Фёдоров Евгений Александрович
|
Другие персоны с фамилией Фёдоров
Другие персоны с именем Евгений Кто родился в этот день 27.01 Кто родился в этот год 1897 |
[15(27).1.1897, с. Видзы Ковенской губ., ныне Браславский р-н Витебской обл.— 2.4.1961, Ленинград]
— прозаик.
Родился в семье крестьянина-бедняка. Большую часть детства провел на Южном Урале в ст.Магнитной. В
1912 приехал в Петроград, работал в типографии — переписчиком, чертежником, нивелировщиком,
корректором. Среднее образование получил практически экстерном, т.к. одновременно был вынужден
зарабатывать на жизнь.
В Первую мировую войну несколько месяцев был на фронте, затем получил назначение в
Военно-топографическое училище и окончил его. Военная карьера как таковая не привлекала Фёдорова,
хотя воевать впоследствии ему приходилось не раз. В 1917 он окончил более близкое ему по духу
Землемерное училище в Пскове. Но уже в 1918 он снова на фронте, на этот раз — в Красной Армии,
сражается с армиями Колчака, командуя эскадроном им. Ст.Разина в знаменитой Чапаевской дивизии. К
этому времени Фёдоров уже успел прийти в литературу: в 1916-17 напечатал несколько стихотворений и
рассказов в газете «Приишимье», журнал «Наборщик и печатный мир» и, наконец, в журнале «Пламя», где
его рассказы были опубликованы уже после революции.
Во время Гражданской войны Фёдоров был тяжело контужен и вскоре демобилизован, после чего ряд лет
проработал в землеустроительных организациях Белоруссии, Крыма, затем на Урале, которому суждено
было определить многие литературные интересы писателя. В 1931 Фёдоров экстерном сдал экзамен на
звание инженера и ряд лет находился на руководящей партийной и хозяйственной работе (Горьковская
обл., Ростов-на-Дону, Ленинград). В 1930-е после окончания Института красной профессуры Фёдоров
работал ученым секретарем Института экономики АН СССР.
Систематическая литературная работа Фёдоров начинается после Гражданской войны: в 1921 он печатает
рассказ «Байтес», в 1924 — «В тихом углу», во второй половине 1920-х — ряд рассказов о жизни русской
деревни до и после революции в журнале. «Крестьянка».
В 1936 выходят первые книги рассказов Фёдорова «Вороная кобыла» и «Соломонея», появляются первые
положительные отзывы о писателе, в частности, о его способностях сатирика и юмориста. Именно к этому
времени определяется основная тематика творчества Фёдорова — история Урала и Сибири, жизнь
рабочего люда в этих местах как в далеком прошлом, так и в начале XX в., события самой революции и
Гражданской войны. К первой группе произведений относятся исторические повести «Черепановы»,
«Кыштымский зверь», «Повесть о злоключениях первого русского золотоискателя» (второе название —
«Находка Ерофея Маркова. Рассказ о первом русском золотоискателе»), сатирическая повесть
«Шадринский гусь» (второе название — «Шадринский гусь, или Повесть о Шадринском писаришке
Епишке»). Воспоминания о детстве, проведенном на Урале, вошли в повесть «У горы Магнитной» (второе
название — «Детство в Магнитке»). Разбросанные по различным периодическим изданиям повести эти, в
основном написанные с конца 1930-х по начало 1950-х, впервые были собраны вместе в двухтомнике
избранных произведений (1958).
В годы Великой Отечественной войны Фёдоров принимал участие в обороне Ленинграда, был в
партизанском отряде, а также активно работал как военный журналист и писатель. В это время им были
опубликованы в периодике военных лет, а также отд. брошюрами очерки и рассказы «Двуногие звери»,
«Что несут фашисты советскому крестьянству» (оба — 1941), «Рассказы о Кирове», «Клянусь тебе,
Родина!», «Поруганная отчизна» (все — 1942), «В тылу врага. Рассказы» (1943) и многих других. Не
оставляет Фёдоров в военные годы и свою любимую тему творческого труда народа, народных умельцев
— «Тайна булата» (1943) и др.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Фёдоров впервые обратился к созданию крупных
произведений. В 1939 была напечатана 1-я редакция его первого романа «Горная дорога» (в 1959
появится расширенное и дополненное издание романа под названием «Вдоль голубых уральских гор») —
произведение историко-революционного жанра о боевых действиях партизанского соединения под
командованием В.Блюхера в 1918. В 1940 появился первый крупный исторический роман Фёдорова
«Демидовы», ставший началом трилогии «Каменный пояс»: в 1947-48 к «Демидовым» добавилась вторая
книга «Наследники», а в 1953 — третий роман — «Хозяин каменных гор». Трилогия целиком была издана в
1955 и стала наиболее известным произведением Ф. В общей сложности Фёдоров работал над «Каменным
поясом» около 15 лет. Наиболее удачной оказалась, по мнению критиков, первая часть трилогии, где
автору удалось показать и привлекательные черты «первонакопителей» — бывших тульских кузнецов
Демидовых — их мастерский труд, организаторские способности и т.д., и одновременно их невероятную
жестокость по отношению к рабочему люду, к тем, кто создавал их баснословные богатства. Ставший
заводчиком Никита Демидов делает лучшее и более дешевое, чем иноземные мастера, вооружение для
армии, за что Петр I жалует его грамотой на владение Уральскими землями. Но хозяин в погоне за все
большими прибылями обманывает царя, спаивает и закабаляет народ. В отца пошел и сын Акинфий — он
убивает человека, открывшего богатое месторождение руды, чтобы ничем не делиться с ним. Открыв
серебряные залежи, Демидов, обманывая государство, втайне сам организует чеканку денег. Узнав же о
приезде ревизора, хозяин приказывает открыть шлюзы и затопить подвалы, где работали денежные
мастера — это одна из самых сильных сцен в романе. В нем неоднократно рисуются картины произвола,
жестоких наказаний и пыток, каторжных условий труда и быта рабочих. Критика как 1940-х, так и 1960-х
предъявляла Фёдорову серьезные упреки в отношении художественного качества книг.
В 1954 появилась книга Фёдорова «Большая судьба» — роман о великом русском металлурге, создателе
русского булата П.П.Амосове, а в 1955 — последнее крупное произведение Фёдорова, 2-томный роман
«Ермак».
На протяжении всей жизни Фёдоров писал также публицистические статьи о важнейших проблемах
народного хозяйства, которые продолжали волновать его, бывшего сотрудника Института экономики: о
насущных задачах освоения Вишерского края, о делах Магнитогорского металлургического комбината, о
первом памятнике, поставленном декабристам в Кургане, и т.д. Его перу принадлежит и ряд статей по
проблемам литературы и искусства, рецензии на произведения В.Шишкова, С.Сергеева-Ценского, О.Форш,
Л.Раковского и др. Произведения же самого Фёдорова продолжали вызывать не только
доброжелательное отношение, но и достаточно резкие критические замечания. Критика
«приветствовала» желание художника воплотить пафос созидания и открытия новых земель,
углубленный интерес к истокам русского патриотизма, стремление к опоре на лучшие литературные и
фольклорные традиции в духе традиционных требований к литературе того времени. Но вместе с тем
отмечала и фактические неточности в произведениях Фёдорова, художественные просчеты:
недостаточную образность повествования, обилие необязательных эпизодов, схематизм в обрисовке ряда
характеров. Очень существенными были упреки в чрезмерно вольном обращении с фактами, как
относящимися к далекому прошлому, так и к историко-революционным годам. «Смесь правды с
небылицами» — так была озаглавлена одна из рецензий на роман «Ермак» (Дон. 1957. №6). Серьезные
претензии предъявлялись Фёдоровым по поводу изображения реальных исторических лиц, которые были
достаточно хорошо известны. Так, Петра I Фёдоров изображал (в отличие и от Пушкина, и от А.Толстого)
только с сугубо положительной стороны. У него Петр I спокоен, рассудителен, чуток и т.д. Даже Анна
Иоанновна (в отличие от романа И.Лажечникова «Ледяной дом», 1835) у Фёдоров была представлена в
светлых и даже ласковых тонах (Андреев Ю.— С.164). Что же касается романа «Вдоль голубых уральских
гор» (как об этом писал бывший начальник оперативной части партизанского отряда, о котором идет речь
в романе), то здесь Фёдоров в погоне за большими эффектами произвольно менял биографии реальных
действующих лиц, переставлял эпизоды, места и даты сражений и т.д., хотя по этому поводу существует
достаточно большое количество архивных материалов и документов (Голубых М.— С.135). Писатель
неоднократно нарушал строгие законы исторического жанра, чем объясняются названные недостатки его
произведений.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх