Фёдоров Евгений Александрович [27.01.1897-02.04.1961]

Фёдоров Евгений Александрович (псевдонимы Антон Марута, Валентин Плугов, Ев.Ф., землеустроитель А.Марута, З.Фёдоров, Олег Ручьёв, Парткор Е.Ф.)
       [15(27).1.1897, с. Видзы Ковенской губ., ныне Браславский р-н Витебской обл.— 2.4.1961, Ленинград]
       — прозаик.
       Родился в семье крестьянина-бедняка. Большую часть детства провел на Южном Урале в ст.Магнитной. В 1912 приехал в Петроград, работал в типографии — переписчиком, чертежником, нивелировщиком, корректором. Среднее образование получил практически экстерном, т.к. одновременно был вынужден зарабатывать на жизнь.
       В Первую мировую войну несколько месяцев был на фронте, затем получил назначение в Военно-топографическое училище и окончил его. Военная карьера как таковая не привлекала Фёдорова, хотя воевать впоследствии ему приходилось не раз. В 1917 он окончил более близкое ему по духу Землемерное училище в Пскове. Но уже в 1918 он снова на фронте, на этот раз — в Красной Армии, сражается с армиями Колчака, командуя эскадроном им. Ст.Разина в знаменитой Чапаевской дивизии. К этому времени Фёдоров уже успел прийти в литературу: в 1916-17 напечатал несколько стихотворений и рассказов в газете «Приишимье», журнал «Наборщик и печатный мир» и, наконец, в журнале «Пламя», где его рассказы были опубликованы уже после революции.
       Во время Гражданской войны Фёдоров был тяжело контужен и вскоре демобилизован, после чего ряд лет проработал в землеустроительных организациях Белоруссии, Крыма, затем на Урале, которому суждено было определить многие литературные интересы писателя. В 1931 Фёдоров экстерном сдал экзамен на звание инженера и ряд лет находился на руководящей партийной и хозяйственной работе (Горьковская обл., Ростов-на-Дону, Ленинград). В 1930-е после окончания Института красной профессуры Фёдоров работал ученым секретарем Института экономики АН СССР.
       Систематическая литературная работа Фёдоров начинается после Гражданской войны: в 1921 он печатает рассказ «Байтес», в 1924 — «В тихом углу», во второй половине 1920-х — ряд рассказов о жизни русской деревни до и после революции в журнале. «Крестьянка».
       В 1936 выходят первые книги рассказов Фёдорова «Вороная кобыла» и «Соломонея», появляются первые положительные отзывы о писателе, в частности, о его способностях сатирика и юмориста. Именно к этому времени определяется основная тематика творчества Фёдорова — история Урала и Сибири, жизнь рабочего люда в этих местах как в далеком прошлом, так и в начале XX в., события самой революции и Гражданской войны. К первой группе произведений относятся исторические повести «Черепановы», «Кыштымский зверь», «Повесть о злоключениях первого русского золотоискателя» (второе название — «Находка Ерофея Маркова. Рассказ о первом русском золотоискателе»), сатирическая повесть «Шадринский гусь» (второе название — «Шадринский гусь, или Повесть о Шадринском писаришке Епишке»). Воспоминания о детстве, проведенном на Урале, вошли в повесть «У горы Магнитной» (второе название — «Детство в Магнитке»). Разбросанные по различным периодическим изданиям повести эти, в основном написанные с конца 1930-х по начало 1950-х, впервые были собраны вместе в двухтомнике избранных произведений (1958).
       В годы Великой Отечественной войны Фёдоров принимал участие в обороне Ленинграда, был в партизанском отряде, а также активно работал как военный журналист и писатель. В это время им были опубликованы в периодике военных лет, а также отд. брошюрами очерки и рассказы «Двуногие звери», «Что несут фашисты советскому крестьянству» (оба — 1941), «Рассказы о Кирове», «Клянусь тебе, Родина!», «Поруганная отчизна» (все — 1942), «В тылу врага. Рассказы» (1943) и многих других. Не оставляет Фёдоров в военные годы и свою любимую тему творческого труда народа, народных умельцев — «Тайна булата» (1943) и др.
       Незадолго до начала Великой Отечественной войны Фёдоров впервые обратился к созданию крупных произведений. В 1939 была напечатана 1-я редакция его первого романа «Горная дорога» (в 1959 появится расширенное и дополненное издание романа под названием «Вдоль голубых уральских гор») — произведение историко-революционного жанра о боевых действиях партизанского соединения под командованием В.Блюхера в 1918. В 1940 появился первый крупный исторический роман Фёдорова «Демидовы», ставший началом трилогии «Каменный пояс»: в 1947-48 к «Демидовым» добавилась вторая книга «Наследники», а в 1953 — третий роман — «Хозяин каменных гор». Трилогия целиком была издана в 1955 и стала наиболее известным произведением Ф. В общей сложности Фёдоров работал над «Каменным поясом» около 15 лет. Наиболее удачной оказалась, по мнению критиков, первая часть трилогии, где автору удалось показать и привлекательные черты «первонакопителей» — бывших тульских кузнецов Демидовых — их мастерский труд, организаторские способности и т.д., и одновременно их невероятную жестокость по отношению к рабочему люду, к тем, кто создавал их баснословные богатства. Ставший заводчиком Никита Демидов делает лучшее и более дешевое, чем иноземные мастера, вооружение для армии, за что Петр I жалует его грамотой на владение Уральскими землями. Но хозяин в погоне за все большими прибылями обманывает царя, спаивает и закабаляет народ. В отца пошел и сын Акинфий — он убивает человека, открывшего богатое месторождение руды, чтобы ничем не делиться с ним. Открыв серебряные залежи, Демидов, обманывая государство, втайне сам организует чеканку денег. Узнав же о приезде ревизора, хозяин приказывает открыть шлюзы и затопить подвалы, где работали денежные мастера — это одна из самых сильных сцен в романе. В нем неоднократно рисуются картины произвола, жестоких наказаний и пыток, каторжных условий труда и быта рабочих. Критика как 1940-х, так и 1960-х предъявляла Фёдорову серьезные упреки в отношении художественного качества книг.
       В 1954 появилась книга Фёдорова «Большая судьба» — роман о великом русском металлурге, создателе русского булата П.П.Амосове, а в 1955 — последнее крупное произведение Фёдорова, 2-томный роман «Ермак».
       На протяжении всей жизни Фёдоров писал также публицистические статьи о важнейших проблемах народного хозяйства, которые продолжали волновать его, бывшего сотрудника Института экономики: о насущных задачах освоения Вишерского края, о делах Магнитогорского металлургического комбината, о первом памятнике, поставленном декабристам в Кургане, и т.д. Его перу принадлежит и ряд статей по проблемам литературы и искусства, рецензии на произведения В.Шишкова, С.Сергеева-Ценского, О.Форш, Л.Раковского и др. Произведения же самого Фёдорова продолжали вызывать не только доброжелательное отношение, но и достаточно резкие критические замечания. Критика «приветствовала» желание художника воплотить пафос созидания и открытия новых земель, углубленный интерес к истокам русского патриотизма, стремление к опоре на лучшие литературные и фольклорные традиции в духе традиционных требований к литературе того времени. Но вместе с тем отмечала и фактические неточности в произведениях Фёдорова, художественные просчеты: недостаточную образность повествования, обилие необязательных эпизодов, схематизм в обрисовке ряда характеров. Очень существенными были упреки в чрезмерно вольном обращении с фактами, как относящимися к далекому прошлому, так и к историко-революционным годам. «Смесь правды с небылицами» — так была озаглавлена одна из рецензий на роман «Ермак» (Дон. 1957. №6). Серьезные претензии предъявлялись Фёдоровым по поводу изображения реальных исторических лиц, которые были достаточно хорошо известны. Так, Петра I Фёдоров изображал (в отличие и от Пушкина, и от А.Толстого) только с сугубо положительной стороны. У него Петр I спокоен, рассудителен, чуток и т.д. Даже Анна Иоанновна (в отличие от романа И.Лажечникова «Ледяной дом», 1835) у Фёдоров была представлена в светлых и даже ласковых тонах (Андреев Ю.— С.164). Что же касается романа «Вдоль голубых уральских гор» (как об этом писал бывший начальник оперативной части партизанского отряда, о котором идет речь в романе), то здесь Фёдоров в погоне за большими эффектами произвольно менял биографии реальных действующих лиц, переставлял эпизоды, места и даты сражений и т.д., хотя по этому поводу существует достаточно большое количество архивных материалов и документов (Голубых М.— С.135). Писатель неоднократно нарушал строгие законы исторического жанра, чем объясняются названные недостатки его произведений.

Соч.:
       Избранное. Т.1,2. Л., 1958;
       Фронтовые рассказы. П., 1942;
       В тылу врага. Рассказы. Л., 1943;
       Большая судьба: Роман о великом русском металлурге. Л., 1953.
       Каменный пояс: трилогия. Л., 1955;
       Вдоль голубых уральских гор. Свердловск, 1959;
       Золотые руки. Рассказы о русских умельцах. Л., 1962;
       Мои помощники в исторических разысканиях (из воспоминаний писателя о создании исторических романов) // Сибирские огни. 1962. №7;
       Ермак. Новосибирск, 1966.

Лит.:
       Вальбе Б. Создатель русского булата // Звезда. 1955. №3.
       Лурье С., Ильина Н. В мире чудес // Новый мир. 1956. №8;
       Абрамович А. Исторические романы Евгения Федорова // Сибирские огни. 1958. №5;
       Кузнецов Г. В огне Гражданской // Нева. 1960. №2;
       Голубых М. Историческая недостоверность исторического романа // Урал. 1960. №3;
       Янко М.Е. А.Федоров // Литературное Зауралье. Курган, 1960;
       Летров С. История русского советского романа. М., 1961. С.202-203;
       Андреев Ю. Русский советский исторический роман в 20-30-е годы. М.; Л., 1962;
       Раковасий Л. Певец Урала // Нева. 1963. №1;
       Дашевский В. Уральская тема в творчестве Е.Фёдорова. Курган, 1964;
       История русского советского романа. М.; Л., 1965. Т.2. С.101,119,325,327.

К.Ф.Бикбулатова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:48 UTC