Паламарчук Пётр Георгиевич
|
Другие персоны с фамилией Паламарчук
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 20.12 Кто родился в этот год 1955 |
[20.12.1955, Москва — 14.2.1998, Москва]
— прозаик, публицист, историк.
Родился в семье военного моряка; дед по отцу — малороссийский литератор, писавший под псевдонимом
М.Чечель; дед по матери — маршал П.И.Кошевой, дважды Герой Советского Союза, родословная которого
восходит к кошевым атаманам Запорожской Сечи. Окончив в 1978 Институт международных отношений,
Паламарчук 11 лет работал в Институте государства и права Академии наук. Защитил кандидатскую
диссертацию об исторических правах России на Арктику, выпустил монографию «Ядерный экспорт:
международно-правовое регулирование» (1988).
В 1990 стал членом правления СП РСФСР.
С 1990 по 1994 — заведующий исторической редакцией издательства московских писателей «Столица».
С 1995 — ведущий рубрики «Русское зарубежье» журнала «Родина».
Начал писать в юности. Христианское «инакомыслие», обретенное уже в юности, в СССР не допускалось, и
Паламарчук ряд своих работ опубликовал под псевдонимами (В.Денисов, В.Д.Носов и др.) за рубежом — в
журнале «Вестник Русского христианского движения», «Континент» (оба — Париж), «Вече»
(Франкфурт-на-Майне), «Посев» (Мюнхен), «Русское Возрождение» (Нью-Йорк, Москва, Париж), в газете
«Русская мысль» (Париж), «Наша страна» (Буэнос-Айрес), «Единение» (Австралия). За подписью «Носов
В.Д.» издал в Лондоне художественное исследование «Ключ к Гоголю» (1985), раскрывающее
религиозное мировоззрение писателя.
За подписью Семён Звонарев выпустил 4-томник «Сорок сороков. Иллюстрированная история всех
московских церквей» (Париж, 1988-90). Каждую историческую справку Паламарчук снабдил подробным
перечнем печатных и архивных источников и фотоснимками. 2-е изд. труда вышло в перераб. и
дополнительном виде под настоящим именем автора (М., 1992-96). Уникальный справочник стал живым
путеводителем по московским святыням, а также практическим руководством к их восстановлению.
Почти одновременно выступил на родине в качестве литературоведа и историка, публикатора и
комментатора русской классики — Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, Н.В.Гоголя. Дебютировал в Москве
биографической повестью «Един Державин» (Литературная учеба. 1982. №4) с искусной стилизацией под
русскую речь XVIII в. Размышляя о тайнах жизни и смерти, опираясь на творчество поэта, Паламарчук
по-новому прочитал и осмыслил его образ, представил Державина крепким в патриотических убеждениях,
отстаивающим самобытные устои народной жизни.
В 1986 повесть удостоена всесоюзной премии «за лучшую первую книгу молодого писателя».
В 1989 Паламарчук напечатал очерк-исследование «Александр Солженицын: Путеводитель» (Кубань.
1989. №2-5) — первый обстоятельный критико-биографический обзор творчества еще не публикуемого в
России писателя-изгнанника (отдельным изданием М., 1991).
Паламарчук вошел в русскую литературу оригинальными и зрелыми произведениями, уверенно заявив о
себе как о писателе глубоко православном. Большая часть литературного наследия Паламарчука —
беспрецедентная попытка создать средствами художественного слова некий всеобъемлющий
путеводитель по отечественной истории. В ее реализации соединились объективность летописца,
ученость агиографа и талант сказителя. Паламарчук прекрасно знает легенды и поверья, былины и были
родной страны — от повествований Нестора-летописца и сказаний о граде Китеже до секретных
циркуляров КГБ.
Историко-художественного «сказания» Паламарчука — «Чисто поле. Тринадцать современных сказаний»
(1987), романы «Ивановская горка» (1989), «Векопись Софийского собора Кременца-на-Славе за тысячу
лет» (1991), повесть «Козацкие могилы» (1990), «Хроники смутного времени» (1993) — представляют
собой обширные исторические полотна, где перекрещиваются прошлое и настоящее трех частей Руси —
Великой, Малой и Белой. «Сказания» — принципиально важные «опыты», возобновляющие традиции
отечественного летописания на новом витке исторической спирали. Развитие сюжета здесь нередко
отходит на задний план, уступая место религиозным, историческим, философским размышлениям и
духовным медитациям.
В книге «Москва или Третий Рим?: 18 очерков о русской истории и словесности» (1991) поставлен
важнейший вопрос отечественной истории — самобытны ли наши духовность и государственность или они
продолжают традиции язычества и иудаизма? Паламарчук отвечает с позиций просвещенного
патриотизма, не замалчивая острых и дискуссионных проблем. Необычайна широта тематического охвата
его произведений: от жизнеописаний русских святых, сказаний о чудотворных иконах и основании
монастырей до очерков о восшествии на престол Анны Иоанновны, от рассказа о первой российской
поэтессе (императрице Елизавете) и писателях прошлого века до корифеев XX в.— А.Ремизова,
В.Набокова, А.Солженицына (с Солженицыным Паламарчука роднит не только стремление к решению
«вечных вопросов», но и пытливая тяга исторического правдоискательства). Для Паламарчука
свойственно осмысление современных событий в контексте не 70-летней, а 1000-летней истории страны.
Удачное обретение нового жанра, сочетающего беллетристику и отечественное летописание, нашло
наиболее полное воплощение в книге «Хроники смутного времени». 1-я ч. — «От преддверия коммунизма
до 1000-летия Крещения Руси: Новый Московский летописец» (1-я публ. в журнале «Вече». 1989-90.
№36-38) — «хроника событий, определивших переход из «преддверия коммунизма» ко «2-му тысячелетию
русского православия» (1979-88). 2-я часть — роман о чудесах Богоматери «Золотой оклад, или Живые
души», в самом названии которого чувствуется перекличка и полемика с Н.Гоголем — любимым писателем
Паламарчук (и кстати, земляком по малороссийскому происхождению).
Несомненной удачей Паламарчук является тщательно выписанный в романе «Нет. Да» (Москва. 1995.
№8-9) образ митрополита Иоанна Максимовича, нового святого Русского зарубежья. Он проступает, как
изображение на плащанице — подлинный подвижник, который в отличие от простого смертного обладает
не биографией, а житием. Образу подвижника сопутствует драматическая история Белого движения и
русской эмиграции 1920-х, открываемая сознанием нашего современника — второго героя романа.
Особенность исторической прозы Паламарчука — ведение двух (или более) линий повествования,
основанных на контрастах и с использованием чрезвычайного множества исторических источников,
рукописей и архивных документов. Обилие отступлений нередко превращает сюжет в подобие лабиринта;
вставные новеллы следуют одна за другой, перемежаясь потоком воспоминаний. Фабула развивается не
столько в параллельных, сколько в смежных мирах, но даже параллельные прямые у Паламарчука
сходятся, например в эпилоге — за гранью посюстороннего мира. Лексическое богатство, ассоциативность
образов, виртуозное владение словом очевидны, а стилизации (писатель хорошо освоил стилистические
особенности книжной, фольклорной, разговорной, простонародной речи разных эпох и приемы самых
различных литературных школ) эффектны. О тщательности, с какой Паламарчук строит свои
произведения, можно сказать словами В.Розанова: «Всюду мера, число, отвес». Отсюда нарочитый
схематизм, умелое использование тезиса и антитезиса, варьирование мысли как художественный прием.
Новаторские тенденции позволили Паламарчуку эволюционировать от беллетристики к своеобычному
метафизическому жанру — симбиозу филологии, истории и психологии, примером чего является повесть
«Алфавит и океан. Краегранесие конца и начал» (1997). Повесть стройна по замыслу; в ней все глубоко
символично и осмысленно. Ее герой, в котором угадывается сам автор, решает переписать истрепанную
телефонную книжку — «сей путеводитель по телефонному свету». В процессе перезаписи, когда
стираются условные грани между живущими и умершими, повествование переключается в другой регистр,
а справочник трансформируется в путеводитель по иной реальности. Перед внутренним оком оживает
икона Страшного суда — и у читателя должно открыться духовное зрение. Здесь аккумулированию
народная мудрость о четырех досках и аршине земли и евангельская мудрость о «едином на потребу»;
реальность переходит в мистику — как это случается в творчестве художников-визионеров.
С 1997 и до своей кончины Паламарчук — постоянный автор журнала «Купель», где талантливо проявил
себя как детский автор, опубликовав очерки о святынях и святых православия, исполненные тонкого
лиризма.
За особый творческий вклад в духовное возрождение России и несомненные заслуги перед Русской
православной церковью Паламарчук в 1997 удостоен Макариевской премии. Многоликое и многожанровое
творчество Паламарчук, крепко связанное с русской историей и православием, устремлено к постижению
современности, исходя из прошлого, воспринимаемого как целостный 10-вековый период развития нации.
Общительный, остроумный, доброжелательный ко всем, кто стоит за созидание нашей духовной
культуры,— таким навсегда запомнился Паламарчук, подвижник русского слова и деятельный патриот.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх