|
Устинов Валентин Алексеевич
[20.3.1938, г.Луга Ленинградской обл.]
— поэт.
В 4 месяца потерял мать, оказался в детдоме. С 1952 в Ленинграде, учился в ремесленном училище, работал на Балтийском судостроительном заводе, служил в армии, работал в многотиражной газете «Балтиец» и в Василеостровском райкоме комсомола.
Настоящая литературная деятельность началась в 1965, когда Устинов становится собкором «Правды Севера» и его стихи появляются на страницах многотиражек «Патриот Севера» и «Балтиец». Первой серьезной публикацией стала большая поэтическая подборка в журнале «Звезда» (1967). Первая книга — «Зеленая песня» (1968) вышла в Северо-Западном книжном издательстве (Петрозаводск).
С 1969 по 1977 Устинов — заведующий отделом журнала «Север».
Окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ им. А.А.Жданова в 1972 и Высшие литературные курсы в 1979.
Член СП СССР с 1972.
С 1977 он живет в Москве.
Здесь Устинов становится сначала заместителем главного редактора журнала «Наш современник», затем — секретарем Московской писательской организации и, наконец, возглавляет изд-во «Московский писатель», а с 1998 возглавляет созданную им Академию поэзии. Ее целью Устинов считает сохранение и развитие бытия поэтического слова в жизни современного общества. Для достижения этого вместе с единомышленниками он ведет обширную издательскую программу, устраивает публичные выступления, активно сотрудничает с общественными структурами.
Продолжая традицию русской корневой поэзии, связанную с именами Кольцова, Есенина, П.Васильева и Рубцова, Устинов стремится отыскивать для своих стихотворных образов новые, свежие краски и оттенки. Он не боится прозвучать неожиданно и готов отказаться от банальных средств выразительности: «В дерн — / по бабки — / летят копыта. / С мокрым чмоканьем — комья вверх! / Мчат залетные по избитой, / мятой шинами, / сталью рытой, / мать-земле — голубой траве... / Не беда, что земли не стало: / все бетон да бензинный чад. / Вон как плиты дробя металлом — / так, что пыль до небес мотало! — / мчатся лошади, / лихо мчат!» («В ночное»).
Поэт обращается к жанру баллады («Баллада о словах любви», 1989, «Баллада об утреннем зароке», 1989, «Баллада про гаданье, гаданье», 1989 и др.), демонстрируя склонность к использованию повествовательных, лиро-эпических форм стиха. Эта особенность его дарования ярко проявилась в поэмах (книга поэм «Большак», 1979; «Вертоград», «Яков Окладников», «Вечная дорога», 1983). Строй его поэм звучит возвышенно и державно, но в то же время несет в себе яркие черты мира сегодняшнего: «Покатилась зима, / словно вьюга по скользкому насту. / По утрам над мехбазой / клубился сиреневый чад. / Я входил в этот чад, / руки тискал, / подмаргивал: здравствуй! / И курил у ворот / под мазутную дробь пускача...» («Вечная дорога»).
Не останавливаясь на достигнутом, поэт ищет более масштабные формы. Так появляется широкое поэтическое полотно, тетралогия «Талан» (1985-88). Это не поэма, не роман в стихах, а скорее комбинация из различных поэтических текстов, синтетично и органично спаянных в единое полноформатное целое. И здесь находится место как для сугубо индивидуальных, интимных переживаний лирического героя, так и для отражения поступательного движения времени. Эти линии существуют в неразрывном диалектическом единстве, когда индивидуальное любовное чувство приобретает значение космической мистерии, а детали исторического прошлого звучат интимно, словно под сурдинку.
И.Шевелева, парадоксально назвавшая Устинова «русским Карлосом Кастанедой», утверждает: «Поэтически Валентин Устинов изначально пребывает в параллельных мирах, в живом русском единочувствии их. И ему ведома щель между мирами... Поэтически прекрасная сила творческих деяний...— тоже магическое знание. И в этом смысле его поэзия — "учение". Жизнь для поэта — вдохновенное движение пространств и веков, влекущая смертельная игра с судьбой...» (Шевелева И.- С.4-5).
В тексте тетралогии встречаются то детали детства и молодости героя, то разнообразные реминисценции (Джордано Бруно, Даниэль Дефо, лорд Байрон, «Пир» Платона), то элементы славянской мифологии и демонологии: берегини, купавны, русалки: «В ее тяжелых лядвиях, как мышь, / теснилось лоно — побуждая к ласкам... / Но в жестких завитках шуршал камыш / и скользко пахло рыбою и ряской. / Ее глаза еще текли в мои, / еще ресницы темный зов таили, / но два сомненья — два клыка змеи — / вошли в меня и душу раздвоили» («Талан»). Порой в стилистике Устинова угадываются следы разнообразных влияний (Ю.Кузнецов и др.), которые автор, впрочем, успешно преодолевал и находил самостоятельную дорогу.
Проза Устинова достаточно традиционно, верна сказовой манере, несколько иллюстративна, но в лучших произведениях (например, в повести «Сирти», посвященной таинственной истории из жизни заполярных моряков и их столкновении с северной наядой Сирти) ему удается найти как самостоятельное интонационное решение, так и глубинные мифологические мотивы: «Я сел на рундук, прислонился к металлу рубки. И увидел, что чудо продолжается. Молочная белизна на горизонте как бы редела, истончалась — и вдруг совсем исчезла, и мне в глаза ударили солнечные лучи. Да, глубокой ночью я увидел солнце. Незаходящее. Оно низко катилось над черными овалами дальних сопок, и на него можно было смотреть не моргая...». Мистическая история здесь мягко перекликается с лирическими эпизодами и даже производственным процессом — герои повести заняты нелегким рыбацким трудом.
Устинов обладает ярким изобразительным языком, ему удаются описания быта и людей Крайнего Севера, природы, он диалектично передает поэтику и трагизм тяжелого каждодневного труда северян. Устинов — лауреат премии СП СССР по поэзии (1987), премии им. А.Твардовского (1989); награжден орденом Знак Почета (1988), медалью в честь 850-летия Москвы (1997), медалью «Ветеран труда» (1998).
Живет в Москве.
Соч.:
Поэзия: Зеленая песня. Вологда, 1968;
Талан. Петрозаводск, 1971;
Живица. Вологда, 1971;
Путина. М.: Современник, 1974. (Новинки «Современника»);
Исполать. Петрозаводск, 1975;
Братчина. Петрозаводск, 1978;
Большак. М., 1979;
Ярило. М., 1980;
Вертоград. М., 1983. (Российская поэма);
Избранное. М., 1984;
Окликание звезд. М., 1984;
Талан. Трехкнижие. М., 1985;
Стихотворения. М., 1987. (Б-ка поэзии «Россия»);
Звездная вечеря. М., 1989;
Баллады для любимой. М., 1989;
Марево. М., 1998;
Сочинения. М., 1998.
Проза: Калена стрела венчала. М., 1988.
Лит.:
Андреев В. Вечное, как море, ремесло // Наш современник. 1975. №7. С.186-187;
Галимов М. День творенья... // Север. 1977. С.112-121;
Залещук В. Жизнь, любовь, борьба... // Октябрь. 1980. №7. С.220-223;
Фёдоров И. Пробиться сквозь страдания // Север. 1981. №5. С.124-128;
Иванов Ю. Движение к себе // Литературное обозрение. 1981. №12. С.50-52;
Винонен Р. Чувство пути. Над страницами современной поэзии. М., 1981. С.91-102;
Чупринин С. Крупным планом. М.: Советский писатель, 1983. С.234-240;
Шевелева И. Как рассказать чувство: Поэтический мир В.Устинова// Литературная учеба. 1983. №3. С.126-133;
Ильин Д. Мера поэзии — цельность // Литературная Россия. 1984. 19 окт. С.9;
Ивашкин В. Споря с собой // Литературное обозрение. 1985. №12. С.52-54;
Лысенко В. Обыкновенное в обычном;
Пикач А. Обычные необыкновенности // Литературная газета. 1987. №38;
Числов М. Лед и пламя. М.: Современник, 1987. С.131-138;
Шевелева И. Русский Карлос Кастанеда и дон Хуан в одном лице, или Окликающий звезды. М., 2000;
Бондаренко В. Дети 1937-го. М., 2001. С.463-483.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|