|
Паламарчук Пётр Георгиевич
[20.12.1955, Москва — 14.2.1998, Москва]
— прозаик, публицист, историк.
Родился в семье военного моряка; дед по отцу — малороссийский литератор, писавший под псевдонимом М.Чечель; дед по матери — маршал П.И.Кошевой, дважды Герой Советского Союза, родословная которого восходит к кошевым атаманам Запорожской Сечи. Окончив в 1978 Институт международных отношений, Паламарчук 11 лет работал в Институте государства и права Академии наук. Защитил кандидатскую диссертацию об исторических правах России на Арктику, выпустил монографию «Ядерный экспорт: международно-правовое регулирование» (1988).
В 1990 стал членом правления СП РСФСР.
С 1990 по 1994 — заведующий исторической редакцией издательства московских писателей «Столица».
С 1995 — ведущий рубрики «Русское зарубежье» журнала «Родина».
Начал писать в юности. Христианское «инакомыслие», обретенное уже в юности, в СССР не допускалось, и Паламарчук ряд своих работ опубликовал под псевдонимами (В.Денисов, В.Д.Носов и др.) за рубежом — в журнале «Вестник Русского христианского движения», «Континент» (оба — Париж), «Вече» (Франкфурт-на-Майне), «Посев» (Мюнхен), «Русское Возрождение» (Нью-Йорк, Москва, Париж), в газете «Русская мысль» (Париж), «Наша страна» (Буэнос-Айрес), «Единение» (Австралия). За подписью «Носов В.Д.» издал в Лондоне художественное исследование «Ключ к Гоголю» (1985), раскрывающее религиозное мировоззрение писателя.
За подписью Семён Звонарев выпустил 4-томник «Сорок сороков. Иллюстрированная история всех московских церквей» (Париж, 1988-90). Каждую историческую справку Паламарчук снабдил подробным перечнем печатных и архивных источников и фотоснимками. 2-е изд. труда вышло в перераб. и дополнительном виде под настоящим именем автора (М., 1992-96). Уникальный справочник стал живым путеводителем по московским святыням, а также практическим руководством к их восстановлению.
Почти одновременно выступил на родине в качестве литературоведа и историка, публикатора и комментатора русской классики — Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, Н.В.Гоголя. Дебютировал в Москве биографической повестью «Един Державин» (Литературная учеба. 1982. №4) с искусной стилизацией под русскую речь XVIII в. Размышляя о тайнах жизни и смерти, опираясь на творчество поэта, Паламарчук по-новому прочитал и осмыслил его образ, представил Державина крепким в патриотических убеждениях, отстаивающим самобытные устои народной жизни.
В 1986 повесть удостоена всесоюзной премии «за лучшую первую книгу молодого писателя».
В 1989 Паламарчук напечатал очерк-исследование «Александр Солженицын: Путеводитель» (Кубань. 1989. №2-5) — первый обстоятельный критико-биографический обзор творчества еще не публикуемого в России писателя-изгнанника (отдельным изданием М., 1991).
Паламарчук вошел в русскую литературу оригинальными и зрелыми произведениями, уверенно заявив о себе как о писателе глубоко православном. Большая часть литературного наследия Паламарчука — беспрецедентная попытка создать средствами художественного слова некий всеобъемлющий путеводитель по отечественной истории. В ее реализации соединились объективность летописца, ученость агиографа и талант сказителя. Паламарчук прекрасно знает легенды и поверья, былины и были родной страны — от повествований Нестора-летописца и сказаний о граде Китеже до секретных циркуляров КГБ.
Историко-художественного «сказания» Паламарчука — «Чисто поле. Тринадцать современных сказаний» (1987), романы «Ивановская горка» (1989), «Векопись Софийского собора Кременца-на-Славе за тысячу лет» (1991), повесть «Козацкие могилы» (1990), «Хроники смутного времени» (1993) — представляют собой обширные исторические полотна, где перекрещиваются прошлое и настоящее трех частей Руси — Великой, Малой и Белой. «Сказания» — принципиально важные «опыты», возобновляющие традиции отечественного летописания на новом витке исторической спирали. Развитие сюжета здесь нередко отходит на задний план, уступая место религиозным, историческим, философским размышлениям и духовным медитациям.
В книге «Москва или Третий Рим?: 18 очерков о русской истории и словесности» (1991) поставлен важнейший вопрос отечественной истории — самобытны ли наши духовность и государственность или они продолжают традиции язычества и иудаизма? Паламарчук отвечает с позиций просвещенного патриотизма, не замалчивая острых и дискуссионных проблем. Необычайна широта тематического охвата его произведений: от жизнеописаний русских святых, сказаний о чудотворных иконах и основании монастырей до очерков о восшествии на престол Анны Иоанновны, от рассказа о первой российской поэтессе (императрице Елизавете) и писателях прошлого века до корифеев XX в.— А.Ремизова, В.Набокова, А.Солженицына (с Солженицыным Паламарчука роднит не только стремление к решению «вечных вопросов», но и пытливая тяга исторического правдоискательства). Для Паламарчука свойственно осмысление современных событий в контексте не 70-летней, а 1000-летней истории страны.
Удачное обретение нового жанра, сочетающего беллетристику и отечественное летописание, нашло наиболее полное воплощение в книге «Хроники смутного времени». 1-я ч. — «От преддверия коммунизма до 1000-летия Крещения Руси: Новый Московский летописец» (1-я публ. в журнале «Вече». 1989-90. №36-38) — «хроника событий, определивших переход из «преддверия коммунизма» ко «2-му тысячелетию русского православия» (1979-88). 2-я часть — роман о чудесах Богоматери «Золотой оклад, или Живые души», в самом названии которого чувствуется перекличка и полемика с Н.Гоголем — любимым писателем Паламарчук (и кстати, земляком по малороссийскому происхождению).
Несомненной удачей Паламарчук является тщательно выписанный в романе «Нет. Да» (Москва. 1995. №8-9) образ митрополита Иоанна Максимовича, нового святого Русского зарубежья. Он проступает, как изображение на плащанице — подлинный подвижник, который в отличие от простого смертного обладает не биографией, а житием. Образу подвижника сопутствует драматическая история Белого движения и русской эмиграции 1920-х, открываемая сознанием нашего современника — второго героя романа.
Особенность исторической прозы Паламарчука — ведение двух (или более) линий повествования, основанных на контрастах и с использованием чрезвычайного множества исторических источников, рукописей и архивных документов. Обилие отступлений нередко превращает сюжет в подобие лабиринта; вставные новеллы следуют одна за другой, перемежаясь потоком воспоминаний. Фабула развивается не столько в параллельных, сколько в смежных мирах, но даже параллельные прямые у Паламарчука сходятся, например в эпилоге — за гранью посюстороннего мира. Лексическое богатство, ассоциативность образов, виртуозное владение словом очевидны, а стилизации (писатель хорошо освоил стилистические особенности книжной, фольклорной, разговорной, простонародной речи разных эпох и приемы самых различных литературных школ) эффектны. О тщательности, с какой Паламарчук строит свои произведения, можно сказать словами В.Розанова: «Всюду мера, число, отвес». Отсюда нарочитый схематизм, умелое использование тезиса и антитезиса, варьирование мысли как художественный прием.
Новаторские тенденции позволили Паламарчуку эволюционировать от беллетристики к своеобычному метафизическому жанру — симбиозу филологии, истории и психологии, примером чего является повесть «Алфавит и океан. Краегранесие конца и начал» (1997). Повесть стройна по замыслу; в ней все глубоко символично и осмысленно. Ее герой, в котором угадывается сам автор, решает переписать истрепанную телефонную книжку — «сей путеводитель по телефонному свету». В процессе перезаписи, когда стираются условные грани между живущими и умершими, повествование переключается в другой регистр, а справочник трансформируется в путеводитель по иной реальности. Перед внутренним оком оживает икона Страшного суда — и у читателя должно открыться духовное зрение. Здесь аккумулированию народная мудрость о четырех досках и аршине земли и евангельская мудрость о «едином на потребу»; реальность переходит в мистику — как это случается в творчестве художников-визионеров.
С 1997 и до своей кончины Паламарчук — постоянный автор журнала «Купель», где талантливо проявил себя как детский автор, опубликовав очерки о святынях и святых православия, исполненные тонкого лиризма.
За особый творческий вклад в духовное возрождение России и несомненные заслуги перед Русской православной церковью Паламарчук в 1997 удостоен Макариевской премии. Многоликое и многожанровое творчество Паламарчук, крепко связанное с русской историей и православием, устремлено к постижению современности, исходя из прошлого, воспринимаемого как целостный 10-вековый период развития нации.
Общительный, остроумный, доброжелательный ко всем, кто стоит за созидание нашей духовной культуры,— таким навсегда запомнился Паламарчук, подвижник русского слова и деятельный патриот.
Соч.:
Денисов В. Выбор истории // Континент. 1983. №38;
Отечество в опасности! // Русская мысль. 1983. 10 февр.;
Денисов В. Краденый Бог // Континент. 1986. №48-49;
Краденый Бог // Литературная учеба. 1988. №5;
Тридцать тысяч или три тьмы // Дни этого года: сб. М., 1986;
Два моих сказания. М., 1987;
Ивановская горка: Роман о Московском холме. М., 1989;
[Будущее России в соборности]: интервью // Посев. 1990. №4;
Театр Вл.Набокова // Дон. 1990. №7;
Щит веры и меч духа // Родина. 1990. №8;
Козацкие могилы: Повесть, сказания, художественные исследования. М., 1990;
Москва или Третий Рим? М., 1991;
Пламенная любовь // Вече. 1993. №49;
Крестный путь Русской армии генерала Врангеля: Из семейного архива Апраксиных-Котляревских. Рыбинск, 1996;
Наследник Российского престола или...: [сб.]. М., 1997;
Клоака Максима, она же Четвертый Рим // Юность. 1997. №12;
Бар-град и святитель Николай // Купель. 1999;
Свиток: сб. прозы. М., 2000.
Лит.:
Библиография // Паламарчук П. Свиток. М., 2000. С.630-638;
Карпец В. Возвращение памяти // Москва. 1986. №6;
Михайлов О. Уроки Петра Паламарчука // Литературная учеба. 1988. №5;
Кожинов В. О широте мерной и безмерной // Паламарчук П. Ивановская горка. М., 1989;
Назаров М. О книгах Петра Паламарчука // Грани. 1991. №162;
Переяслов Н. Средо-крестная точка духовности // Москва. 1992. №7-8;
Никитин В. Восьмерка по горизонтали // Независимая газета. 1997.20 нояб.;
Личное дело Петра Паламарчука // Юность. 1997. №12. С.9—11;
Горянин А. Влюбленный в свою страну // Грани. 1998. №185;
Стрижев А., Никитин В. Свиток судьбы. Пётр Георгиевич Паламарчук // Паламарчук П. Свиток. М., 2000. С.3-8.
В.А.Никитин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|