейся
поездки Кудашёв с Шолоховым и А.Веселым (февр. 1930 г.) к Горькому на Капри.
Как и И.Макаров в «Стальных ребрах», Кудашёв в «Последних мужиках» обратил
внимание на совершенно новый, порожденный переходным временем тип героя —
«культурного хозяина», врастающего в социализм (таков у Шолохова Яков Лукич
Островное). Установка на появление такого героя была дана правыми
«уклонистами», выдвинувшими лозунг «Обогащайтесь!». «Культурным хозяином» в
«Последних мужиках» является Нефед Крутояров, коммунист, участник Гражданской
войны, который намеревался на собственном участке земли доказать, что при
сознательном отношении к делу можно богатеть, не прибегая к кулацкой философии
обогащения. Надо лишь заимствовать у кулаков их энергию и хозяйскую сметку,
устранив при этом всякую возможность эксплуатации и жульничества. Прослеживая
этапы становления «культурного хозяина», Кудашёв обнаруживает глубокое знание
психологии собственника и самой «механики» «культурного» обогащения, эталоном
которой в романе является Игнат Крутояров, родной брат Нефеда. Нефед приходит к
мысли, что «чистого» пути к единоличному крестьянскому богатству нет и быть не
может. Игнат, у кого нет никаких противоречий на сей счет, пытается помешать
брату (покушается на жизнь), когда тот спохватывается и бесповоротно
сворачивает с выбранного пути, переключаясь на организацию колхоза. Кудашёв
привел сюжет романа к подчеркнуто оптимистическому финалу. В его авторской
позиции явился романтизм, свойственный многим крестьянским писателям,
воспринявшим начальный период коллективизации как возрождение традиционных
общинных отношений, основанных на крестьянской этике, крестьянском понимании
правды и справедливости.
Кудашёв продолжал работать над романом (известно несколько редакций). В
последней усилен мотив противостояния двух сил: представителей власти и силы,
связанной с народным мнением, реагирующим на поступки главных героев. Эта сила
выражается через сквозной образ-мотив последних мужиков. В соответствии со
своими воззрениями на коллективизацию Кудашёв развенчивает романтику хутора,
единоличного хозяйства, убеждая читателя в неотвратимости перехода к общинной
модели жизнеустройства. Роман «Последние мужики» выявил доступную писателю меру
исторической правды о трагедии крестьянства, объясняя ее не политикой Сталина,
а бесхозяйственностью и самоуправством местных руководителей.
В романе «Последние мужики», как в зеркале, отразились общие тенденции развития
крестьянского романа 1930-х: стремление писателей «брать больше вширь, чем
вглубь, приводящее к многосюжетной, достаточно запутанной композиции <...>
характерная для тех книг "перенаселенность" персонажами при постоянных обрывах
сюжетных нитей» (Сурганов Вс. — С.221-222).
В конце 1930-х Кудашёв переживает творческий кризис. Он не находит в жизни
подтверждения своим представлениям о переустройстве деревни, видя, что
проводимая экономическая политика породила множество противоречий и привела
крестьян к отчуждению от земли. Свое понимание «вольных» проблем деревенской
жизни Кудашёв изложил в письме к Сталину, но не получил ответа.
В 1940 «Новый мир» (№1) опубликовал повесть Кудашёв «На поле Куликовом» (в 1941
она вышла отдельным изданием.). В ней автор рассказал о том, как в местах,
овеянных памятью исторической битвы, ныне работают трактористы, поднимающие
землю, в которой до сих пор попадаются истлевшие кости воинов и старинное
оружие. Критика, отметившая актуальность затрагиваемых проблем, расценила,
однако, повесть Кудашёв как художественную неудачу писателя. (См.: Гоффеншефер
В. Заметки о художественной прозе 1940 года // Новый мир. 1941. №2. С.193-195).
В июле 1941 Кудашёв добровольцем ушел на фронт, служил корреспондентом
армейской газете «Боевой путь».
В окт. 1941 после тяжелого ранения под Ельней он попал в окружение и пропал без
вести. Узнав о гибели Кудашёв, Шолохов сказал: «Он не успел сказать главного. А
мог. Его "Вукол", рассказ — настоящий, крутой» (Строка, оборванная пулей.
С.295).
Долгие годы в семье Кудашёв хранились черновые рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого
Дона», ныне они выкуплены у наследников Кудашёва государством и хранятся в ИМЛИ
им. А.М.Горького.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх