|
Знаменский Анатолий Дмитриевич
[1.5.1923, хутор Ежовский ст. Слащевской (ныне Алексеевского р-на Волгоградской обл.) — 3.3.1997, Краснодар]
— прозаик, поэт.
Из донских казаков. В 10-м классе средней школы был осужден по политическим мотивам на 6 лет. Наказание отбывал в Ухто-Печорском лагере на Крайнем Севере. По истечении срока был приговорен Особым совещанием МГБ СССР к пожизненной ссылке (об этом Знаменский рассказал в повести «Хождение за правдой», 1992).
До 1958 работал на новостройках Крайнего Севера и в нефтеразведке. Был строителем-разнорабочим, десятником каменного карьера, старшим нормировщиком и начальником отдела труда и зарплаты в управлении Верхне-Ижевского района. Около полутора лет заведовал отделом промышленности районной газете «Ухта». Одновременно начал заниматься литературной деятельностью, пробуя силы в поэзии и прозе. Литературным дебютом Знаменского стал роман «Неиссякаемый пласт» (1-я книга опубликована в журнале «На рубеже» в 1950, 2-я- там же в 1952). Знаменский воссоздает в романе образы рабочих бурового участка, бывших заключенных, людей с изломанными судьбами, преодолевающих в себе «социальный комплекс неполноценности».
В 1958 выходит роман «Ухтинская прорва» об освоении нефтяных богатств Севера. Знаменский показывает конкурентную борьбу российских и иностранных дельцов за ухтинскую нефть в начале XX в. Усилия дельцов пробиться с ухтинской нефтью на европейский рынок терпят крах. Миру стяжателей в романе противостоят люди из народа (коми охотник Яков Опарин, русский рабочий Пантя Батайкин, ссыльный революционер-марксист Андрей Никитин). Знаменский достоверно воспроизвел дореволюционный быт, обычаи народа коми, запоминающиеся картины строгой природы северного края.
В 1958-1960 Знаменский учился на Высших литературных курсах при СП в Москве, где познакомился с В.П.Астафьевым, Е.Носовым, Б.Можаевым, С.Викуловым. После окончания курсов Знаменский приехал в небольшой городок нефтяников Хадыженск, позднее перебрался в Краснодар. Здесь были написаны основные произведения, публиковавшиеся в журнале «Молодая гвардия», «Север», «Наш современник», «Дон», альманах «Кубань» и др., а также выходившие отдельными книгами в издательствах Москвы и Краснодара. Среди них — сборник рассказов «Прометей №319» (1961), романы «Иван-чай» (1963), «Как все» (1965), повести «Сыновья Чистякова» (1962), «Кубанка с красным верхом» (1965), «Обратный адрес» (1966), «Осина при дороге» (1969; первоначальное название — «По следам неопубликованных писем», 1968), «Семь концов» (1972), «Безымянные высоты» (1977), сборник рассказов «Хлебный год» (1979) и др. Герои прозы Знаменского — люди труда: нефтяники, шоферы, крестьяне, казаки. В романе «Иван-чай» рассказана история освоения северной нефти в годы Великой Отечественной войны. Романы «Ухтинская прорва» и «Иван-чай», составившие историко-производственную дилогию, были значительным шагом вперед в творчестве 3. «Мне все интересно в твоей книге,— писал Знаменский.
14 окт. 1964 Ф.А.Абрамов об "Иван-чае",— и свежее чувство Севера (я, северянин, завидовал тебе), и люди твои, и события, которые ты умеешь вязать в крепкий узел... Писатель Знаменский мне нравится» (Дюжев Ю.— С.4). Судьба героя «Иван-чая» — Алешки Овчаренко, бывшего заключенного, вора, рвущегося на фронт, послужила для Знаменского толчком к написанию повести на лагерную тему «Без покаяния» (1963). Отправленная в журнале «Новый мир», она была одобрена редакцией, но не напечатана. Увидела свет почти 30 лет спустя (Кубань. 1992. № 7-12).
В романе Знаменского «Как все» (1965) затронуты актуальные для своего времени производственные проблемы — поиски в рабочем коллективе новой, более совершенной системы организации и оплаты труда. Мысль о бригадном подряде оказалась тогда не востребованной обществом. С проблематикой романа «Как все» в значительной мере связана идея повести «Семь концов». В произведениях «кубанского» цикла Знаменский сосредоточен на буднях хуторской и станичной жизни, проблемах нравственного самочувствия народа. Отчужденность между людьми, ослабление духовных связей с землей — тема рассказа «Поздний костер» (1970). Костер, зажженный в степи одинокими людьми, воспринимается как сигнал бедствия. Озабоченный тревогой за будущее русской деревни, Знаменский стремится выявить глубинную связь между прошлым и настоящим, утвердить этические идеалы на примере многовековых, еще не утраченных традиций русского крестьянства. В центре повести «Завещанная река» (1968) — события крестьянско-казачьего восстания под предводительством Кондратия Булавина. Знаменский проводит в повести мысль о том, что для русского крестьянства Дон и Яик всегда были «двумя светлыми оконцами». Здесь люди искали воли. «Пока Дон да Яик живы, правда на земле есть». В повестях «Осина при дороге», «Обратный адрес», «Безымянные высоты» расширена сфера социальной и этической проблематики. Эти повести создавались в то время, когда главное внимание лит-ры было приковано к проблемам народной этики, нравственным истокам и основаниям русского национального характера. В облике героя повести «Обратный адрес» Знаменский тонко уловил состояние души молодого человека, не знающего, где обрести свое счастье. Оставив старуху-мать, он уезжает из станицы в дальние края, мать умирает, не дождавшись сына. В этом произведении Знаменский воссоздал медленный и сложный процесс «выздоровления» человека, в душе которого просыпается чувство земли, чувство верности русскому полю. Высокие нравственные качества присущи и полковнику, герою повести «Безымянные высоты», осуществившему с женой и сыном поездку по местам былых боев.
Главная книга Знаменского — роман-хроника «Красные дни», над которой писатель работал 20 лет (1961-81), назвав ее комментарием к роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Между тем это — многоплановое, построенное на документах произведение об одном из сложнейших и запутанных вопросов отечественной истории — роли казачества в революции (прежде всего красного казачества Дона, поддержавшего советскую власть в годы Гражданской войны), об истоках его трагедии — «расказачивании». Освещая этот вопрос, Знаменский показывает «не опасение, что казачество не пойдет за революцией, а опасение, что казачество отвергнет фарисейско-диктаторские планы Троцкого, и это побудило его подручных прибегнуть к экстремистской акции «расказачивания» (Осадчий П.И. Правда истории // Роман-газета. 1989. №2. С.127). Не изображая ход Верхне-Донского восстания, Знаменский вместе с тем вскрывает истинные причины этого мощного народного возмущения, возникшего как реакция на экстремизм отдельных политических деятелей от советской власти (Троцкого и др.) по отношению к казачеству.
В центре повествования — сложный и противоречивый образ вожака народных масс, командарма Ф.К.Миронова, третьего человека в Республике, награжденного орденом Красного Знамени, над именем которого долгое время довлело клеймо «врага народа». «Как не согласиться с Мироновым,— пишет Ю.И.Дюжев,— который в <...> письме к Ленину высказал открытое недовольство такой властью, которая "смотрит на народ как на материал для опыта при проведении своих утопий, хотя бы и отдающих раем", и высказал убежденность, что "коммунистический строй — нужнее долгого и терпеливого строительства, любовного, но не носильного"» (Дюжев Ю.И. Древо памяти: статьи о прозе России. Петрозаводск, 1990. С.11). Свое отношение к Миронову, человеку героико-драматической судьбы, Знаменский выразил в письме к сыну опального командарма: «Он был герой и кристальной чистоты человек, он понимал события лучше многих, стоявших на вершине власти, и не мог предпринять никаких других шагов, кроме тех, которые героически предпринимал. Другого выхода ни для самого Миронова, ни для народа Дона, который он горячо любил и защищал, не было» (Бирюков Ф.Г. На пути к истине // Роман-газета. 1989. №2. С.122). Наряду с Мироновым Знаменский создал живые, запоминающиеся образы лиц из его окружения — писателя Ф.Д.Крюкова, жены командарма Надежды, поэта Жирова и др.
За роман «Красные дни» Знаменский была присуждена Государственная премия РСФСР им. М.Горького (1990).
Знаменский известен как поэт и литературный критик. Его стихи представлены в сб. «Курганы» (1977), литературно-публицистические статьи о творчестве М.Шолохова, В.Лихоносова, В.Астафьева и других писателей объединены в книге «Купина неопалимая» (1980).
Соч.:
Избранное: повести, рассказы. М., 1986;
Завещанная река. Ухтинская прорва / вступ. статья Е.Берлизова. Краснодар, 1973;
Курганы: стихи. Краснодар, 1977;
Безымянные высоты: повести, рассказы. М., 1983;
Купина неопалимая: О литературе и книгах / вступ. статья Н. Глушкова. Краснодар, 1980;
Задушевное слово. Краснодар, 1986; Красные дни: роман-хроника // Роман-газета. М. 1989. №1 -2;
Хождение за правдой: Страницы воспоминаний. Краснодар, 1991.
Лит.:
Фоменко Л. Талант и мысль // Знамя. 1966. №5. С.197-213;
Берлизов Д. Анатолий Знаменский. Краснодар, 1973;
Канашкин В. Главное — человек // Канашкин В. Постижение современности. Краснодар, 1979. С. 5-113;
Канашкин В. Женщина группы «Альфа» // Кубань: альм. 1973. №8. С.101-109;
Дюжев Ю. С верой в человека // Знаменский А. Избранное: повести, рассказы. М., 1986;
Трофимов В. Благословила земля казака: К 70-летию со дня рождения А. Знаменского // Север. 1993. №5. С.152-154;
Горбачев В. Без покаяния. Обжалованию не подлежит // Лит. Россия. 1993. 30 окт.
В.Н.Запевалов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|