Гомберг Владимир Германович
|
Другие персоны с фамилией Гомберг
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 15.02 Кто родился в этот год 1894 |
[3(15).2.1894, Москва — 27.9.1979, Москва]
— прозаик.
Родился в семье служащего. Окончил Лазаревский институт восточных языков и юридический факультет
Московского университета. Писать начал очень рано. Уже в 1908 в журнале «Весна» были напечатаны его
первые рассказы «Весна» и «Житейское». Регулярные публикации рассказов Лидина начались в 1912 г. в
журнале «Путь», «Солнце России», «Новая жизнь», «Мир женщины», «Лукоморье» и многих других.
В 1913 в журнале «Хмель» были опубликованы небольшие повести Лидина «Холодные дни» (№3) и
«Призраки сердца» (№ 4-6).
Первые авторские сборники Лидин появились в 1916 — «Вороные кони» и «Трын-трава». В них, а также в
вышедшей в 1917 книге «Полая вода» Лидин использовал уже отстоявшийся жизненный материал,
повествовал о старой аристократии, уходящем дворянстве, набирающей силу буржуазии. В этих
рассказах заметно чувствовалось влияние чуть ли не всей русской классики, но особенно А.Чехова и
И.Бунина.
Первую мировую войну Лидин провел в качестве военного корреспондента на Западном фронте. Зимой и
весной 1918 жил в Москве и активно участвовал в бурной тогда литературной жизни. В янв. вошел в
организованное А.Толстым, И.Буниным, К.Бальмонтом, В.Брюсовым и др. профессиональное бюро
писателей. До середины лета, пока власти резко не ограничили свободу слова, еженедельно выступал на
многочисленных литературных и благотворительных вечерах вместе с другими московскими писателями,
поэтами, музыкантами, артистами. Затем оказался на фронтах Гражданской войны в красноармейских
частях. Впечатления этих лет дали темы для рассказов, написанных в 1917-19 и собранных в книгу «Моря
и горы» (1922). Здесь уже не осталось следа от былой благодушной мечтательности и неторопливых
наблюдений; нервно и тревожно зазвучали мотивы жертвенности, тоски, автора и героев осаждали
мрачные предчувствия.
В одной из статей, посвященных творчеству Лидина, И.Эренбург писал об этом периоде его жизни: «Лидин
долго искал и своей темы и своей формы. Он начал с безупречного эстетства, выгодно выделяясь
спокойствием усмешки и зоркостью замонокленного глаза. Революция изменила темп дыхания. Лидин
отрекся от всех прежних книг и стал метаться. Ему пришлось переболеть весьма распространенной
болезнью последних лет: я назвал бы ее взрывом "славянофильства" или, точнее, "пильнячеством",
обращение к сюжету, синтаксис расслабленный, как будто он млел на полатях, своеобразный,
развинченный патриотизм и пр.» (Новая русская книга. Берлин, 1923. №5-6. С.17).
В 1920 Лидин в составе отряда красногвардейцев уехал в Восточную Сибирь воевать с Колчаком. Этот
эпизод его жизни отразился в рассказе «Песнь» (1920) — об установлении советской власти в большом
сибирском городе.
Масштабы происходящего толкали Лидин на попытки создания эпопеи. С такими целями он в 1922 написал
3 повести — «Курга-баба», «На путях» и «Повесть о многих днях». Однако вырваться из освоенного им
жанра короткого рассказа Лидин не сумел. «Повесть о многих днях» напоминала летопись, состоявшую из
большого количества эпизодов, сцен, героев, сюжетно почти не связанных между собой. Мало
соответствовали жанровым признакам и другие повести.
Лидин снова вернулся к жанру рассказа и создал одну из своих лучших книг — сборник «Мышиные будни»
(1923). Это весьма убедительные, с оттенком натурализма новеллы о непривлекательности
существования «бывших людей», пострадавших от революции, но уцелевших и теперь пытающихся
тихонько пересидеть события в своих «мышиных углах». В то время эти рассказы стали одной из первых
книг Лидина, заинтересовавших зарубежных читателей и вышедших не только у нас, но и за границей. В
России «Мышиные будни» в момент выхода книги воспринимались как обличение «осколков старого мира»,
не понимавших окружающей действительности.
В 1923 Лидин вновь попытался создать широкомасштабное полотно, написав повесть «Морской сквозняк»,
но и здесь остался рассказчиком. Помимо России действие попеременно происходит во Франции, в
Германии, Латвии. Тщательно выписанные портреты, характеры, судьбы отдельных людей мелькают в
калейдоскопе сцен, картин, эпизодов. 25 глав повести — это 25 вполне самостоятельных, сюжетно
завершенных новелл, связанных между собой лишь общими персонажами. И.Эренбург, в то время
внимательно следивший за творчеством Лидина, прочитав повесть, написал автору: «Многое в ней мне
очень понравилось <...>. К недостаткам (или свойствам, мне чуждым) я отношу <...> отсутствие единого
объединяющего сюжета — порой кажется, что это том превосходных рассказов в комплекте журнала за
год, то есть начало 1-го рассказа, 2-го и т.д., потом продолжение 1-го, 2-го и т.д.» (Цит. по: Попов В.,
Фрезинский Б. Илья Эренбург: Хроника жизни. СПб., 1993. С.304-305).
Еще одну попытку вернуться к форме большого полотна предпринял Лидин в романе «Идут корабли»
(1926), посвященном судьбе интеллигенции. Но и на этот раз писатель остался самим собой, создав
сборник новелл. И только в следующих романах — «Отступник» (1927) о развращающем влиянии нэпа и
написанных на производственную тему «Искателях» (1928) — Лидин овладел искомой формой, однако сами
эти произведения не стали для писателя большим творческим достижением.
Будучи весьма плодовитым, Лидин создавал по нескольку произведений в год.
В 1923 вышло 5 его книг, в 1925 и 1926 — по 4, в 1927 — 3 книги. Выпущенное в 1928-30 6-томное СС Лидин
получило признание критики и вызвало интерес читателей.
С начала 1930-х Лидин стал корреспондентом газет; из газетных материалов сложились книги очерков
«Путина» (1930), «О Дальнем Востоке» (1931). Беллетристические произведения этих лет, как и в начале
1920-х, имели нетрадиционное построение. В повести «Могила неизвестного солдата» (1930—31)
сюжетные линии почти не пересекаются, а в романе «Великий или Тихий» (1932) сквозные сюжеты, как и
сквозные герои, вообще отсутствуют. Эти характерные для Лидина особенности придавали его
творчеству определенное художественное своеобразие.
С середины 1930-х Лидин одну за другой выпускал книги «Сын» (1936), «Большая река» (1937),
«Изгнание» (1947), «Две жизни» (1950), профессионально написанные, но не вызывающие особого
интереса у читателей. Такая же судьба была и у сборника рассказов «Ночные поезда» (1959), «Дорога
журавлей» (1962), «Шум дождя» (1963).
Второе дыхание, свое место в литературе и своего читателя Лидин нашел в книгах «Люди и встречи»
(1957) (воспоминания о многих писателях, художниках, артистах) и «Друзья мои — книги» (1962)
(увлекательные эссе мемуарного характера), выдержавших несколько изданий.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх