Лихоносов Виктор Иванович
|
Другие персоны с фамилией Лихоносов
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 30.04 Кто родился в этот год 1936 |
[30.4.1936, ст. Топки Кемеровской обл.]
— прозаик.
Из крестьян. Перед войной отец Лихоносов приехал в поисках работы в Новосибирск (работал ремонтным
рабочим на железной дороге, позднее — кочегаром в котельной), вскоре вызвал туда семью.
В 1943 он погиб на фронте под г.Запорожье. Сиротское голодное детство Лихоносов прошло в
д.Краснощеково на Оби и в Новосибирске, где он учился в школе.
В 1956 поступил на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института.
В авг. 1957 он совершил поездку в ст.Вешенскую к М.А.Шолохову. Приняв студента, автор «Тихого Дона»
посоветовал «заканчивать институт и ехать в кубанскую станицу». «Я всю молодость свою прожил под
звездой Шолохова,— вспоминал Лихоносов — Снова явившийся к русскому читателю Бунин не помешал мне
любить Шолохова так, как в девятнадцать лет, когда я прочитал "Тихий Дон"... самая ранняя пора любви
к литературе, ко всему крестьянскому связана у меня с ним, и это не без влияния его простоты я весь
притянулся к брянским старикам, о которых был мой первый рассказ, и не без уроков шолоховского
милосердия писал свой роман о казаках» (Записки перед сном. С. 287). После окончания института (1961)
Лихоносов несколько лет работал учителем в школах Кубани, затем вернулся в Краснодар, где и живет по
настоящее время.
Лихоносова-писателя открыл А.Т.Твардовский, напечатав в «Новом мире» рассказ «Брянские» (1963) о
простой и незаметной жизни переселившихся на Кубань двух пожилых людей. Это был литературный
дебют Лихоносова. Вслед за «Брянскими» в «Новом мире» были опубликованы рассказы «И хорошо и
грустно», «Родные» (оба - 1967) и повесть «На улице Широкой» (1968, окончательный вариант названия —
«На долгую память»). По словам Лихоносова, Твардовскому он «обязан самой жизнью. Не успехом, не
слабым огоньком имени, а жизнью, жизнью! ...Да я просто не выжил бы... Литература спасла» (Записки
перед сном. С.303). Лихоносов печатался в журнале «Простор» и «Наш современник». В период с 1967 по
1973 он выпустил 9 сборник рассказов. Среди них — «Вечера» (1966), «Голоса в тишине» (1967),
«Счастливые мгновения», «Люблю тебя светло» (оба — 1971), «Чистые глаза» (1973) и др. Произведения
Л. вписывались в русло лирической прозы, обозначенное «Владимирскими проселками» и «Каплей росы» В.
Солоухина, «Дневными звездами» О. Берггольц, «Ледовой книгой» Ю.Смуула. В то же время в них
просматривалась др. традиция. В статье «О Бунине» Твардовский отмечал: «Из молодых, начинающих
прозаиков, нащупывающих свою дорогу не без помощи Бунина, назову В.Белова и В.Лихоносова»
(Твардовский Д.— С.212). В рассказах «Марея», «Что-то будет», «Счастливые мгновения», повести
«Чал-донки» и др. обнаруживалась основная примета лихоносовского таланта — совестливость. Герои его
рассказов — простые бесхитростные люди (больше женщины — жительницы деревень и городских
окраин), познавшие цену человеческой боли и потому чуткие к состраданию. Лихоносов сосредоточен на
душевном состоянии своих героев, живущих сердцем, а не рассудком. Вместе с ними автор мучительно
ищет пути «к согласию с жизнью, пути к гармонии интеллекта и забытых бесхитростных истин» (Селезнев
Ю. С.203). Онька («Чал-донки») тоскует по большой и настоящей любви: «Куда идти? Куда идти?.. Тошно
так, кто б сжалился!»; для Марей из одноименного рассказа «кругом-кругом люди как родня. Всех бы она
мирила, всякому отдавала последнее, угождала бы молодому и старому, за каждого бы переживала,
заступалась, прося своим жалобным голосом: «Не обижайте друг друга!» Творческая позиция Лихоносов
была близка пришвинской: «Хочу не учить, а духовно беседовать, размышлять сообща, догадываться». В
предисл. к сборнику «Голоса в тишине» (1967) Ю.Казаков отмечал, что «почти все герои Лихоносова —
странники в самом высоком смысле слова... Их уносит вдаль тоска по красоте, они не потому едут, что
жизнь вокруг них особенно мрачна и безысходна... героям его все кажется, что где-то будет лучше».
Рубежом в творчестве Лихоносова явилась повесть «На долгую память» (1968). Предметом раздумий
автора в ней становится судьба народа в годы войны. В образе главной героини повести Физы Антоновны
Бывальцевой Лихоносов оттенил главную черту ее характера — совестливость: «Сроду надо было кого-то
жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна
милосердия». В постижении «тайны милосердия» незлобивой русской души — нерв лихоносовской прозы.
В повестях «Люблю тебя светло» (1969), «Осень в Тамани» (1971), «Элегия (Записки с дороги)» (1973)
Лихоносов вышел к широким обобщениям историко-философского характера. На первый план в этих
произведениях выдвигаются мысли и чувства о родине, ее истории, преемственности духовного опыта.
(Образы Пушкина, Толстого, Лермонтова, Нестора, Мономаха, Есенина переплетаются с образами наших
современников.) Возникает живое единство прошлого и настоящего. В повести «Люблю тебя светло», где
рассказывается о поездке по есенинским местам, Лихоносов отмечает, что «у каждого должно быть свое
Михайловское» — уголок земли родной, который является источником чувства родины.
Особняком по отношению к произведениям «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани», «Элегия» стояла
повесть «Чистые глаза» (1973), где воспроизведена атмосфера жизни худож. интеллигенции и
студенчества 1950-60-х. Позднее она стала 1-й частью романа «Когда же мы встретимся?» (1978; др. 2
части опубл. в 1983). Роман «Когда же мы встретимся?» — это произведение, по словам автора, «о
дружбе, любви, об одиночестве». В центре его — «история души» Егора Телепнева — совр. интеллигента,
молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева
связана тема искусства. Герои размышляют об идеале в искусстве, гражданской позиции художника.
Лейтмотивом произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, основ русского
национального характера.
Большой творческой удачей Лихоносов явился роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания»
(1978-83), отмеченный Государственной премией РСФСР им. М.Горького. Произведение о кубанском
казачестве от начал Запорожья и до наших дней, о его столице — Екатеринодаре (Краснодаре). Место
действия — от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе разворачиваются в
начале XX в. и пореволюционные годы, но, по сути, уходят глубоко в старину. При всей стилистической
традиционности «Наш маленький Париж» — необычная по жанру книга. Это роман-воспоминание. В нем нет
жесткого сюжетного каркаса, стройной хронологии течения событий: монтируя свободную композицию,
Лихоносов все время меняет рассказчиков. Тон воспоминания задает возвращающийся в Краснодар после
40-летнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Повествовательная стихия в книге
подчинена образу времени-памяти. «Бессомненно, главный герой этого романа — Память,— писал
В.Распутин в послесловии.— Память как вечность и непрерывность человека, как постоянное движение из
поколения в поколение духовного вещества... Мы не истину в готовом виде получаем из этих
воспоминаний, а жизнь, оставшуюся вслед за нею картину, из которой можно вывести часть истины.
Память здесь становится материальным ощущением времени. Людские судьбы рисуют его общую судьбу»
(Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания // Роман-газета. М., 1989. №18. С.124).
Произведения Лихоносов, созданные в последние годы (повесть «Афродита Таманская», эссе о
Лермонтове, рассказы), вошли в книгу «Записки перед сном» (1993). Л. активно выступает как публицист и
мемуарист (см. воспоминания о Ю.Казакове // Подъем. 1986. №10; о В.Семине // Литературная газета.
1987. №29; о Ю.Селезневе // Дон. 1987. №8).
В 1989 Лихоносов был избран председателем Товарищества русских художников. Лихоносов — лауреат
Государственной премии России (1988), Международной литературной премии им. М.А.Шолохова (1995),
литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Н.Толстого (2003).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх