|
Сиротин Борис Зиновьевич
[5.2.1934, с. Ново-Черкасск, Оренбургская обл.]
— поэт.
Родился в семье работника политотдела МТС. Вскоре после его рождения отца
переводят в Оренбург, и детство Сиротина проходит в городе. Тем не менее, по
словам самого Сиротина, образ деревни, сохраненный в его сознании благодаря
частым рассказам родителей, помог ему на поэтическом поприще в отроческие годы
в формировании зримого и осязаемого, «домашнего» понятия «вечность». Юность
Сиротин пришлась на послевоенное время, проведенное в г.Саранске. Увлечение в
старших классах школы творчеством Есенина открыло для него мир поэзии. Сиротин
поступил на механический факультет сельскохозяйственного института г.Саранска.
Именно в институтские годы он создает свои первые стихотворные строки. В то
время на него огромное влияние оказало творчество Вл.Луговского.
Впервые в печати Сиротин появился на страницах саранской газете «Молодой
ленинец» 23 марта 1955, где было помещено его стихотворение «Утро». Первая
книга его стихов «Сколько света в мире!» вышла в 1961. В этом же году в газете
«Волжская коммуна» Л.Финк (статья «На подступах к большой поэзии») дает
характеристику этого сборника, отмечая, что в творчестве начинающих поэтов, в
том числе и Сиротин, главенствует «основной мотив поэтизации движения»: «Образы
движения, ракеты, поезда, дороги — и в центре стихов Бориса Сиротина "Сколько
света в мире". Его строчки обычно короче, сделаннее, экономичнее. Поэтому они
точнее и выразительнее несут мысль». Указав на то, что «сборник неровен, и в
нем есть внутренние контрасты и несоответствия», что иногда очевиден «книжный
источник» вдохновения Сиротина, Финк отмечает: «Сиротин силен, когда он идет от
жизни, от пережитого и перечувствованного. Тогда рождаются "Два поезда",
"Хлеб", "Дожди", стихи, в которых есть конкретика и своя мысль, в которых
отчетливо слышится авторский взволнованный голос» (Финк Л. 1961. С.З).
В 1960-80-е выходят сборники стихов Сиротина «Дыхание» (1965), «Разговор с
великой равниной» (1972), «Ночные кони» (1980), «Русские зимы» (1982),
«Вечерний поклон» (1982). Ан.Ардатов в своей рецензии на последние две книги
указал на верность Сиротина «чистоте родного языка»: «Язык лучших сиротинских
вещей, оставаясь в притяжении традиционной поэтики, на редкость раскован <...>,
просторен и емок. Недаром слова "пространство", "простор", "даль", "воздух" —
излюбленные в его словаре, а образы, связанные с ними, широко варьируются в
новых книгах» (Ардатов А. 1984. С.162-163).
Опубликованная в 1984 книга «Люблю невзначай и навек» — наиболее полный из
выпущенных до той поры сборника Сиротина — вобрала в себя лучшие стихи и поэмы,
написанные Сиротиным в 1980-е. Составитель сборника В.Кожинов во вступительной
статье отметил несомненные достоинства книги: «Воплощенный в ней мир
человеческих переживаний весьма сложен и многообразен. Но этот мир поэта —
редкостно открытый мир. В нем нет завершенности, замкнутости формы и смысла
<...>. Это поэзия исканий, замечательных по своей душевной честности и
ответственности, притом глубоко и остро современных исканий <...>. И <...> одна
из неотъемлемых черт сегодняшнего сознания — та очевидная сложность,
неоднозначность восприятия жизни, которой проникнута книга поэта» (Кожинов В.
1984. С.5-6). Исследователь отмечает стихотворение «Родимые пашни любил...»,
«Через белый-белый день...», «А страшно ли это — не быть», «Старый город
деревянный...», «Вот город, он стенами грозно...», «Деревянные дома», которые
«воспринимаются как неоспоримые свидетельства продолжающейся жизни
человеческого духа и души, как весомые подтверждения <...> собственных
переживаний» (Там же. С.7). Особое внимание Кожинов уделяет разделу «Баллады»:
«Черты времени, намеченные в лирике Бориса Сиротина <...>, в балладах предстают
более развернуто и рельефно. Но самое важное в том, что в балладах созданы
поэтические образы других людей,— особенно значительные в таких вещах, как
"Двое", "Происшествие в новом городе", "Маня", "Пришествие" <...>. Способность
создать полноценный образ другого человека в поэзии не столь уж широко
распространена. Чаще всего "лирический герой" как бы подавляет этот образ.
Между тем в балладах Бориса Сиротина другое "я" равноправно с лирическим,
равноценно ему. И создается впечатление, что именно на этом пути поэт может
многого достичь в будущем» (Там же. С.7-8).
В.Кочетков в статье «Чувство пути», анализируя сборник, указал на
совершенствование мастерства Сиротина, который преодолел «метафизическую
броскость ранних стихов»: «Слово Бориса Сиротина повзрослело, даже погрузнело,
в нем отстоялись думы долгие и нелегкие. В его нынешнем стихе меньше молодой
метафоричности, зато в нем есть печаль пережитого <...>. Он любит писать о
"провинции", о ее непростой жизни, о сложных слагаемых ее духовного мира <...>.
Это уже настоящая самобытность, предполагающая, прежде всего, самобытность
взгляда на мир <...>. Борис Сиротин умеет выделить из потока будней и
запечатлеть в слове "минуты насторожившейся совести", как говорил когда-то
Иннокентий Анненский» (Кочетков В.— С.60-61).
В 1989 выходит книга Сиротина «Происшествие в новом городе», в которой критики
отметили поэтическую многоплановость и свободу творческих исканий поэта.
А.Ардатов так оценил зрелую поэзию Сиротина: «В своих последних книгах
куйбышевский автор сумел наиубедительнейшим образом воплотиться; мир его лирики
<...> отличается внутренней подвижностью и постоянной готовностью к
самообновлению» (Ардатов А. 1990. С.10). О сборнике «Происшествие в новом
городе» Ардатов пишет: «Перед нами — стихотворения-характеры,
стихотворения-судьбы с особенной сюжетной логикой, часто парадоксальной» (Там
же). Логику парадоксов и контрастов усматривает в сборнике Сиротина и
И.Воронцова, которая при этом подчеркивает соотнесенность в поэзии Сиротина
коллизий бытия с «абсолютами Вечного»: «Стихи, составляющие сборник, как бы
расходятся на две полярные точки: на одной сиюминутное, с его подавляющей
конкретностью и красочностью, на другой — сам поэт "перед дорогой бесконечно
дальней" стоит "с крупинкой бытия в руке", живя "меж неверьем и верой" потому,
что ему "никто... оттуда, где свет, не поет", что "конечного — нет". И
лирический герой противостоит "праздно-тоскливой" вечности как субстанции,
растворяющей в себе, не щадящей сущности человеческого "я"» (Воронцова И.-
С.19).
В своей новой книге Сиротина, чувствуя практическую невозможность выражения в
слове сокровенных глубин смысла, большое внимание уделяет проблеме поэтического
стиля: «Легко расходовать свой пыл / Нам на сравнения лихие, / А надобно, чтоб
образ жил / Внутри языковой стихии...» («Наказ»). Поэта «Тяготит сухая
дробность кода / И формулы, глядящие с листа» (так он рассуждает о верлибре)
(«Взамен стиха, где теплый пульс под кожей...»).
В 1980-е Сиротин начинает писать автобиографическую прозу. По признанию самого
автора, из трех написанных в этом жанре повестей сугубо автобиографический
характер имеет повесть «Страдания молодого и ветреного», опубликованная в
молодежном журнале «Странник» (2000. №1).
В 1990-е подборки стихов Сиротина публикуют журналы «Наш современник»,
«Москва», «Новый мир», самарская периодика, православная газета «Благовест».
С 1999 Сиротин участвует вместе с дочерью Людмилой Жоголевой (певицей,
солисткой Самарской государственной филармонии) и композитором Вячеславом
Шевердиным в духовных концертах творческой группы «Благовест» (действующей по
благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия), в которых звучат
стихи православной и патриотической тематики, духовные песни и романсы на слова
Сиротина.
Поэзия Сиротина, воплощая творческие искания автора, при этом сохраняет
основной стержень сложившейся проблематики. Н.Переяслов в своем отклике на
книгу «Сегодня и вчера» (1993) (куда вошли избранные произведения Сиротин за
три десятилетия) рассуждает: «Поэзия Бориса Сиротина говорит о вечном, о
главном для человека». О счастье, которое «простое, как мысли о Боге». О доме,
в котором «детям подрастать и потихоньку доставать до древних книг на верхней
полке». О том, как жить, чтобы на Покров Богородицы «не оставить срама грязные
следы» (Переяслов Н.— С.10). По словам Переяслова, Сиротин охвачен отчаянием от
жизни в период жестоких социальных экспериментов и мучительных для России
перемен. Но Сиротин «не просто констатирует трагедийность данного периода
эпохи, он и прозревает в ней основу надежд на лучшее» (Там же).
Новые надежды, новые замыслы поэта воплотились в книге с символическим
названием «Пробуждение в январе» (2000).
Сиротин перевел с языков народов России и СССР более 20 книг. Член СП России,
Лауреат Всероссийской премии имени А.Фета (2000). Живет в Самаре.
Соч.:
Сколько света в мире! Куйбышев, 1961;
Подарок. Саранск, 1961;
Снежный эскадрон. Куйбышев, 1963;
Добрая зима. Куйбышев, 1965;
Дыхание. [М.,] 1965;
Составленье мира. Куйбышев, 1968;
Огонь и хлеб. Куйбышев, 1969;
Разговор с великой равниной. Куйбышев, 1972;
Среди людей. М., 1974;
Главный праздник: стихи для детей... Куйбышев, 1976;
Большие дни. Куйбышев, 1978;
Зимняя повесть: Стихи, поэма. Куйбышев, 1980;
Ночные кони: Стихи и поэма. М., 1980;
Русские зимы. М., 1982;
Вечерний поклон. М., 1982;
Люблю невзначай и навек. Куйбышев, 1984;
Каменная чаша: волжские баллады. Куйбышев, 1986;
Родное имя. М., 1987;
Живи, человек. М., 1987;
Происшествие в новом городе. М., 1989;
Простерлось поле Куликово: Исторические поэмы. Куйбышев, 1989;
Голос далекий. Самара, 1992;
Сегодня и вчера. Самара, 1993;
Я о любви единственной своей. Самара, 1998;
Пробуждение в январе. Самара, 2000;
Страдания молодого и ветреного: повесть// Странник. 2000. №2. С.66-125.
Лит.:
Финк Л. На подступах к большой поэзии // Волжская коммуна. 1961. 18 мая. С.3;
Жоголев Е. Эскадрон звонкой лирики // Волжский комсомолец. 1963. 15 сент. С.3;
Финк Л. Время писать стихи // Волга. 1963. №29. С.129-135;
Банкетов А. Впечатленияи мысль // Знамя. 1965. №12. С.245. С.3;
Эйдлин Г.Человек, хлеб, огонь // Волжский комсомолец. 1970. 16 янв. С.2-3;
Наровчатов С. Живая река. М., 1974;
Ардатов А. [Рец. на кн. «Среди людей»] // Литературное обозрение. 1975. №3.
С.59;
Гладышева О. «В своем краю и насвоей земле» // Волга. 1976. С.168-173;
Кожинов В. Несколько слов о книге Бориса Сиротина // Сиротин Б.3. Люблю
невзначай и навек: Стихотворения и поэмы. Куйбышев, 1984. С.5-8;
Ардатов А. [Рец. на кн. «Русские зимы» и «Вечерний поклон»] // Волга. 1984. №6.
С.161-163;
Кочетков В. Чувство пути // Поэзия. М. 1986. №44. С.59-62;
Кожинов В. Помнит все, что с Родиною было // Литературная газета. 1988. 2
марта. С.4;
Кожинов В. [Предисл.] // Сиротин Б.3. Происшествие в новом городе:стих. М.,
1989. С.3-9;
Воронцова И. «С глаголом небана земле» // Литературная Россия. 1990. 8 июня.
С.19;
Ардатов А. Взыскующая душа // Волжский комсомолец. 1990. 22 апр. С.10;
Сиротин Б., Славецкий В. Провинция ценит преданность: разговор критика и поэта
в присутствии стихов // Литературная Россия. 1993. 15 янв. С.15;
Переяслов Н. Взыскующий свет // Литературная Россия. 1995. 3 марта. С.10.
М.В.Педько
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|