Устинов Валентин Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Устинов
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 20.03 Кто родился в этот год 1938 |
[20.3.1938, г.Луга Ленинградской обл.]
— поэт.
В 4 месяца потерял мать, оказался в детдоме. С 1952 в Ленинграде, учился в ремесленном училище,
работал на Балтийском судостроительном заводе, служил в армии, работал в многотиражной газете
«Балтиец» и в Василеостровском райкоме комсомола.
Настоящая литературная деятельность началась в 1965, когда Устинов становится собкором «Правды
Севера» и его стихи появляются на страницах многотиражек «Патриот Севера» и «Балтиец». Первой
серьезной публикацией стала большая поэтическая подборка в журнале «Звезда» (1967). Первая книга —
«Зеленая песня» (1968) вышла в Северо-Западном книжном издательстве (Петрозаводск).
С 1969 по 1977 Устинов — заведующий отделом журнала «Север».
Окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ им. А.А.Жданова в 1972 и Высшие
литературные курсы в 1979.
Член СП СССР с 1972.
С 1977 он живет в Москве.
Здесь Устинов становится сначала заместителем главного редактора журнала «Наш современник», затем
— секретарем Московской писательской организации и, наконец, возглавляет изд-во «Московский
писатель», а с 1998 возглавляет созданную им Академию поэзии. Ее целью Устинов считает сохранение и
развитие бытия поэтического слова в жизни современного общества. Для достижения этого вместе с
единомышленниками он ведет обширную издательскую программу, устраивает публичные выступления,
активно сотрудничает с общественными структурами.
Продолжая традицию русской корневой поэзии, связанную с именами Кольцова, Есенина, П.Васильева и
Рубцова, Устинов стремится отыскивать для своих стихотворных образов новые, свежие краски и
оттенки. Он не боится прозвучать неожиданно и готов отказаться от банальных средств
выразительности: «В дерн — / по бабки — / летят копыта. / С мокрым чмоканьем — комья вверх! / Мчат
залетные по избитой, / мятой шинами, / сталью рытой, / мать-земле — голубой траве... / Не беда, что
земли не стало: / все бетон да бензинный чад. / Вон как плиты дробя металлом — / так, что пыль до небес
мотало! — / мчатся лошади, / лихо мчат!» («В ночное»).
Поэт обращается к жанру баллады («Баллада о словах любви», 1989, «Баллада об утреннем зароке»,
1989, «Баллада про гаданье, гаданье», 1989 и др.), демонстрируя склонность к использованию
повествовательных, лиро-эпических форм стиха. Эта особенность его дарования ярко проявилась в
поэмах (книга поэм «Большак», 1979; «Вертоград», «Яков Окладников», «Вечная дорога», 1983). Строй его
поэм звучит возвышенно и державно, но в то же время несет в себе яркие черты мира сегодняшнего:
«Покатилась зима, / словно вьюга по скользкому насту. / По утрам над мехбазой / клубился сиреневый чад.
/ Я входил в этот чад, / руки тискал, / подмаргивал: здравствуй! / И курил у ворот / под мазутную дробь
пускача...» («Вечная дорога»).
Не останавливаясь на достигнутом, поэт ищет более масштабные формы. Так появляется широкое
поэтическое полотно, тетралогия «Талан» (1985-88). Это не поэма, не роман в стихах, а скорее комбинация
из различных поэтических текстов, синтетично и органично спаянных в единое полноформатное целое. И
здесь находится место как для сугубо индивидуальных, интимных переживаний лирического героя, так и
для отражения поступательного движения времени. Эти линии существуют в неразрывном
диалектическом единстве, когда индивидуальное любовное чувство приобретает значение космической
мистерии, а детали исторического прошлого звучат интимно, словно под сурдинку.
И.Шевелева, парадоксально назвавшая Устинова «русским Карлосом Кастанедой», утверждает:
«Поэтически Валентин Устинов изначально пребывает в параллельных мирах, в живом русском
единочувствии их. И ему ведома щель между мирами... Поэтически прекрасная сила творческих
деяний...— тоже магическое знание. И в этом смысле его поэзия — "учение". Жизнь для поэта —
вдохновенное движение пространств и веков, влекущая смертельная игра с судьбой...» (Шевелева И.-
С.4-5).
В тексте тетралогии встречаются то детали детства и молодости героя, то разнообразные реминисценции
(Джордано Бруно, Даниэль Дефо, лорд Байрон, «Пир» Платона), то элементы славянской мифологии и
демонологии: берегини, купавны, русалки: «В ее тяжелых лядвиях, как мышь, / теснилось лоно —
побуждая к ласкам... / Но в жестких завитках шуршал камыш / и скользко пахло рыбою и ряской. / Ее
глаза еще текли в мои, / еще ресницы темный зов таили, / но два сомненья — два клыка змеи — / вошли в
меня и душу раздвоили» («Талан»). Порой в стилистике Устинова угадываются следы разнообразных
влияний (Ю.Кузнецов и др.), которые автор, впрочем, успешно преодолевал и находил самостоятельную
дорогу.
Проза Устинова достаточно традиционно, верна сказовой манере, несколько иллюстративна, но в лучших
произведениях (например, в повести «Сирти», посвященной таинственной истории из жизни заполярных
моряков и их столкновении с северной наядой Сирти) ему удается найти как самостоятельное
интонационное решение, так и глубинные мифологические мотивы: «Я сел на рундук, прислонился к
металлу рубки. И увидел, что чудо продолжается. Молочная белизна на горизонте как бы редела,
истончалась — и вдруг совсем исчезла, и мне в глаза ударили солнечные лучи. Да, глубокой ночью я
увидел солнце. Незаходящее. Оно низко катилось над черными овалами дальних сопок, и на него можно
было смотреть не моргая...». Мистическая история здесь мягко перекликается с лирическими эпизодами и
даже производственным процессом — герои повести заняты нелегким рыбацким трудом.
Устинов обладает ярким изобразительным языком, ему удаются описания быта и людей Крайнего Севера,
природы, он диалектично передает поэтику и трагизм тяжелого каждодневного труда северян. Устинов
— лауреат премии СП СССР по поэзии (1987), премии им. А.Твардовского (1989); награжден орденом Знак
Почета (1988), медалью в честь 850-летия Москвы (1997), медалью «Ветеран труда» (1998).
Живет в Москве.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх