AZ-libr.ру

информационный портал





Смеляков Ярослав Васильевич [08.01.1913-27.11.1972]

Смеляков Ярослав Васильевич
       [26.12.1912 (8.1.1913), Луцк Волынской губ.— 27.11.1972, Москва]
       — поэт.
       В поэзию Смеляков пришел из рабочего цеха и всегда подчеркивал в стихах кровную принадлежность к пролетариату, гордился тем, что он — поэт-рабочий, что «обе его основные профессии родственны» (Соч. Т.3. С.6). Работая в одной из московских типографий, юный Смеляков по счастливому стечению обстоятельств сам набирал те страницы журнала «Октябрь», где печаталось его первое стихотворение, а позже — свой поэтический сборник «Работа и любовь» (1932). В названии этого раннего сборника выражена доминанта всей поэзии Смелякова: органическое единство социального, гражданственного, пафосно-витийственного начала и нежного, лирико-элегического. В 1963 Смеляков вновь назовет свою книгу стихов «Работа и любовь».
       Яркий и талантливый представитель поэтического поколения 1930-х, Смеляков вместе с друзьями-поэтами Б.Корниловым, П.Васильевым и др. создавал лирический образ современника, который не только трудился, ходил на собрания, но ощущал все богатство мира, его красоту, имел тонкую любящую душу, многообразный мир чувств. Герой раннего Смелякова — это «молодой веселый человек», идущий по дорогам жизни и ощущающий свое кровное родство с временем. Это не винтик, а хозяин, который хочет «усталыми руками / Трогать свой незавершенный мир» (Соч. Т.1. С.95). При всей прямолинейности и некоторой оголенности смысла ранние стихи С. привлекали юношеским задором, экспрессией и поэтической культурой, мастерством. В стихотворении «Точка зрения» (1932) поэт соединяет две противоположные точки зрения на искусство — старого художника и молодого работника нефтелавки: «Я хочу, чтобы в моей работе / Сочеталась бы горячка парня / С мастерством художника, который / Все-таки умеет рисовать» (Соч. Т.1. С.54). Любимый эпитет молодого поэта — «веселый»: «веселая страна», «веселые подростки», «веселые пешеходы», даже «веселый туберкулез». Ему удалось соединить в образно-стилистическом и языковом мире своего творчества грубоватый и прямолинейный язык комсомольских собраний с канцеляризмами, штампами, лозунгами — и нежную, веселую поэтическую речь и интонацию, близкую пушкинским традициям, «трубный глас» Маяковского и «голос свирели» С.Есенина. Ритм уличной песни о коварной измене в стихотворении «Любка» (1933) помогает передать новое и вечное в отношениях молодых людей 1930-х. Любка изменила рабочему пареньку с «транспортным студентом», стала совершенно другой. С доброй и грустной иронией Смеляков пишет о силе любви и ревности, о власти искусства, которые не вмещаются в узкие социальные рамки классовой оценки: «Гражданин Вертинский / Вертится. Спокойно / Девочки танцуют / Английский фокстрот. /Я не понимаю, / Что это такое, / Как это такое / За сердце берет? / Я хочу смеяться / Над его искусством, / Я могу заплакать / Над его тоской, / Ты мне не расскажешь, / Отчего нам грустно, / Почему нам, Любка, / Весело с тобой?» (Соч. Т.1. С.87).
       К концу 1930-х поэзия Смелякова заметно углубляется, в ней все чаще звучат негромкие мотивы тишины («Я посвятил всего тебя искусству...»), происходит своеобразное «лирическое отступление» в область интимного. Поэт много пишет о любви, красоте, милосердии. Классовое потеснено общечеловеческим, природным: «Если я заболею, / К врачам обращаться не стану. / Обращаюсь к друзьям, / Не сочтите, что это в бреду: / "Постелите мне степь, / Занавесьте мне окна туманом, /В изголовье поставьте / Ночную звезду"» (Соч. Т.1. С.165). Любовь «упрямого мальчишки», героя стихотворение «Хорошая девочка Лида» (1940), сродни любви Гейне и Пушкина.
       Испытания военных лет, свой и народный трагический опыт внесли в поэзию Смелякова 1940-50-х много нового. Поэт трижды подвергался репрессиям (в 1934-38,1941-44, 1951-55), тем не менее каждый раз он находил в себе силы оставаться самим собой, не сломиться и вернуться в поэзию, идти дальше. В стихах Смелякова 1940-60-х появляются историзм и подчеркнутая социальная гражданственность, одические, витийственные интонации и ритмы, образы-эмблемы, выражающие «голую суть» времени: «Наш герб», «Кремлевские ели», «Индустриальный пейзаж», «Уголь» и др. Лирический герой сдержанно говорит о своем личном; приобщившись к трагическим урокам истории вместе со всем народом, он несет в себе, всячески это укрупняя и подчеркивая, общенародные чувства и черты — масштабное величие судьбы, суровую мужественность, крепость и стойкость камня и железа: «Я строил окопы и доты, / Железо и камень тесал, / И сам я от этой работы / Железным и каменным стал» (Соч. Т.1. С.227). Позже, обращаясь к матери-земле, он скажет: «Ты дала мне вершину и бездну. / Подарила свою широту, / Стал я сильным, как терн, и железным, / Даже окиси привкус во рту» (Соч. Т.1. С.200).
       Смеляков ищет и находит новые точки соприкосновения «каменного» и «железного» с нежным, интимным. В стихотворении «Памятник» (1946) герою снится, что он превратился в чугунный памятник. Удачно обыгрывается при этом тема железа, «торжественного металла»: у неподвижной статуи поэта — чугунное сердце, брови, руки, даже метафоры в его стихах. Но любовь делает чудеса: заставляет монумент ожить, сойти с «блестящей высоты на землю», «рукой чугунной тихо» обнять любимую и даже заплакать: «На выпуклые грозные глаза / Вдруг набежит чугунная слеза. / И ты услышишь в парке под Москвой / Чугунный голос, нежный голос мой» (Соч. Т.1. С.208). «Чугунное» вовсе не противостоит «живому», они равнозначны и взаимно друг друга дополняют.
       Важным этапом творчества Смелякова была поэма «Строгая любовь», которую поэт создавал в лагере в 1953-55. В ней с позиций эпохи 1950-х поэт оценивает свою юность, жизнь своего поколения и со строгой любовью пишет о «наивном аскетизме» подростков 1930-х — «детей стали», «мальчиков храбрых», «девочек железных», которые за «сжатыми лозунгами труда и твердой четкостью устава» не всегда обращали внимание на отдельную личность, мало ценили неповторимую индивидуальность и красоту каждого человека. Во второй части повести Смеляков собирался усилить автобиографическую тему становления пролетарского поэта, но замысел не был осуществлен, были написаны лишь отдельные фрагменты. Теме юности, проблеме «отцов и детей», смене поколений С. посвятил поэму «Молодые люди» (1968).
       В одном из лучших поэтических сборников Смелякова «День России» (1967), удостоенном Государственной премии, трагические моменты российской истории воспринимаются через призму современности и современность оценивается как важный исторический этап, уходящий корнями в прошлое России и открытый в ее будущее: «И современники, и тени / В тиши беседуют со мной. / Острее стало ощущенье / Шагов Истории самой» (Соч. Т.2. С.20). Поэт обращается к судьбам, жизни и смерти таких людей, в которых отразилось время, «день России», ее сложная история. Это сподвижник Петра — Меншиков, протопоп Аввакум, Лермонтов и Ахматова, командармы Гражданской войны и др. Запечатлены в стихах и главные приметы, детали, вещи, реликвии и святыни: кресло Ивана Грозного, пионерский галстук, косоворотка, этажерка, фотографические снимки и многие другие. Доверяя разуму истории, Смеляков выступает против легковесных переоценок сложного исторического прошлого. В стихотворении «Пётр и Алексей» (1959) царь жертвует сыном, «слабостным Алексеем», подавляя ради высоких государственных тягот отцовскую любовь. Поэт по-пушкински относится к «державному гению» Петра, его страдания, «императорский венец» ставя гораздо выше «тусклого венчика» мучений Алексея.
       В сборнике «День России» Смеляков привлекал в первую очередь разум Истории, ее законы, в следующей книге — «Декабрь» (1970) он стремится постичь душу, сердце, «духовный трепет» событий, музыку истории. Лирический герой слышит время, постоянно разговаривает с современниками, спорит, исповедуется, размышляет. В жанре «маленького портрета» в судьбах конкретных героев — писателей, государственных деятелей, друзей юности — лирически тонко раскрывается индивидуальность и неповторимость каждой личности. Идя по трудным дорогам жизни, Смеляков брал в руки не риторический «посох пророка», а «неказистый посошок» поэта-рабочего, привыкшего вести «разговор о главном». Уже после смерти Смелякова вышел сборник «Служба времени» (1975), в него вошли стих., во многом итоговые. Приветствуя скорый приход в литературу «нового Овидия» из рабочей среды, поэт радуется тому, что свою «маленькую службу» нес увлекательно и честно, служил времени на «главной магистрали» жизни.

Соч.:
       Собрание стихотворений Т.1-3. М., 1977;
       Стихотворения и поэмы. Л.; М., 1979. (Б-ка поэта. Б. серия).

Лит.:
       Дементьев В. Ярослав Смеляков: Сильный, как терн. М., 1967;
       Макаров А. Идущим вослед. М., 1969;
       Рассадин Ст. Ярослав Смеляков: Творческий портрет. М., 1971;
       Кякшто И. Ярослав Смеляков // История русской советской поэзии. 1941-80. Л., 1984. С.378-391.

Н.Н.Кякшто



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:39:08 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"