Сиротин Борис Зиновьевич
|
Другие персоны с фамилией Сиротин
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 05.02 Кто родился в этот год 1934 |
[5.2.1934, с. Ново-Черкасск, Оренбургская обл.]
— поэт.
Родился в семье работника политотдела МТС. Вскоре после его рождения отца
переводят в Оренбург, и детство Сиротина проходит в городе. Тем не менее, по
словам самого Сиротина, образ деревни, сохраненный в его сознании благодаря
частым рассказам родителей, помог ему на поэтическом поприще в отроческие годы
в формировании зримого и осязаемого, «домашнего» понятия «вечность». Юность
Сиротин пришлась на послевоенное время, проведенное в г.Саранске. Увлечение в
старших классах школы творчеством Есенина открыло для него мир поэзии. Сиротин
поступил на механический факультет сельскохозяйственного института г.Саранска.
Именно в институтские годы он создает свои первые стихотворные строки. В то
время на него огромное влияние оказало творчество Вл.Луговского.
Впервые в печати Сиротин появился на страницах саранской газете «Молодой
ленинец» 23 марта 1955, где было помещено его стихотворение «Утро». Первая
книга его стихов «Сколько света в мире!» вышла в 1961. В этом же году в газете
«Волжская коммуна» Л.Финк (статья «На подступах к большой поэзии») дает
характеристику этого сборника, отмечая, что в творчестве начинающих поэтов, в
том числе и Сиротин, главенствует «основной мотив поэтизации движения»: «Образы
движения, ракеты, поезда, дороги — и в центре стихов Бориса Сиротина "Сколько
света в мире". Его строчки обычно короче, сделаннее, экономичнее. Поэтому они
точнее и выразительнее несут мысль». Указав на то, что «сборник неровен, и в
нем есть внутренние контрасты и несоответствия», что иногда очевиден «книжный
источник» вдохновения Сиротина, Финк отмечает: «Сиротин силен, когда он идет от
жизни, от пережитого и перечувствованного. Тогда рождаются "Два поезда",
"Хлеб", "Дожди", стихи, в которых есть конкретика и своя мысль, в которых
отчетливо слышится авторский взволнованный голос» (Финк Л. 1961. С.З).
В 1960-80-е выходят сборники стихов Сиротина «Дыхание» (1965), «Разговор с
великой равниной» (1972), «Ночные кони» (1980), «Русские зимы» (1982),
«Вечерний поклон» (1982). Ан.Ардатов в своей рецензии на последние две книги
указал на верность Сиротина «чистоте родного языка»: «Язык лучших сиротинских
вещей, оставаясь в притяжении традиционной поэтики, на редкость раскован <...>,
просторен и емок. Недаром слова "пространство", "простор", "даль", "воздух" —
излюбленные в его словаре, а образы, связанные с ними, широко варьируются в
новых книгах» (Ардатов А. 1984. С.162-163).
Опубликованная в 1984 книга «Люблю невзначай и навек» — наиболее полный из
выпущенных до той поры сборника Сиротина — вобрала в себя лучшие стихи и поэмы,
написанные Сиротиным в 1980-е. Составитель сборника В.Кожинов во вступительной
статье отметил несомненные достоинства книги: «Воплощенный в ней мир
человеческих переживаний весьма сложен и многообразен. Но этот мир поэта —
редкостно открытый мир. В нем нет завершенности, замкнутости формы и смысла
<...>. Это поэзия исканий, замечательных по своей душевной честности и
ответственности, притом глубоко и остро современных исканий <...>. И <...> одна
из неотъемлемых черт сегодняшнего сознания — та очевидная сложность,
неоднозначность восприятия жизни, которой проникнута книга поэта» (Кожинов В.
1984. С.5-6). Исследователь отмечает стихотворение «Родимые пашни любил...»,
«Через белый-белый день...», «А страшно ли это — не быть», «Старый город
деревянный...», «Вот город, он стенами грозно...», «Деревянные дома», которые
«воспринимаются как неоспоримые свидетельства продолжающейся жизни
человеческого духа и души, как весомые подтверждения <...> собственных
переживаний» (Там же. С.7). Особое внимание Кожинов уделяет разделу «Баллады»:
«Черты времени, намеченные в лирике Бориса Сиротина <...>, в балладах предстают
более развернуто и рельефно. Но самое важное в том, что в балладах созданы
поэтические образы других людей,— особенно значительные в таких вещах, как
"Двое", "Происшествие в новом городе", "Маня", "Пришествие" <...>. Способность
создать полноценный образ другого человека в поэзии не столь уж широко
распространена. Чаще всего "лирический герой" как бы подавляет этот образ.
Между тем в балладах Бориса Сиротина другое "я" равноправно с лирическим,
равноценно ему. И создается впечатление, что именно на этом пути поэт может
многого достичь в будущем» (Там же. С.7-8).
В.Кочетков в статье «Чувство пути», анализируя сборник, указал на
совершенствование мастерства Сиротина, который преодолел «метафизическую
броскость ранних стихов»: «Слово Бориса Сиротина повзрослело, даже погрузнело,
в нем отстоялись думы долгие и нелегкие. В его нынешнем стихе меньше молодой
метафоричности, зато в нем есть печаль пережитого <...>. Он любит писать о
"провинции", о ее непростой жизни, о сложных слагаемых ее духовного мира <...>.
Это уже настоящая самобытность, предполагающая, прежде всего, самобытность
взгляда на мир <...>. Борис Сиротин умеет выделить из потока будней и
запечатлеть в слове "минуты насторожившейся совести", как говорил когда-то
Иннокентий Анненский» (Кочетков В.— С.60-61).
В 1989 выходит книга Сиротина «Происшествие в новом городе», в которой критики
отметили поэтическую многоплановость и свободу творческих исканий поэта.
А.Ардатов так оценил зрелую поэзию Сиротина: «В своих последних книгах
куйбышевский автор сумел наиубедительнейшим образом воплотиться; мир его лирики
<...> отличается внутренней подвижностью и постоянной готовностью к
самообновлению» (Ардатов А. 1990. С.10). О сборнике «Происшествие в новом
городе» Ардатов пишет: «Перед нами — стихотворения-характеры,
стихотворения-судьбы с особенной сюжетной логикой, часто парадоксальной» (Там
же). Логику парадоксов и контрастов усматривает в сборнике Сиротина и
И.Воронцова, которая при этом подчеркивает соотнесенность в поэзии Сиротина
коллизий бытия с «абсолютами Вечного»: «Стихи, составляющие сборник, как бы
расходятся на две полярные точки: на одной сиюминутное, с его подавляющей
конкретностью и красочностью, на другой — сам поэт "перед дорогой бесконечно
дальней" стоит "с крупинкой бытия в руке", живя "меж неверьем и верой" потому,
что ему "никто... оттуда, где свет, не поет", что "конечного — нет". И
лирический герой противостоит "праздно-тоскливой" вечности как субстанции,
растворяющей в себе, не щадящей сущности человеческого "я"» (Воронцова И.-
С.19).
В своей новой книге Сиротина, чувствуя практическую невозможность выражения в
слове сокровенных глубин смысла, большое внимание уделяет проблеме поэтического
стиля: «Легко расходовать свой пыл / Нам на сравнения лихие, / А надобно, чтоб
образ жил / Внутри языковой стихии...» («Наказ»). Поэта «Тяготит сухая
дробность кода / И формулы, глядящие с листа» (так он рассуждает о верлибре)
(«Взамен стиха, где теплый пульс под кожей...»).
В 1980-е Сиротин начинает писать автобиографическую прозу. По признанию самого
автора, из трех написанных в этом жанре повестей сугубо автобиографический
характер имеет повесть «Страдания молодого и ветреного», опубликованная в
молодежном журнале «Странник» (2000. №1).
В 1990-е подборки стихов Сиротина публикуют журналы «Наш современник»,
«Москва», «Новый мир», самарская периодика, православная газета «Благовест».
С 1999 Сиротин участвует вместе с дочерью Людмилой Жоголевой (певицей,
солисткой Самарской государственной филармонии) и композитором Вячеславом
Шевердиным в духовных концертах творческой группы «Благовест» (действующей по
благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия), в которых звучат
стихи православной и патриотической тематики, духовные песни и романсы на слова
Сиротина.
Поэзия Сиротина, воплощая творческие искания автора, при этом сохраняет
основной стержень сложившейся проблематики. Н.Переяслов в своем отклике на
книгу «Сегодня и вчера» (1993) (куда вошли избранные произведения Сиротин за
три десятилетия) рассуждает: «Поэзия Бориса Сиротина говорит о вечном, о
главном для человека». О счастье, которое «простое, как мысли о Боге». О доме,
в котором «детям подрастать и потихоньку доставать до древних книг на верхней
полке». О том, как жить, чтобы на Покров Богородицы «не оставить срама грязные
следы» (Переяслов Н.— С.10). По словам Переяслова, Сиротин охвачен отчаянием от
жизни в период жестоких социальных экспериментов и мучительных для России
перемен. Но Сиротин «не просто констатирует трагедийность данного периода
эпохи, он и прозревает в ней основу надежд на лучшее» (Там же).
Новые надежды, новые замыслы поэта воплотились в книге с символическим
названием «Пробуждение в январе» (2000).
Сиротин перевел с языков народов России и СССР более 20 книг. Член СП России,
Лауреат Всероссийской премии имени А.Фета (2000). Живет в Самаре.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх