|
Вознесенская (Вознесенская-Окулова, урожденная Тараповская) Юлия
Николаевна
[14.9.1940, Ленинград]
— поэтесса, прозаик.
Мать — врач. Отец — военный инженер-строитель. В младенчестве Вознесенская
пережила начало блокады Ленинграда.
В 1945-49 проживала в Германии, где ее отец восстанавливал военные аэродромы.
Училась 1 год в медучилище, затем окончила 1 курс театроведческого факультета
ЛГИТМИК им. Н.Черкасова.
Начинала как поэтесса. Ранние стихи и первая публикация в газете «Смена» в 1964
вызвали одобрение известной переводчицы и поэтессы Т.Г.Гнедич, литературное
объединение которой Вознесенская посещала. Активно участвовала в неофициальной
культурной жизни Ленинграда. На квартире Вознесенской проходили художественные
выставки, концерты бардов, чтения стихов и лекций по философии и истории.
Вознесенская — составитель нескольких сборников самиздата, в т.ч.
«Вторжение-68», о вводе советских войск в Чехословакию.
В 1974-75 Вознесенская входила в редколлегию поэтического сборника «Лепта», в
который были включены более чем 500 стихотворений 32 «неофициальных» поэтов
Ленинграда. Сборник был отклонен в Ленинградском отделении издательства
«Советский писатель», и в 1976 Вознесенская выступила соредактором
машинописного журнала «Часы».
В том же 1976 Вознесенская принимала участие в акциях протеста против разгона
художественной выставки у Петропавловской крепости и работала над проектом
альм, поэзии и графики «Мера времени» (проект опубликован в журнале «Посев».
1977. №3). Летом была арестована по делу художников Юлия Рыбакова и Олега
Волкова, затем освобождена. После отказа «добровольно» выехать в Израиль
Вознесенская была вновь арестована 21 дек. 1976 и осуждена на 4 года ссылки по
статье 190.1 УК СССР («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих
советское государство и общественный строй»). На суде Вознесенская заявила:
«...я отвечаю за то, что каждое слово, вышедшее из-под моего пера — правда,
одна только правда и только правда. Главный мой свидетель — Бог. Он мой главный
защитник. И я вручаю свою судьбу не в руки суда, а в Его руки» (Антология...
1986. С. 422).
За побег из Воркуты в Ленинград приговорена 29 июля 1977 к 2 годам лагерей.
И в тюрьме, и в ссылке, и в лагерях Иркутской обл. Вознесенская писала стихи,
опубликованные в самиздате (Часы. 1978. №10; Голос. 1978. №2,6) и зарубежных
журналах (Грани. Мюнхен; Франкфурт-на-Майне. 1978. № 108; 1979. №111-112;
Третья волна. Монжерон. Франция. 1979. №6; Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк. 1979.
№128), а также автобиографические очерки «Записки из рукава» (Поиски.
Лонг-Айленд Сити. США. 1979. №1) и повесть «Ромашка белая», законченную и
опубликованную позднее в эмиграции (Поиски. 1982. №4; 1983. №5-6).
Наряду с главными мотивами «тюремных» стихотворений Вознесенской (разлука с
близкими, одиночество, тоска и любовь к творчеству) звучит также тема
христианского смирения, любви к Всевышнему: «Черных вишенок горстка, / словно
яд на устах. / Тяжелей перекрестка / не бывает креста. / Поручи меня Богу — /
без Него не снести! / Ты меня на дорогу / перекрести» («Полюбил ты
разлуку...»). Поэтесса обращается к Богу: «Я не прошу: "На волю отпусти!", / но
дай Ты мне друзей услышать снова. / Господь, Господь! Пошли хотя бы слово! /
Рифмованное, Господи прости» («Записка Господу Богу»). В камере-одиночке
ленинградской тюрьмы «Кресты», «где день и ночь горит кромешный свет»,
лирическая героиня Вознесенской держит в ладони нательный крестик и, обращаясь
к нему, исповедует истинность своей веры: «В который раз друг друга мы спасаем;
/ здесь ты один — и совесть, и совет. / Да будет же твой свет неугасаем, / да
сгинет здешний негасимый свет!» («Не одиночество, но просто — одиночка. ..»).
Б.Иванов заметил: «О них невозможно говорить как о стихах "гражданских": в
своих мистических порывах автор достигает того состояния свободы, которого не
может дать никакой закон» (Самиздат Ленинграда. 2003. С.576).
В автобиографических очерках «Записки из рукава» (о предварительном заключении
и ссылке) Вознесенская приводит свои разговоры с другом по ссылке о вере и
смысле страдания, упоминает о наставлениях священника. Лейтмотивом этого
произведения могут быть слова Вознесенской: «и научусь не выживать, но жить». В
повести «Ромашка белая», рассказывающей об этапе в лагерь, Вознесенская
напишет: «Тюрьма весьма располагает к заразным заболеваниям души. Я решила не
подпускать тюрьму слишком близко к себе, создать вокруг себя свою "зону" с
оградами, "запретками" и "часовыми", чтобы никакое безобразие не смело
подползти ко мне... Я знала, что мое главное спасение — творчество... Я
собиралась в тюрьму, как в творческую командировку». (Поиски. 1983. №5-6.
С.316-317). Творчество, Церковь и Бог в художественном сознании Вознесенской.
1970-х существуют независимо друг от друга, но она называет Евангелие
единственной уместной в тюрьме книгой. И уже тогда раскрывается органическая
способность автора жалеть людей и ненавидеть грех. «Пожалуй, основным качеством
Юлии и является — доброта. Не слюнявая, не юродствующая <...>, а чисто женская,
"жалкующая", материнская»,— написал о В.К.Кузьминский (Антология... 1986. С.6).
Вернувшись из лагеря, осенью 1979 В. участвовала в составлении самиздатского
альманаха «Женщина и Россия». Г.Григорьева вспоминает: «Сразу же после первого
номера позиции авторов расходятся и возникают <...> два течения в женском
движении. Первое — [близко] западному феминизму. Второе — совершенно новое,
повергшее в изумление даже видавший виды Запад — появление журнала и клуба
"Мария", в котором парадоксально, но органично сочетались феминизм и
христианство...» (Самиздат. СПб., 1993. С.122). Вторая группа, в которую вошла
Вознесенская, «заявила о своем разрыве как с "левым западным феминизмом", так и
с русской... революционно-демократической традицией. Она ориентировалась на
духовные ценности православия...» (Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство
кино. 1991. №6. С.23-24).
Первый выпуск альманаха, вызвал резкую реакцию органов госбезопасности. Под
угрозой отправки старшего сына Вознесенской на войну в Афганистан она 11 мая
1980 эмигрировала с сыновьями в Германию, где была встречена западной
общественностью «как героиня и избранница» (Самиздат. СПб., 1993. С.122).
В 1982 в поддержку Вознесенской на американском телевидении был снят фильм
«Дневник Юлии».
До 1984 Вознесенская жила во Франкфурте-на-Майне и работала в Международном
обществе защиты прав человека. В зарубежной периодике выходили ее статьи о
положении женщин и советских лагерях (Письмо из Новосибирска // Женщина и
Россия. Франк-фурт-на-Майне, 1980; Женский лагерь в СССР // Грани. Мюнхен;
Франкфурт-на-Майне. 1980. № 117; Домашний концлагерь // Мария. Л.; Париж. 1981.
№1; Женское движение в России // Посев. Франк-фурт-на-Майне. 1981. №4).
С 1984 Вознесенская составляла дайджесты советской прессы на радио «Свобода» в
Мюнхене. В этот период написаны сборник новелл «Женский Декамерон» (1984-85) и
повесть «Звезда Чернобыль» (1986), переведенные на полтора десятка языков.
Название «Женский Декамерон» отсылает читателя к произведению Боккаччо. Десять
рожениц во время 10-дневного карантина в роддоме рассказывают друг другу свои
истории. Многие из 100 новелл этого «гневного и одновременно безудержно
веселого сборника» (Бриджер С. — С.89) могли бы стать основой отдельной книги.
Присущий Вознесенской дар рассказчицы, тонкие психологические наблюдения и
выводы, меткие афористические высказывания, калейдоскоп персонажей, различных
по убеждениям, социальному положению, образованию и характерам, беспощадная
правдивость в обсуждении женских проблем не только обеспечили огромный
читательский интерес, но и вызвали нарекания в прессе: «...трудно представить,
что это написано верующей христианкой» (Бриджер С. — С.89). С другой стороны,
ясные духовно-нравственные ориентиры, общий оптимистический тон произведения
дали западной критике повод упрекать «Женский Декамерон» в недостаточном
радикализме и приверженности патриархальной идеологии (Словарь поэтов Русского
Зарубежья. СПб., 1999. С.363; Dictionary of Russian Women Writers. London,
1994. P.734). Действительно, в этой книге нет типичных феминистических
призывов. В.прежде всего побуждает читателя быть чутким к чужой боли.
Повесть «Звезда Чернобыль» посвящена драматическим судьбам трех сестер, в
которых отразились последствия взрыва ядерного реактора. Книгу предваряет
эпиграф из Апокалипсиса (8, 10-11): «Третий ангел вострубил, и упала с неба
большая звезда...», а главы повести заканчиваются цитатами из советских газет и
сообщений радио и телевидения. Размышляя о народе и власти, один из персонажей
повести, врач, говорит, что это «не два разных организма, а один больной
организм — общество, разъедаемое переродившимися клетками... в этом состоянии
хирургическое вмешательство уже противопоказано. <...> Тут может быть два пути.
Первый — это осторожная, продуманная терапия. <...> Второй — чудо» (Звезда
Чернобыль. С. 147).
Вознесенская — составитель антологии «Письма о любви» (Мюнхен, 1987. На
немецком яз.). Это «подлинные письма русских девушек и женщин из ГУЛАГа,
...показывающие не только унижения... но и преодоление страданий благодаря
духовному и религиозному началу» (Казак В. Лексикон русской литературы XX века.
М., 1996. С. 82). В это же время Вознесенская выпустила и сборник интервью «Что
русские думают о немцах» (Мюнхен, 1988) (см. отрывки из сборника: Интервью //
Двадцать два. 1990. № 70).
В 1992-93 Вознесенская пишет серию криминальных повестей, из которых
опубликованы только две. На русском языке выходит детектив «Любимых убивают
все» (1992) о сложных взаимоотношениях эмигрантов «третьей волны», на немецком
— «Русалка в бассейне» (1993), про молодых русских женщин, приехавших
«завоевывать» Европу и переживших жестокие разочарования. Главная героиня
детективов — графиня Апраксина, эмигрантка, привлекаемая немецкой полицией к
расследованию «русских дел». Обнаруживая необычное для детективного жанра
сострадание, она отправляется на раскрытие очередного преступления с молитвой:
«Помоги, Господи, и мне, и этим несчастным!». Помимо острого сюжета, читателя
увлекает яркая картина жизни соотечественников за рубежом и рассказ о
«неофициальном» русском искусстве.
В середине 1990-х, после смерти мужа и перевода радиостанции «Свобода» в Прагу,
в результате длительного духовного пути (начавшегося в 1974, когда Вознесенская
крестилась в Никольском соборе Ленинграда, а в эмиграции обогатившегося
глубоким церковным общением — подробнее см.: Ильюнина Л.), Вознесенская
становится трудницей Леснинской Свято-Богородицкой обители во Франции (Русская
Православная Церковь Заграницей). Она переоценивает все созданное ею прежде и
решает оставить писательство, однако, игумения (на покое) Афанасия убедила
Вознесенская вернуться к литературному творчеству. Вознесенская открыто
заявляет о себе как о православном писателе и создает непривычные для русской
литературы XX в. произведения, вызвавшие у критиков противоречивые мнения.
Повесть «Мои посмертные приключения» (2000) имеет, как и все произведения
Вознесенской, документальную основу и опирается на учение Православной Церкви о
загробной участи умерших. Главная героиня Анна — невоцерковленная,
легкомысленная в духовном отношении женщина с общеинтеллигентскими
представлениями о благородстве и порядочности — в самом начале повести умирает.
Душа ее выдерживает загробные испытания, посещает рай. Повесть отличает
характерный для Вознесенской, но неожиданный в страшных обстоятельствах юмор, и
непредсказуемый финал. П.Басинский характеризует книгу как «прекрасное
литературное сочинение церковного человека»: «Я давно не встречал такого
увлекательного чтения, такой плотности событий, действия, такой завораживающей
интриги. Это настоящий приключенческий роман, написанный красивым и свободным
литературным языком» (Басинский П. В зоне отчуждения // Литературная газета.
2002. №44). С другой стороны, у некоторых критиков роман вызвал резко
негативную реакцию: под сомнение ставятся и выбор темы, и стиль письма, и
верность Священному Писанию (например: Бакулин А. В круиз по мытарствам //
Православный Санкт-Петербург. 2003. №11). Среди читателей повесть сразу обрела
популярность, выдержав 5 изд. за 5 лет (2000-04).
Повесть «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» (2002) критики называли
антиутопией, футурологической повестью, «православным фэнтези», историческим
романом, дамским романом, восточно-христианской утопией. Действие этой книги
разворачивается в государстве Мессии-Антихриста, главная героиня — девушка
Кассандра — выходит из виртуальной реальности, в которой проводит большинство
времени население планеты, и переживает целый ряд приключений. В мире, где
царят технический прогресс и отчуждение, Кассандра обретает жажду жизни,
настоящих друзей, веру и любовь. Вознесенская смогла не только создать
произведение, пронизанное духом христианской любви, но и облечь его в
увлекательную для современного читателя форму.
Продолжением повести о Кассандре стал роман «Паломничество Ланселота» (2003).
Норвежский рыбак Ларе Кристенсен в инвалидной коляске отправляется в Иерусалим,
где Мессия-Антихрист проводит массовые исцеления инвалидов. Наиболее сильная
часть романа — история восхождения Ланселота на вершину страшной Вавилонской
башни — это гимн торжествующему добру, человеческой поддержке и благородству.
Конец романа, по словам самой Вознесенской, «хороший. Это конец света» (см.:
Ильюнина Л.).
В 2004 В. закончила две повести для детей — «Юлианна, или Игра в киднеппинг» и
«Юлианна, или Опасные игры». Главные героини обеих книг — девочки-близнецы.
Самолюбивая и избалованная Юля решает избавиться от Ани, инсценировав
похищение. В действии активное участие принимают бесплотные силы —
Ангелы-хранители и бесы. Автор живо и динамично рисует жизнь невидимого мира,
убедительно показывая, что все земные события связаны с духовной реальностью.
Детские повести В. написаны ясным языком, избегают прямых нотаций, изобилуют
живыми диалогами.
Книги Вознесенской 2000-х — «совершенно новое и интересное явление современной
литературы» (Старостин В.), отличающиеся прежде всего новизной творческого
метода, выходом на иной уровень выражения «духовных реалий».
Вознесенская — лауреат премии Министерства печати РФ «Алые паруса» за лучшее
произведение 2003 для юношества («Путь Кассандры»). За эту книгу и за повесть
«Мои посмертные приключения» Вознесенская также удостоена звания «Автор года»
на Всероссийском конкурсе «Православная книга России-2003».
С начала 2000-х Вознесенская живет в Берлине, ежегодно приезжая в
Санкт-Петербург.
Соч.:
Стих.; [Стихи] // Острова: Антология. (Самиздат.) Л., 1982. С.91-94;
Строфы века: Антология русской поэзии. М.; Минск., 1995. С.861-862;
Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны»: в 5 т. Т.5. Б.Ньютонвилл,
1986;
[Стихи] // Мария. Л.; Париж. 1981. №1.
Проза: Записки из рукава. Нью-Йорк: Детинец, 1979;
Женский Декамерон. TelAviv, 1987; Tallinn, 1991;
Звезда Чернобыль. NewYork, 1987;
О Георгии Михайлове. Эссе // Родник. 1990. №1;
Любимых убивают все. М., 1992;
Мои посмертные приключения. М., 2000 и др. изд.;
Путь Кассандры, или Приключения с макаронами. М., 2002 и др. изд.;
Что вспомнилось о брате Иосифе // Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф.
М.; Монреаль, 2003. С. 72-77;
Паломничество Ланселота. М., 2004.
Лит.:
Рудкевич Л., Кононова Н. Дело Юлии Вознесенской // Грани. 1978. №108.
С.151-164;
Бриджер С. Женщина в современном советском обществе // Вестник РАН. 1992. №12.
С.83-96;
Самиздат: [сб.]. СПб., 1993. С.46-57, 82-89,120-123;
Jerzy Kolodziej. luliia Voznesenskaia's Women: With Love and Squalor // Fruits
of Her Plume. NY. 1993;
Самиздат Ленинграда. 1950-1980-е. // Литературная энциклопедия. М., 2003.
С.135-137, 575-576;
Ильюнина Л. Феномен Юлии Вознесенской // Церковный вестник. 2003. №19;
Старостин В. Свадьба в последние времена, или Как отковырять «печать
антихриста» // Татьянин день. 2003. №3;
Павликова Е. Жажда истины и отвага // Вознесенская Ю. Путь Кассандры, или
Приключения с макаронами. М., 2004. С.689-701.
Е.А.Павликова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|