Гомберг Владимир Германович [15.02.1894-27.09.1979]

Лидин (настоящая фамилия Гомберг) Владимир Германович
       [3(15).2.1894, Москва — 27.9.1979, Москва]
       — прозаик.
       Родился в семье служащего. Окончил Лазаревский институт восточных языков и юридический факультет Московского университета. Писать начал очень рано. Уже в 1908 в журнале «Весна» были напечатаны его первые рассказы «Весна» и «Житейское». Регулярные публикации рассказов Лидина начались в 1912 г. в журнале «Путь», «Солнце России», «Новая жизнь», «Мир женщины», «Лукоморье» и многих других.
       В 1913 в журнале «Хмель» были опубликованы небольшие повести Лидина «Холодные дни» (№3) и «Призраки сердца» (№ 4-6).
       Первые авторские сборники Лидин появились в 1916 — «Вороные кони» и «Трын-трава». В них, а также в вышедшей в 1917 книге «Полая вода» Лидин использовал уже отстоявшийся жизненный материал, повествовал о старой аристократии, уходящем дворянстве, набирающей силу буржуазии. В этих рассказах заметно чувствовалось влияние чуть ли не всей русской классики, но особенно А.Чехова и И.Бунина.
       Первую мировую войну Лидин провел в качестве военного корреспондента на Западном фронте. Зимой и весной 1918 жил в Москве и активно участвовал в бурной тогда литературной жизни. В янв. вошел в организованное А.Толстым, И.Буниным, К.Бальмонтом, В.Брюсовым и др. профессиональное бюро писателей. До середины лета, пока власти резко не ограничили свободу слова, еженедельно выступал на многочисленных литературных и благотворительных вечерах вместе с другими московскими писателями, поэтами, музыкантами, артистами. Затем оказался на фронтах Гражданской войны в красноармейских частях. Впечатления этих лет дали темы для рассказов, написанных в 1917-19 и собранных в книгу «Моря и горы» (1922). Здесь уже не осталось следа от былой благодушной мечтательности и неторопливых наблюдений; нервно и тревожно зазвучали мотивы жертвенности, тоски, автора и героев осаждали мрачные предчувствия.
       В одной из статей, посвященных творчеству Лидина, И.Эренбург писал об этом периоде его жизни: «Лидин долго искал и своей темы и своей формы. Он начал с безупречного эстетства, выгодно выделяясь спокойствием усмешки и зоркостью замонокленного глаза. Революция изменила темп дыхания. Лидин отрекся от всех прежних книг и стал метаться. Ему пришлось переболеть весьма распространенной болезнью последних лет: я назвал бы ее взрывом "славянофильства" или, точнее, "пильнячеством", обращение к сюжету, синтаксис расслабленный, как будто он млел на полатях, своеобразный, развинченный патриотизм и пр.» (Новая русская книга. Берлин, 1923. №5-6. С.17).
       В 1920 Лидин в составе отряда красногвардейцев уехал в Восточную Сибирь воевать с Колчаком. Этот эпизод его жизни отразился в рассказе «Песнь» (1920) — об установлении советской власти в большом сибирском городе.
       Масштабы происходящего толкали Лидин на попытки создания эпопеи. С такими целями он в 1922 написал 3 повести — «Курга-баба», «На путях» и «Повесть о многих днях». Однако вырваться из освоенного им жанра короткого рассказа Лидин не сумел. «Повесть о многих днях» напоминала летопись, состоявшую из большого количества эпизодов, сцен, героев, сюжетно почти не связанных между собой. Мало соответствовали жанровым признакам и другие повести.
       Лидин снова вернулся к жанру рассказа и создал одну из своих лучших книг — сборник «Мышиные будни» (1923). Это весьма убедительные, с оттенком натурализма новеллы о непривлекательности существования «бывших людей», пострадавших от революции, но уцелевших и теперь пытающихся тихонько пересидеть события в своих «мышиных углах». В то время эти рассказы стали одной из первых книг Лидина, заинтересовавших зарубежных читателей и вышедших не только у нас, но и за границей. В России «Мышиные будни» в момент выхода книги воспринимались как обличение «осколков старого мира», не понимавших окружающей действительности.
       В 1923 Лидин вновь попытался создать широкомасштабное полотно, написав повесть «Морской сквозняк», но и здесь остался рассказчиком. Помимо России действие попеременно происходит во Франции, в Германии, Латвии. Тщательно выписанные портреты, характеры, судьбы отдельных людей мелькают в калейдоскопе сцен, картин, эпизодов. 25 глав повести — это 25 вполне самостоятельных, сюжетно завершенных новелл, связанных между собой лишь общими персонажами. И.Эренбург, в то время внимательно следивший за творчеством Лидина, прочитав повесть, написал автору: «Многое в ней мне очень понравилось <...>. К недостаткам (или свойствам, мне чуждым) я отношу <...> отсутствие единого объединяющего сюжета — порой кажется, что это том превосходных рассказов в комплекте журнала за год, то есть начало 1-го рассказа, 2-го и т.д., потом продолжение 1-го, 2-го и т.д.» (Цит. по: Попов В., Фрезинский Б. Илья Эренбург: Хроника жизни. СПб., 1993. С.304-305).
       Еще одну попытку вернуться к форме большого полотна предпринял Лидин в романе «Идут корабли» (1926), посвященном судьбе интеллигенции. Но и на этот раз писатель остался самим собой, создав сборник новелл. И только в следующих романах — «Отступник» (1927) о развращающем влиянии нэпа и написанных на производственную тему «Искателях» (1928) — Лидин овладел искомой формой, однако сами эти произведения не стали для писателя большим творческим достижением.
       Будучи весьма плодовитым, Лидин создавал по нескольку произведений в год.
       В 1923 вышло 5 его книг, в 1925 и 1926 — по 4, в 1927 — 3 книги. Выпущенное в 1928-30 6-томное СС Лидин получило признание критики и вызвало интерес читателей.
       С начала 1930-х Лидин стал корреспондентом газет; из газетных материалов сложились книги очерков «Путина» (1930), «О Дальнем Востоке» (1931). Беллетристические произведения этих лет, как и в начале 1920-х, имели нетрадиционное построение. В повести «Могила неизвестного солдата» (1930—31) сюжетные линии почти не пересекаются, а в романе «Великий или Тихий» (1932) сквозные сюжеты, как и сквозные герои, вообще отсутствуют. Эти характерные для Лидина особенности придавали его творчеству определенное художественное своеобразие.
       С середины 1930-х Лидин одну за другой выпускал книги «Сын» (1936), «Большая река» (1937), «Изгнание» (1947), «Две жизни» (1950), профессионально написанные, но не вызывающие особого интереса у читателей. Такая же судьба была и у сборника рассказов «Ночные поезда» (1959), «Дорога журавлей» (1962), «Шум дождя» (1963).
       Второе дыхание, свое место в литературе и своего читателя Лидин нашел в книгах «Люди и встречи» (1957) (воспоминания о многих писателях, художниках, артистах) и «Друзья мои — книги» (1962) (увлекательные эссе мемуарного характера), выдержавших несколько изданий.

Соч.:
       СС в 6 т. М., Л., 1928-30,
       СС в З т. М, 1973-74,
       Рассказы, повести, воспоминания М, 1954,
       Повести и рассказы Избранное М., 1958,
       О писательском деле М, 1963,
       Сердца моего тень М., 1965

Лит.:
       Лежнев А. В.Лидин // Лежнев А. Литературные будни М, 1929 С.273-280,
       Федосеев Г. Творчество Владимира Лидина //Новый мир 1936 №10 С.192-206,
       Левин Ф. [Послесл ] // Лидин В. Повести и рассказы М, 1963,
       Монастырская Н. Творчество Владимира Лидина 20-30-х годов Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд филол наук М, 1984

В.В.Попов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:25 UTC