AZ-libr.ру

информационный портал





Ерофеев Виктор Владимирович [19.09.1947]

Ерофеев Виктор Владимирович
       [19.9.1947, Москва]
       — прозаик, литературный критик.
       Родился в семье дипломата, часть детства прошла в Париже. Хорошо владеет французским, английским и польским языком. Окончил филологический факультет МГУ, аспирантуру института мировой литературы АН СССР, в 1975 защитил кандидатскую диссератацию «Достоевский и французский экзистенциализм» (издана в США в 1991). Начал публиковать статьи с конца 1960-х, параллельно писал рассказы. За участие и организацию внецензурного альманаха «Метрополь» (1979) исключен из СП СССР, где успел пробыть совсем недолго. До периода гласности и «перестройки» на родине не печатался. Восстановлен в СП в 1988.
       Художественное творчество развивалось от традиционных форм реализма к грубому («грязному») натурализму и постмодернистской эстетике. в литературе занимает место писателя с эпатажной репутацией (кощунственные сюжеты, ненормативная лексика, обращение к «низшему пласту» человеческой жизни). Критики часто называют Ерофеева «enfante terrible» современной прозы.
       После первой изданной в России книги «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1989) писатель опубликовал свою программную статью «Поминки по советской литературе» (Литературная газета. 1990. 4 июля), которая вызвала бурную полемику в печати. Ерофеев отказал всей литературе советского периода в праве на существование, считая, что «соцреализм — это культурная эманация тоталитаризма, это бешенство литературы в замкнутом пространстве, это садомазохический комплекс писателя-атеиста, продающего дьяволу душу, в существовании которого и которой он не верит». По его мнению, три линии развития этой литературы — официозная, деревенская и либеральная — оказались в эпоху «перестройки» в глубоком кризисе, прежде всего из-за гиперморализма. Новая литература, как считает Ерофеев, должна быть готова к диалогу с любой культурой «для создания полисемантической, полистилистической структуры с безусловной опорой на опыт русской философии начала XX в., на экзистенциальный опыт мирового искусства, на философско-антропологические открытия XX в., оставшиеся за бортом советской культуры, на адаптацию к ситуации свободного самовыражения и отказ от спекулятивной публицистичности». В русле этих принципов сам Ерофеев и пытается организовывать эстетическое пространство своих текстов.
       В сборниках «Попугайчик» (1991), «Жизнь с идиотом» (1991) Ерофеев экспериментирует с эротической темой. Особенно показателен в этом плане рассказ «Жизнь с идиотом», сюжет которого в то время выглядел и эпатажным, и кощунственным. Семья в качестве наказания берет себе в дом ненормального человека (идиота), внешне напоминающего В.Ленина. Он вступает в интимные отношения сначала с женой, потом с хозяином, а потом убивает жену и расчленяет ее труп в ванной. Писатель создает сюрреалистическую, галлюциногенную реальность. Ерофеев сознательно обыгрывает «запретные» темы: склонность человека к определенным извращениям, садизму, ненормативному поведению, которые в его интерпретации выглядят отвратительно и натуралистично. Однако интерпретация рассказа может легко сводиться к поиску ответов на вечные вопросы — противостоянию милосердия и жестокости, зла и добра, красоты и истины, а образ идиота (олицетворение зла) — своеобразная метафора подавления обществом подсознательных инстинктов, личности человека. По наблюдению М.Липовецкого, «злоба мира — вот важнейший мотив прозы писателя», и «в этом состоянии действительно сомнительной становится роль борцов и героев, которые зачастую лишь умножают злобу мира» (Литературное обозрение. 1990. №6. С.65). Однако, как считал академик А.Панченко, психологическая подоплека зла во все времена одна и та же: «страх перед жизнью, сознание собственной неполноценности, зависть к другим — к их мужеству, дарованиям, добродетели и просто душевному равновесию, "благоволению"». (Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Л., 1990. С.40). По рассказу Ерофеева «Жизнь с идиотом» А.Шнитке написал оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992, реж. А.Рогожкин снял фильм (1993).
       Роман «Русская красавица» (1990, отдельным изданием 1992) — наиболее известное произведение писателя. Он посвящен исследованию жизни современной Настасьи Филипповны, как написано в аннотации к книге. Однако с героиней Достоевского ее роднит только изломанная судьба. Провинциальная красавица приезжает в Москву, чтобы «спасти мир», отдавшись дьяволу. Ее сексуальные приключения, рассказанные подробно с большим количеством неприличных деталей, и составляют сюжет книги. Один из критиков заявил, что в этом романе «ассорти на все вкусы»: «диссидентский ракурс» — свободная любовь как бунт против тоталитаризма; политический аспект — любовь и иностранные подданные; тема поруганной русской породы и красоты; героическая проститутка (Ирина Тараканова) как спасительница нации; тема покаяния грешницы, ищущей пути к Богу блудницы и т.д. «В итоге роман как будто превращается в обвинительный акт времени, обществу, которое изуродовало интимную жизнь людей» (Знамя. 1992. №6. С.226)
       Е.Добренко обратил внимание на важное свойство текстов Ерофеева: «Ерофеевская проза — сплошная эстетическая и этическая провокация» через «обнажение скрытых, табуированных зон сознания, через эпатаж, шок» (Октябрь. 1990. №8. С.199). Г.Муриков отметил в прозе Ерофеева «назойливое педалирование своего избранничества, сектантской отъединенности от прочих людей... Дескать, надо просто прекратить искать скрытый смысл вещей, брать, что называется, голыми руками — так, как она видится, устроить "всенародный бобок", т.е. как бы посмертное раздевание и оголение, как в знаменитом рассказе Достоевского» (Север. 1991. №8. С.145). Проза Ерофеева рассчитана на массовое сознание и построена по определенным психологическим схемам, стилистическим и культурологическим клише. Этот роман Ерофеева переведен на 27 языков, тираж только в Германии, который, по собственному признанию писателя, составил 150 тыс. экземпляров, весь был продан.
       В 1993 опубликовано «Избранное, или Карманный апокалипсис». Романы «Страшный суд» (1995) и «Мужчины» (1997) по-своему интерпретируют ту же эротическую тему, но уже с мужской точки зрения. В одном из интервью Ерофеев таким образом охарактеризовал свой роман «Страшный суд»: «Это как бы роман-резюме нашего уходящего века, но подан он не через какие-то исторические реалии и персонажи, а через метафору, не скрою — достаточно шокирующую». Там же Ерофеев признавался, что ведет «диалог с романом как жанром» (Литературная газета. 1995. 1 февр.). Героем этого произведения стал писатель с неблагозвучной фамилией Сисин, который является автором романа «В.П.». Расшифровка этого названия, по мнению критика Т.Сотниковой, значит: «век...хм, да того самого органа, который в "Страшном суде" упомянут (по-ерофеевски, без сокращений) бесчисленное количество раз, и классифицирован, и обруган, и воспет». (Знамя. 1997. №5. С.214). Однако определение века, «резюме» вычленить из романа, густо населенного персонажами, погрязшими в мерзости питающей их житейской почвы, кощунстве, ругательствах, потоке физиологических подробностей и пр., не удается. Либо потому, что это не входило в замысел писателя, мистифицирующего читателя, либо просто потому, что его там нет. Любопытно, что все эти «красоты» века приправлены у Ерофеева какой-то странной философичностью: то банальными разговорами о вечности, то просто ее явлением главному герою, то размышлениями о новом методе описания мира («квадрат оппозиций») и т.д. и т.п. Постмодернисткий «стеб» по поводу тех вечных вопросов, о которых размышляла не только классика, но и большие художники XX в. (Сисин Иисуса Христа называет Папашей), не раскрывает авторскую мысль, которая предстает в бесконечном круговороте и мерцании противоположных оттенков.
       В 1998 выходит в свет новый роман Ерофеева «Пять рек жизни», который включает в себя 5 «сказочных» путешествий по великим рекам разных культур и континентов: Волга, Рейн, Ганг, Миссисипи, Нигер. В этом тексте прихотливо переплелись разные времена и реалии, цитаты и лозунги, размышления о пустом и низком, высоком и вечном, сдобренные не иссякающим потоком все того же фекально-физиологического вещества. Замысел этого произведения Ерофеев сформулировал следующим образом: «У каждого есть своя пятая река. Не спи, соберись, не трать время, ищи, дыши, свирищи, никто тебе не поможет, сам найди — не пожалеешь. Найди ее и разомкни цепь: сон-жизнь-слово-смерть-любовь... Если замысел угадан правильно, то вот оно — золотое руно».
       Литературоведческие исследования, эссе, критические заметки собраны автором в книге «В лабиринте проклятых вопросов» (1990, 1996), которые далеки от академических исследований. Тем не менее Ерофеев выглядит уже другим писателем, которому подвластны тонкости литературоведческого анализа, глубина и оригинальность наблюдений, несмотря на резкость и эпатажность некоторых формулировок. Так, к примеру, в небольшом эссе об А.Платонове («С кем спала счастливая Москва?») автор резюмировал: «В сущности, он не справился ни с одной задачей, которая делает писателя писателем. Он не произвел ни идей, ни идеалов. У него, как в микеланджеловской предсмертной "Пиете", образ налезает на образ, все смешалось в какой-то мраморной каше».
       Другие персонажами этой книги стали русские и французские писатели: Достоевский, Толстой, Розанов, Шестов, Сологуб, любимый Е.Гоголь, Чехов, Добычин, Булгаков, Набоков, а также Мопассан, Флобер, Селин, Пруст, Маркиз де Сад и другие.
       Ерофеев часто выступает составитель антологий современной литературы, включая в свои книги произведения известных и малоизвестных постмодернистов («Русские цветы зла», 1997; «Энциклопедия русской души», 1999, и др.)
       Произведения Ерофеева вызывают сложное отношение и у критиков, и у читателей, о них много спорят, их много ругают, но, как это ни странно, их читают. Ерофеев часто выступает в прессе, охотно дает интервью, принимает участие в разных литературных и политических акциях, выступает с лекциями в университетах Европы и США.

Соч.:
       СС: в 3 т. М., 1994-96;
       Тело Анны, или Конец русского авангарда. М., 1989;
       В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. 2-е изд. 1996;
       Попугайчик. М., 1991, Жизнь с идиотом. М., 1991;
       Russkaja красавица. М., 1992;
       Избранное, или Карманный апокалипсис. М., 1995;
       Мужчины. М., 1997;
       Пять рек жизни. М., 1998;
       Бог X: рассказы о любви. М., 2001;
       Хороший Сталин. М., 2004.

Лит.:
       Добренко Е. Не поддадимся на провокацию! // Октябрь. 1990. №8;
       Липовецкий М. Мир как текст // Литературное обозрение. 1990. №6;
       Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. 1990. №6;
       Муриков Г. ...Без слез, без жизни, без любви // Север. 1991. №8;
       Тихомирова Е. Эрос из подполья. Секс-бестселлеры 90-х и русская литературная традиция // Знамя. 1992. №6;
       Новиков В. Все-таки писатель! Сбылась мечта Виктора Ерофеева // Общая газета. 1995. 16-22 февр.;
       Сердюченко В. Дерусификация // Нева. 1997. №4;
       Сотникова Т. Цветок несчастья: Весь Ерофеев в трех томах // Знамя. 1997. №5;
       Фомина В. Метафизический Ерофеев и как с ним бороться // Дружба народов. 1997. №7;
       Касаткина Т. Искусственный венок: [рец. на книгу «Русские цветы зла»] // Новый мир. 1998. №1;
       Эссеистика Виктора Ерофеева как форма поведения писателя-звезды // Филологические штудии. Иваново. 1999. Вып.3;
       Славникова О. Шествие голого короля // Октябрь. 2000. №5.

Т.М.Вахитова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:28 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"