Гусев Владимир Иванович
|
Другие персоны с фамилией Гусев
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 18.05 Кто родился в этот год 1937 |
[18.5.1937, г. Воронеж]
— прозаик, критик, публицист, поэт, эссеист.
Родился в семье преподавателей Воронежского государственного университета и
пединститута.
В 1954-59 учился на филологическом факультете ВГУ.
В 1959-61 работал литсотрудником в воронежской областной газеты «Молодой
коммунар».
В 1961-64 — аспирант кафедры теории литературы МГУ.
В 1965-66 — преподаватель теории литературы в ВГУ.
В 1966-70 — литконсультант правления СП СССР. Затем по приглашению В.Ф.Пименова
становится в 1970 преподавателем Литературного института им. М.Горького; в
настоящее время — профессор и заведующий кафедрой теории литературы и
литературной критики.
В 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы лирического героя и
стиля (Послевоенная советская поэзия: Твардовский, Луговской)» на
филологическом факультете МГУ. Докторская на тему «Стиль и авторская позиция
писателя» была защищена в ИМЛИ им. М.Горького (1982).
Литературой Гусев увлекся в 8 лет: писал дневник о природе; а в 12 лет решил
стать писателем. Первая публикация состоялась в 1955 в воронежской газете «За
научные кадры»: очерк «Без руля и ветрил».
В 1957 «Подъем» напечатал очерки Гусева «На целине. Из дневника студента».
С 1963 член СП СССР.
В 1965 в «Новом мире» А.Т.Твардовского появился рассказ Гусева «Рыбный день».
В 1967 издана первая книга — сборник критических статей «В середине века».
Через год выходит и проза Гусева: «Утро и день».
«Вот необычная, гибкая, обволакивающая, как туман, сырая и немного монотонная,
как долгий, несильный дождь, проза. Похожа на стихи, в ней скрыт ритм... Эта
проза — о душе»,— писал Ю.Трифонов в предисловии к повести Гусева «Жизнь.
Двенадцать месяцев» (Дружба народов. 1969. №1). Затем Гусев работает над
романами о С.Боливаре («Горизонты свободы») и М.Лунине («Легенда о синем
гусаре»).
В 1970-е выходит тетралогия Гусева «Спасское-Лутовиново», посвященная русской
интеллигенции. В ней ведется психологический анализ души современника. Главный
герой тетралогии Алексей Осенин испытывает острый душевный дискомфорт, пытается
осознать свою гражданскую и человеческую позицию. Обрести равновесие в ходе
нравственных исканий помогают русская природа и наследие отечественной
культуры.
Реалистическая манера Гусева эффектно оттеняется приемами современной прозы:
ритмизацией письма, «рваным» темпом повествования, ассоциативностью сюжетных
ходов, разнообразием интонационного рисунка.
Эпические мотивы в прозе Гусева интересны внешне замедленным развитием событий,
углубленностью в психологические состояния героев, тонкой нюансировкой их
переживаний. Классический подход к повествованию обогащается в прозе Гусева
достижениями новой литературы с учетом опыта Андрея Белого, М.Пруста,
Дж.Джойса, писателей-экзистенциалистов, представителей французского «нового»
романа. Фабульная размытость, характерная для лирической прозы вообще,
компенсируется напряженной энергетикой нравственно-психологического контекста.
Наряду с А.Прохановым, В.Орловым, В.Маканиным, В.Личутиным, А.Кимом и другими
Гусев стал одним из основателей прозы «сорокалетних», которые обратились к
изображению современной человеческой души, отойдя от стереотипов официального
соцреалистического канона. В его книгах видно поведение нашего соотечественника
позднего советского времени, человека, остро чувствующего тревогу предстоящих
политических перемен.
В 1990-е главное место в творчестве Гусева занимает «Дневник», новаторскую
природу которого отмечали многие: В.Винников в статье «Печать переходной эпохи»
(Завтра. 2002. №2) уловил ее в предельной откровенности и «почти абсолютной»
прозрачности, Л.Котюков в статье «Во тьме непрочтения» (День литературы. 1999.
№5) — в экзистенциальном осмыслении сегодняшнего «морока русского
быто-небытия».
Для прозы Гусев 1990-х характерны черты «новореалистического» мироощущения:
повествование строится на грани были и фантазии, герои часто узнаваемы и
персонифицированы, автор, повествователь, а подчас и герой воспринимаются как
одно реально существующее лицо. При этом ситуации и коллизии, выстраиваемые
писателем, подчеркнуто экзистенциальны, порой — брутальны, но эта тональность
не форсируется, не эпатирует, а подается в своей будничной, каждодневной
обыденности. Трагические мотивы в этих произведениях нередко переплетаются с
тонкими лирическими отступлениями, а также — мягким, ненавязчивым юмором (сб.
«С утра до утра»).
В романе Гусева «Последний огонь» (Московский вестник. 1994. №4-5) писатель
обращается к жанру фантастического повествования.
В 1990-е выходит несколько поэтических сборников Гусев (некоторые под
псевдонимом Георгий Косцов). Формальные изыски в них сочетаются с ярко
выраженным лирическим, автобиографическим началом; как поэт, Гусев склонен к
каламбурам, игре словом, эпиграммам. В то же время часто его стиль намеренно
отстранен: «Когда мороз не сильный / А ты одет тепло, / Ходи младой и стильный
/ И трезвый, как стекло. / Когда ж мороз позлее, / Ты ж не одет тепло, / Пей
водку, не болея, / И думай тяжело». Отношение критики к поэзии Гусева
неоднозначное; сам автор склонен называть эту ипостась своего творчества не
стихами, а «метрическим дневником».
Критическим и публицистическим выступлениям Гусева последних 10-15 лет присущ
повышенный политический, патриотический пафос (например, в газетных циклах
«Атмосфера»).
Гусев награжден орденом «Знак почета» и рядом медалей (в т.ч.— аргентинской).
Ему присуждены премия им. М.А.Шолохова Международного сообщества писательских
союзов (2001), премия Москвы (2001) и многих других. Произведения его
переводились на английский, французский, венгерский, польский, чешский,
эстонский, вьетнамский, лезгинский и другие языки.
С 1990 Гусев является председателем правления Московской городской организации
СП России. Член правления СП России. Главный редактор (с 1990) журнал
«Московский вестник». Живет в Москве.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх