|
Гусев Владимир Иванович
[18.5.1937, г. Воронеж]
— прозаик, критик, публицист, поэт, эссеист.
Родился в семье преподавателей Воронежского государственного университета и
пединститута.
В 1954-59 учился на филологическом факультете ВГУ.
В 1959-61 работал литсотрудником в воронежской областной газеты «Молодой
коммунар».
В 1961-64 — аспирант кафедры теории литературы МГУ.
В 1965-66 — преподаватель теории литературы в ВГУ.
В 1966-70 — литконсультант правления СП СССР. Затем по приглашению В.Ф.Пименова
становится в 1970 преподавателем Литературного института им. М.Горького; в
настоящее время — профессор и заведующий кафедрой теории литературы и
литературной критики.
В 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы лирического героя и
стиля (Послевоенная советская поэзия: Твардовский, Луговской)» на
филологическом факультете МГУ. Докторская на тему «Стиль и авторская позиция
писателя» была защищена в ИМЛИ им. М.Горького (1982).
Литературой Гусев увлекся в 8 лет: писал дневник о природе; а в 12 лет решил
стать писателем. Первая публикация состоялась в 1955 в воронежской газете «За
научные кадры»: очерк «Без руля и ветрил».
В 1957 «Подъем» напечатал очерки Гусева «На целине. Из дневника студента».
С 1963 член СП СССР.
В 1965 в «Новом мире» А.Т.Твардовского появился рассказ Гусева «Рыбный день».
В 1967 издана первая книга — сборник критических статей «В середине века».
Через год выходит и проза Гусева: «Утро и день».
«Вот необычная, гибкая, обволакивающая, как туман, сырая и немного монотонная,
как долгий, несильный дождь, проза. Похожа на стихи, в ней скрыт ритм... Эта
проза — о душе»,— писал Ю.Трифонов в предисловии к повести Гусева «Жизнь.
Двенадцать месяцев» (Дружба народов. 1969. №1). Затем Гусев работает над
романами о С.Боливаре («Горизонты свободы») и М.Лунине («Легенда о синем
гусаре»).
В 1970-е выходит тетралогия Гусева «Спасское-Лутовиново», посвященная русской
интеллигенции. В ней ведется психологический анализ души современника. Главный
герой тетралогии Алексей Осенин испытывает острый душевный дискомфорт, пытается
осознать свою гражданскую и человеческую позицию. Обрести равновесие в ходе
нравственных исканий помогают русская природа и наследие отечественной
культуры.
Реалистическая манера Гусева эффектно оттеняется приемами современной прозы:
ритмизацией письма, «рваным» темпом повествования, ассоциативностью сюжетных
ходов, разнообразием интонационного рисунка.
Эпические мотивы в прозе Гусева интересны внешне замедленным развитием событий,
углубленностью в психологические состояния героев, тонкой нюансировкой их
переживаний. Классический подход к повествованию обогащается в прозе Гусева
достижениями новой литературы с учетом опыта Андрея Белого, М.Пруста,
Дж.Джойса, писателей-экзистенциалистов, представителей французского «нового»
романа. Фабульная размытость, характерная для лирической прозы вообще,
компенсируется напряженной энергетикой нравственно-психологического контекста.
Наряду с А.Прохановым, В.Орловым, В.Маканиным, В.Личутиным, А.Кимом и другими
Гусев стал одним из основателей прозы «сорокалетних», которые обратились к
изображению современной человеческой души, отойдя от стереотипов официального
соцреалистического канона. В его книгах видно поведение нашего соотечественника
позднего советского времени, человека, остро чувствующего тревогу предстоящих
политических перемен.
В 1990-е главное место в творчестве Гусева занимает «Дневник», новаторскую
природу которого отмечали многие: В.Винников в статье «Печать переходной эпохи»
(Завтра. 2002. №2) уловил ее в предельной откровенности и «почти абсолютной»
прозрачности, Л.Котюков в статье «Во тьме непрочтения» (День литературы. 1999.
№5) — в экзистенциальном осмыслении сегодняшнего «морока русского
быто-небытия».
Для прозы Гусев 1990-х характерны черты «новореалистического» мироощущения:
повествование строится на грани были и фантазии, герои часто узнаваемы и
персонифицированы, автор, повествователь, а подчас и герой воспринимаются как
одно реально существующее лицо. При этом ситуации и коллизии, выстраиваемые
писателем, подчеркнуто экзистенциальны, порой — брутальны, но эта тональность
не форсируется, не эпатирует, а подается в своей будничной, каждодневной
обыденности. Трагические мотивы в этих произведениях нередко переплетаются с
тонкими лирическими отступлениями, а также — мягким, ненавязчивым юмором (сб.
«С утра до утра»).
В романе Гусева «Последний огонь» (Московский вестник. 1994. №4-5) писатель
обращается к жанру фантастического повествования.
В 1990-е выходит несколько поэтических сборников Гусев (некоторые под
псевдонимом Георгий Косцов). Формальные изыски в них сочетаются с ярко
выраженным лирическим, автобиографическим началом; как поэт, Гусев склонен к
каламбурам, игре словом, эпиграммам. В то же время часто его стиль намеренно
отстранен: «Когда мороз не сильный / А ты одет тепло, / Ходи младой и стильный
/ И трезвый, как стекло. / Когда ж мороз позлее, / Ты ж не одет тепло, / Пей
водку, не болея, / И думай тяжело». Отношение критики к поэзии Гусева
неоднозначное; сам автор склонен называть эту ипостась своего творчества не
стихами, а «метрическим дневником».
Критическим и публицистическим выступлениям Гусева последних 10-15 лет присущ
повышенный политический, патриотический пафос (например, в газетных циклах
«Атмосфера»).
Гусев награжден орденом «Знак почета» и рядом медалей (в т.ч.— аргентинской).
Ему присуждены премия им. М.А.Шолохова Международного сообщества писательских
союзов (2001), премия Москвы (2001) и многих других. Произведения его
переводились на английский, французский, венгерский, польский, чешский,
эстонский, вьетнамский, лезгинский и другие языки.
С 1990 Гусев является председателем правления Московской городской организации
СП России. Член правления СП России. Главный редактор (с 1990) журнал
«Московский вестник». Живет в Москве.
Соч.:
Проза: Утро и день. М., 1968;
Горизонты свободы. М., 1972, 1980;
Год как день. Воронеж. 1973;
Огонь в синеве. М., 1973;
Легенда о синем гусаре. М., 1976, 1980, 1988;
Сказки и были зеленого моря. М, 1976;
Спасское-Лутовиново. М., 1979, 1990;
Душа года. М., 1980;
Высокая любовь. М., 1980;
Дни. М., 1986;
Огненный ветер Юга. М., 1988;
Визит по-нашему. М., 1996;
С утра до утра. М., 1999;
Взятие Казани: повести. М., 2003;
Без реки: роман. М., 2004.
Критика:
В середине века: теоретическая критика. М., 1967;
В предчувствии нового. М., 1974;
Современная советская проза и классическая традиция. М., 1979;
Высокая любовь. М., 1980; Память и стиль. М., 1981;
Испытание веком. М., 1982;
Герой и стиль. М., 1983;
Рождение стиля. М., 1984;
Искусство прозы: Статьи о главном. М., 1999.
Поэзия: Вехи. Талдом, 1995;
Зимняя весна. М., 2003. Дневники: Дневник-92. М., 1995;
Ямбы и отступления Дневник метрический / под псевдонимом Георгий Косцов. М.,
1995;
Дневник-93. М., 1999;
Год как день: Дневник метрический. 1996. М., 2000;
Дневник-91. М., 2003;
Начала и концы. М., 2004.
Лит.:
Котюков Л. Во тьме непрочтения // День литры. 1999. №5;
Бондаренко В. Дети 1937 года. М., 2001;
Минералов Ю. История русской литературы. 90-е годы XX века. М., 2002;
Винников В. Печать переходной эпохи // Завтра. 2002. №2;
Петушков В. Приглашенные на казнь? // Литературная Россия. 2002. №45;
Калитин П. Соблазн Серебряного века // Московский литератор. 2003. №12.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|