|
Лукьяненко Сергей Васильевич
[11.4.1968, Каратау Казахской ССР]
— прозаик, фантаст, киносценарист.
Отец — известный в Казахстане психиатр, мать — нарколог. Когда Лукьяненко исполнилось 5 лет, семья перебралась в г.Джамбул.
В 1985 Лукьяненко поступил в Алма-Атинский государственный медицинский институт (АГМИ). В начале 1990-х, отучившись год в интернатуре по специальности врач-психиатр, Лукьяненко сделал выбор в пользу литературы: работал в журнале фантастики «Миры», газете «Казахстанская правда», затем в газете «Мальвина».
С 1994 занимается исключительно писательским трудом.
В 1997 получил гражданство РФ и переехал в Москву. Женат, воспитывает сына.
Писать Лукьяненко начал на 1-м курсе института. Алма-атинский журнал «Заря»; выходивший параллельно на русском и казахском яз., в 1988 напечатал три его рассказа: «Нарушение», «Чужая боль» и «Спираль времени». В конце того же года Лукьяненко вышел на союзный уровень — миниатюра «За лесом, где подлый враг» появилась в свердловском журнале «Уральский следопыт». Тогда же Лукьяненко получает приглашение на литературный семинар «Аэлита-89» (г.Свердловск), а затем и на всесоюзный семинар молодых фантастов в г.Дубулты (Латвия).
В 1992 вышли две книги: сборник «Атомный сон» и повесть «Рыцари сорока островов», которые принесли Лукьяненко премию «Старт» за лучший дебют года. Показанная в «Рыцарях сорока островов» детская жестокость вызвала бурную дискуссию о неожиданной для традиций классической советской фантастики манере подачи материала.
Многогранность таланта автора проявилась в середине 1990-х, когда почти одновременно были написаны такие разные по духу и стилю произведения, как дилогия «Линия грез» — «Императоры иллюзий» (1996) и роман «Осенние визиты» (1997).
В дилогии «Линия грез» — «Императоры иллюзий» (позже к двум романам добавилась небольшая повесть «Тени снов») используется антураж компьютерной игры «Master of Orion», однако сюжет не дает повода называть эти произведения новеллизациями. Приключения телохранителя Кея Дача в обществе, где бессмертие можно купить за деньги, по сути являются богоискательством. Финал, в котором Кей приходит к Богу, но видит перед собой лишь пустыню, придает дилогии философский оттенок.
В «Осенних визитах» противостояние мистических сил, определяющих вектор развития человечества, сведено к противостоянию отдельных людей. Апробативная этика героев романа невероятно жестка — средства одерживают полную и окончательную победу над целью. Вечный вопрос мировой литературы — «Что есть добро, и чем оно, собственно, отличается от зла?» — ставится здесь наряду с чисто российским «Что делать?» и библейским «Камо грядеши?».
В 1997 Лукьяненко становится первым российским писателем, имеющим официальную страницу в Интернете и работающим в жанре «виртуальная реальность». Появилась книга, ставшая культовой в среде программистов и сетевиков,— «Лабиринт отражений». Роман стал популярным благодаря реалистичному отображению быта и мечтаний многих компьютерщиков. Через некоторое время выходит в свет продолжение «Лабиринта отражений» — роман «Фальшивые зеркала» (1998). Чуть позже добавилась и третья часть — экспериментальная повесть «Прозрачные витражи» (2002), которая писалась оригинальным способом. Каждая глава выкладывалась на одном из интернет-сайтов, и его посетителям предлагалось большинством голосов выбрать вариант развития сюжета.
Одна из характерных черт творчества Лукьяненко — совместные проекты. Первым соавтором Лукьяненко стал Юлий Буркин. В результате их совместной работы родилась юмористическая трилогия «Сегодня, мама», «Остров Русь» и «Царь, царевич, король, королевич» (1997). Затем Лукьяненко объединил свои усилия с популярным фантастом Ником Перумовым, с которым был создан роман в жанре классической фэнтези «Не время для драконов» (1997). В соавторстве написано и продолжение самого знаменитого (благодаря, прежде всего, экранизации) романа Лукьяненко «Ночной дозор» (1998). В нем борьбу Темных и Светлых магических сил на улицах Москвы Лукьяненко описал со стороны Светлых. Идея написать роман со стороны Темных возникла у Владимира Васильева и реализовалась в виде совместного «Дневного дозора» (2000). Третья книга цикла, «Сумеречный дозор», в которой Лукьяненко попытался закрыть тему «дозоров», вышла в 2003. Популярность цикла такова, что на страницах различных изданий постоянно появляются произведения «по мотивам».
В конце 1990-х Лукьяненко, со свойственной ему жаждой к литературному эксперименту, создал дилогию под общим названием «Искатели небес» («Холодные берега», 1998; и «Близится утро», 2000). Основной задачей этих произведений, написанных в жанре «альтернативная история», стал анализ развития человечества в ситуации, когда в одном из ключевых исторических моментов события разворачиваются не так, как это было в действительности. Дилогия написана даже не собственно в жанре «альтернативная история», но в весьма необычной его ветви — «альтернативная религия». Действие происходит в мире, который описывается в Книге книг — Библии.
В творчестве Лукьяненко можно выделить три основные темы: тема чуда, тема свободы и история будущего.
Несколько раз краеугольным камнем произведений Лукьяненко становилась картина нашего общества, изменившегося в результате неожиданного «чуда». В «Лабиринте отражений» фактором, изменившим человечество, стало изобретение дип-программы, позволяющей погрузиться в виртуальность даже с самого примитивного компьютера. В дилогии «Звезды — холодные игрушки» (1997) и «Звездная тень» (1998) ученые из МГУ изобретают «джамп» — возможность на нынешней космической технике перемещаться мгновенно на колоссальные расстояния. В «Спектре» (2002) Земля изменилась в результате прилета инопланетян-ключников, построивших Врата в другие миры и потребовавших сделать доступ к ним полностью свободным. Человечество неоднозначно отреагировало на неожиданно свалившуюся с неба свободу перемещения.
Неоднократно поднималась автором и тема свободы. В «Звездной тени» мы видим общество, где идеи свободы доведены до абсолютизма. В «Лабиринте отражений» свобода — виртуальная, но тоже почти абсолютная.
Миры будущего у Лукьяненко весьма разнятся. Здесь и Империя, противостоящая Чужим в «Линии грез»; и могущественные земляне, в прошлом разместившие на многих планетах храмы Сеятелей, дабы в будущем получить союзников-людей в иных мирах, а себе оставить нетронутый рай (трилогия «Лорд с планеты Земля», 1994-96); и мир «Генома» (1999), где преобладают генетически измененные люди-спец, являющийся дальнейшей трансформацией мира подросткового романа «Танцы на снегу» (2001).
Каждый роман Лукьяненко многослоен. Его книги могут читать и дети, которых привлекает занимательный сюжет, и люди постарше, увлеченные этическими уравнениями, предлагаемыми автором, эстеты же могут получить удовольствие от емкого, метафоричного языка.
Кроме романов, на счету Лукьяненко десятки рассказов, повестей, эссе, критических обзоров и пр. Большинство из них скомпонованы в 4 сб.: «Отложенное возмездие» (1996), «"Л" — значит люди» (1999), «Атомный сон» (2002) и «Гаджет» (2004).
Лукьяненко — лауреат практически всех современных литературных премий в области фантастики («Аэлита», «Интерпресскон», «Роскон», «Русская фантастика», «Сигма-Ф», «Странник»), В 2003 на европейской конференции фантастики «Еврокон», проходившей в г.Турку (Финляндия), Лукьяненко завоевал звание лучшего писателя-фантаста Европы. Всего на счету Лукьяненко более 20 литературных призов.
Произведения Лукьяненко переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, голландский, польский, чешский, венгерский, болгарский, литовский, китайский, корейский и другие языки. Практически на все романы Лукьяненко куплены права на экранизации.
Соч.:
Лорд с планеты Земля. Алматы, 1994;
Отложенное возмездие: Повести. Рассказы. Киев; Харьков, 1996;
Остров Русь [в соавт. с Ю.Буркиным]. М., 1997;
Осенние визиты. М., 1997;
Рыцари Сорока Островов. М., 1997;
Лабиринт отражений. М., 1997;
Дверь во тьму: сб. М.; Харьков, 1997;
Императоры иллюзий. Смоленск, 1997;
Не время для драконов [в соавт. с Н.Перумовым]. М., 1997;
Звездная тень. М., 1998;
Холодные берега. М., 1998;
Линия Грез. М., 1998;
Ночной Дозор. М., 1998;
Фальшивые зеркала. М., 1999;
Геном. М., 1999;
Дневной Дозор [в соавт. с В. Васильевым]. М., 2000;
Близится утро. М., 1999;
Танцы на снегу. М., 2001;
Атомный сон: Сб. рассказов и повестей. М., 2002;
Геном. М., 2003;
Планета, которой нет. М., 2003;
Принцесса стоит смерти. М., 2003;
Гаджет. М., 2004;
Сумеречный Дозор. М., 2004.
Лит.:
Жирова Е. Поиск свободы героями фантастического романа С.Лукьяненко «Лабиринт отражений»: Размышления // НФ-парень. Краснодар. 1998. №1 (плювиоз). С.72-73;
Мартыненко В. Оруженосцы бесстрастного бога // Лукьяненко С. Рыцари сорока островов. М., 1997. С.559-572;
Переслегин С. Доспехи для странствующих душ // Лукьяненко С. Лорд с планеты Земля. М., 1997. С.482-493;
Байкалов Д. Искатель чудес // Если. 2002. №9. С.237-244;
Каплан В. Проклятие вопросов // Если. 2002. №10. С.283-285;
Байкалов Д., Синицын А. Особый дозор // Фантастика-2003. Вып. 2. М., 2003. С.615-634.
Д.Ю.Байкалов,
А.Т.Синицын
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|