AZ-libr.ру

информационный портал





Гусев Владимир Иванович [18.05.1937]

Гусев Владимир Иванович
       [18.5.1937, г. Воронеж]
       — прозаик, критик, публицист, поэт, эссеист.
       Родился в семье преподавателей Воронежского государственного университета и пединститута.
       В 1954-59 учился на филологическом факультете ВГУ.
       В 1959-61 работал литсотрудником в воронежской областной газеты «Молодой коммунар».
       В 1961-64 — аспирант кафедры теории литературы МГУ.
       В 1965-66 — преподаватель теории литературы в ВГУ.
       В 1966-70 — литконсультант правления СП СССР. Затем по приглашению В.Ф.Пименова становится в 1970 преподавателем Литературного института им. М.Горького; в настоящее время — профессор и заведующий кафедрой теории литературы и литературной критики.
       В 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы лирического героя и стиля (Послевоенная советская поэзия: Твардовский, Луговской)» на филологическом факультете МГУ. Докторская на тему «Стиль и авторская позиция писателя» была защищена в ИМЛИ им. М.Горького (1982).
       Литературой Гусев увлекся в 8 лет: писал дневник о природе; а в 12 лет решил стать писателем. Первая публикация состоялась в 1955 в воронежской газете «За научные кадры»: очерк «Без руля и ветрил».
       В 1957 «Подъем» напечатал очерки Гусева «На целине. Из дневника студента».
       С 1963 член СП СССР.
       В 1965 в «Новом мире» А.Т.Твардовского появился рассказ Гусева «Рыбный день».
       В 1967 издана первая книга — сборник критических статей «В середине века». Через год выходит и проза Гусева: «Утро и день».
       «Вот необычная, гибкая, обволакивающая, как туман, сырая и немного монотонная, как долгий, несильный дождь, проза. Похожа на стихи, в ней скрыт ритм... Эта проза — о душе»,— писал Ю.Трифонов в предисловии к повести Гусева «Жизнь. Двенадцать месяцев» (Дружба народов. 1969. №1). Затем Гусев работает над романами о С.Боливаре («Горизонты свободы») и М.Лунине («Легенда о синем гусаре»).
       В 1970-е выходит тетралогия Гусева «Спасское-Лутовиново», посвященная русской интеллигенции. В ней ведется психологический анализ души современника. Главный герой тетралогии Алексей Осенин испытывает острый душевный дискомфорт, пытается осознать свою гражданскую и человеческую позицию. Обрести равновесие в ходе нравственных исканий помогают русская природа и наследие отечественной культуры.
       Реалистическая манера Гусева эффектно оттеняется приемами современной прозы: ритмизацией письма, «рваным» темпом повествования, ассоциативностью сюжетных ходов, разнообразием интонационного рисунка.
       Эпические мотивы в прозе Гусева интересны внешне замедленным развитием событий, углубленностью в психологические состояния героев, тонкой нюансировкой их переживаний. Классический подход к повествованию обогащается в прозе Гусева достижениями новой литературы с учетом опыта Андрея Белого, М.Пруста, Дж.Джойса, писателей-экзистенциалистов, представителей французского «нового» романа. Фабульная размытость, характерная для лирической прозы вообще, компенсируется напряженной энергетикой нравственно-психологического контекста.
       Наряду с А.Прохановым, В.Орловым, В.Маканиным, В.Личутиным, А.Кимом и другими Гусев стал одним из основателей прозы «сорокалетних», которые обратились к изображению современной человеческой души, отойдя от стереотипов официального соцреалистического канона. В его книгах видно поведение нашего соотечественника позднего советского времени, человека, остро чувствующего тревогу предстоящих политических перемен.
       В 1990-е главное место в творчестве Гусева занимает «Дневник», новаторскую природу которого отмечали многие: В.Винников в статье «Печать переходной эпохи» (Завтра. 2002. №2) уловил ее в предельной откровенности и «почти абсолютной» прозрачности, Л.Котюков в статье «Во тьме непрочтения» (День литературы. 1999. №5) — в экзистенциальном осмыслении сегодняшнего «морока русского быто-небытия».
       Для прозы Гусев 1990-х характерны черты «новореалистического» мироощущения: повествование строится на грани были и фантазии, герои часто узнаваемы и персонифицированы, автор, повествователь, а подчас и герой воспринимаются как одно реально существующее лицо. При этом ситуации и коллизии, выстраиваемые писателем, подчеркнуто экзистенциальны, порой — брутальны, но эта тональность не форсируется, не эпатирует, а подается в своей будничной, каждодневной обыденности. Трагические мотивы в этих произведениях нередко переплетаются с тонкими лирическими отступлениями, а также — мягким, ненавязчивым юмором (сб. «С утра до утра»).
       В романе Гусева «Последний огонь» (Московский вестник. 1994. №4-5) писатель обращается к жанру фантастического повествования.
       В 1990-е выходит несколько поэтических сборников Гусев (некоторые под псевдонимом Георгий Косцов). Формальные изыски в них сочетаются с ярко выраженным лирическим, автобиографическим началом; как поэт, Гусев склонен к каламбурам, игре словом, эпиграммам. В то же время часто его стиль намеренно отстранен: «Когда мороз не сильный / А ты одет тепло, / Ходи младой и стильный / И трезвый, как стекло. / Когда ж мороз позлее, / Ты ж не одет тепло, / Пей водку, не болея, / И думай тяжело». Отношение критики к поэзии Гусева неоднозначное; сам автор склонен называть эту ипостась своего творчества не стихами, а «метрическим дневником».
       Критическим и публицистическим выступлениям Гусева последних 10-15 лет присущ повышенный политический, патриотический пафос (например, в газетных циклах «Атмосфера»).
       Гусев награжден орденом «Знак почета» и рядом медалей (в т.ч.— аргентинской). Ему присуждены премия им. М.А.Шолохова Международного сообщества писательских союзов (2001), премия Москвы (2001) и многих других. Произведения его переводились на английский, французский, венгерский, польский, чешский, эстонский, вьетнамский, лезгинский и другие языки.
       С 1990 Гусев является председателем правления Московской городской организации СП России. Член правления СП России. Главный редактор (с 1990) журнал «Московский вестник». Живет в Москве.

Соч.:
       Проза: Утро и день. М., 1968;
       Горизонты свободы. М., 1972, 1980;
       Год как день. Воронеж. 1973;
       Огонь в синеве. М., 1973;
       Легенда о синем гусаре. М., 1976, 1980, 1988;
       Сказки и были зеленого моря. М, 1976;
       Спасское-Лутовиново. М., 1979, 1990;
       Душа года. М., 1980;
       Высокая любовь. М., 1980;
       Дни. М., 1986;
       Огненный ветер Юга. М., 1988;
       Визит по-нашему. М., 1996;
       С утра до утра. М., 1999;
       Взятие Казани: повести. М., 2003;
       Без реки: роман. М., 2004.

Критика:
       В середине века: теоретическая критика. М., 1967;
       В предчувствии нового. М., 1974;
       Современная советская проза и классическая традиция. М., 1979;
       Высокая любовь. М., 1980; Память и стиль. М., 1981;
       Испытание веком. М., 1982;
       Герой и стиль. М., 1983;
       Рождение стиля. М., 1984;
       Искусство прозы: Статьи о главном. М., 1999.
       Поэзия: Вехи. Талдом, 1995;
       Зимняя весна. М., 2003. Дневники: Дневник-92. М., 1995;
       Ямбы и отступления Дневник метрический / под псевдонимом Георгий Косцов. М., 1995;
       Дневник-93. М., 1999;
       Год как день: Дневник метрический. 1996. М., 2000;
       Дневник-91. М., 2003;
       Начала и концы. М., 2004.

Лит.:
       Котюков Л. Во тьме непрочтения // День литры. 1999. №5;
       Бондаренко В. Дети 1937 года. М., 2001;
       Минералов Ю. История русской литературы. 90-е годы XX века. М., 2002;
       Винников В. Печать переходной эпохи // Завтра. 2002. №2;
       Петушков В. Приглашенные на казнь? // Литературная Россия. 2002. №45;
       Калитин П. Соблазн Серебряного века // Московский литератор. 2003. №12.

С.М.Казначеев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:25 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"