|
Лихоносов Виктор Иванович
[30.4.1936, ст. Топки Кемеровской обл.]
— прозаик.
Из крестьян. Перед войной отец Лихоносов приехал в поисках работы в Новосибирск (работал ремонтным рабочим на железной дороге, позднее — кочегаром в котельной), вскоре вызвал туда семью.
В 1943 он погиб на фронте под г.Запорожье. Сиротское голодное детство Лихоносов прошло в д.Краснощеково на Оби и в Новосибирске, где он учился в школе.
В 1956 поступил на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института.
В авг. 1957 он совершил поездку в ст.Вешенскую к М.А.Шолохову. Приняв студента, автор «Тихого Дона» посоветовал «заканчивать институт и ехать в кубанскую станицу». «Я всю молодость свою прожил под звездой Шолохова,— вспоминал Лихоносов — Снова явившийся к русскому читателю Бунин не помешал мне любить Шолохова так, как в девятнадцать лет, когда я прочитал "Тихий Дон"... самая ранняя пора любви к литературе, ко всему крестьянскому связана у меня с ним, и это не без влияния его простоты я весь притянулся к брянским старикам, о которых был мой первый рассказ, и не без уроков шолоховского милосердия писал свой роман о казаках» (Записки перед сном. С. 287). После окончания института (1961) Лихоносов несколько лет работал учителем в школах Кубани, затем вернулся в Краснодар, где и живет по настоящее время.
Лихоносова-писателя открыл А.Т.Твардовский, напечатав в «Новом мире» рассказ «Брянские» (1963) о простой и незаметной жизни переселившихся на Кубань двух пожилых людей. Это был литературный дебют Лихоносова. Вслед за «Брянскими» в «Новом мире» были опубликованы рассказы «И хорошо и грустно», «Родные» (оба - 1967) и повесть «На улице Широкой» (1968, окончательный вариант названия — «На долгую память»). По словам Лихоносова, Твардовскому он «обязан самой жизнью. Не успехом, не слабым огоньком имени, а жизнью, жизнью! ...Да я просто не выжил бы... Литература спасла» (Записки перед сном. С.303). Лихоносов печатался в журнале «Простор» и «Наш современник». В период с 1967 по 1973 он выпустил 9 сборник рассказов. Среди них — «Вечера» (1966), «Голоса в тишине» (1967), «Счастливые мгновения», «Люблю тебя светло» (оба — 1971), «Чистые глаза» (1973) и др. Произведения Л. вписывались в русло лирической прозы, обозначенное «Владимирскими проселками» и «Каплей росы» В. Солоухина, «Дневными звездами» О. Берггольц, «Ледовой книгой» Ю.Смуула. В то же время в них просматривалась др. традиция. В статье «О Бунине» Твардовский отмечал: «Из молодых, начинающих прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В.Белова и В.Лихоносова» (Твардовский Д.— С.212). В рассказах «Марея», «Что-то будет», «Счастливые мгновения», повести «Чал-донки» и др. обнаруживалась основная примета лихоносовского таланта — совестливость. Герои его рассказов — простые бесхитростные люди (больше женщины — жительницы деревень и городских окраин), познавшие цену человеческой боли и потому чуткие к состраданию. Лихоносов сосредоточен на душевном состоянии своих героев, живущих сердцем, а не рассудком. Вместе с ними автор мучительно ищет пути «к согласию с жизнью, пути к гармонии интеллекта и забытых бесхитростных истин» (Селезнев Ю. С.203). Онька («Чал-донки») тоскует по большой и настоящей любви: «Куда идти? Куда идти?.. Тошно так, кто б сжалился!»; для Марей из одноименного рассказа «кругом-кругом люди как родня. Всех бы она мирила, всякому отдавала последнее, угождала бы молодому и старому, за каждого бы переживала, заступалась, прося своим жалобным голосом: «Не обижайте друг друга!» Творческая позиция Лихоносов была близка пришвинской: «Хочу не учить, а духовно беседовать, размышлять сообща, догадываться». В предисл. к сборнику «Голоса в тишине» (1967) Ю.Казаков отмечал, что «почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова... Их уносит вдаль тоска по красоте, они не потому едут, что жизнь вокруг них особенно мрачна и безысходна... героям его все кажется, что где-то будет лучше».
Рубежом в творчестве Лихоносова явилась повесть «На долгую память» (1968). Предметом раздумий автора в ней становится судьба народа в годы войны. В образе главной героини повести Физы Антоновны Бывальцевой Лихоносов оттенил главную черту ее характера — совестливость: «Сроду надо было кого-то жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна милосердия». В постижении «тайны милосердия» незлобивой русской души — нерв лихоносовской прозы.
В повестях «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Элегия (Записки с дороги)» (1973) Лихоносов вышел к широким обобщениям историко-философского характера. На первый план в этих произведениях выдвигаются мысли и чувства о родине, ее истории, преемственности духовного опыта. (Образы Пушкина, Толстого, Лермонтова, Нестора, Мономаха, Есенина переплетаются с образами наших современников.) Возникает живое единство прошлого и настоящего. В повести «Люблю тебя светло», где рассказывается о поездке по есенинским местам, Лихоносов отмечает, что «у каждого должно быть свое Михайловское» — уголок земли родной, который является источником чувства родины.
Особняком по отношению к произведениям «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» стояла повесть «Чистые глаза» (1973), где воспроизведена атмосфера жизни худож. интеллигенции и студенчества 1950-60-х. Позднее она стала 1-й частью романа «Когда же мы встретимся?» (1978; др. 2 части опубл. в 1983). Роман «Когда же мы встретимся?» — это произведение, по словам автора, «о дружбе, любви, об одиночестве». В центре его — «история души» Егора Телепнева — совр. интеллигента, молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева связана тема искусства. Герои размышляют об идеале в искусстве, гражданской позиции художника. Лейтмотивом произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, основ русского национального характера.
Большой творческой удачей Лихоносов явился роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания» (1978-83), отмеченный Государственной премией РСФСР им. М.Горького. Произведение о кубанском казачестве от начал Запорожья и до наших дней, о его столице — Екатеринодаре (Краснодаре). Место действия — от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе разворачиваются в начале XX в. и пореволюционные годы, но, по сути, уходят глубоко в старину. При всей стилистической традиционности «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: монтируя свободную композицию, Лихоносов все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после 40-летнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Повествовательная стихия в книге подчинена образу времени-памяти. «Бессомненно, главный герой этого романа — Память,— писал В.Распутин в послесловии.— Память как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из поколения в поколение духовного вещества... Мы не истину в готовом виде получаем из этих воспоминаний, а жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины. Память здесь становится материальным ощущением времени. Людские судьбы рисуют его общую судьбу» (Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания // Роман-газета. М., 1989. №18. С.124).
Произведения Лихоносов, созданные в последние годы (повесть «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, рассказы), вошли в книгу «Записки перед сном» (1993). Л. активно выступает как публицист и мемуарист (см. воспоминания о Ю.Казакове // Подъем. 1986. №10; о В.Семине // Литературная газета. 1987. №29; о Ю.Селезневе // Дон. 1987. №8).
В 1989 Лихоносов был избран председателем Товарищества русских художников. Лихоносов — лауреат Государственной премии России (1988), Международной литературной премии им. М.А.Шолохова (1995), литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Н.Толстого (2003).
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья О.Михайлова. М., 1984;
Голоса в тишине: повести и рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1990;
Наш маленький Париж / предисл. В.Распутина. 2-е изд. М., 1989;
Записки перед сном: повести, рассказы, эссе. М., 1993;
Избранное. М., 1993.
Лит.:
Твардовский А. О Бунине // Новый мир. 1965. №7. С.211-233;
Канашкин В. Куда бежит Проха // Кубань. 1973. №11. С.94-103;
Михайлов О. Тихий свет // Наш современник. 1971. №9. С.113-122;
Селезнев Ю. В одно сердце с людьми...: Заметки о творчестве В.Лихоносова // Москва. 1974. №4. С.201-207;
Жуков Д. Самое колыбельное: О творчестве В.Лихоносова // Наш современник. 1974. №4. С.163—167;
Васильев В. Лирическое постижение Родины // Волга. 1976. №9. С.153-161;
Кузин Н. Очарованный жизнью: О творчестве В.Лихоносова // Дон. 1983. №11. С.52-157;
Левченко В. Имя незнаемое // Молодая гвардия. 1990. №2. С.253-270;
Наш маленький Париж: Обзор обсуждения романа В.Лихоносова «Наш маленький Париж» / Писатель и время: Сб. М., 1990. С.415-436;
Стеценко В. Паруса ждут ветров. М., 1992;
Библиографический указатель / науч. ред. И.И.Горлова / Международная академия информации. Краснодарское региональное отделение и др. Краснодар, 1999.
В.Н.Запевалов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|