|
Коряков Михаил Михайлович (псевдонимы М.Конский, М.Ошаров)
[22.6(5.7).1911, д.Подъяндинская Конского р-на Красноярского края — 1977,
Нью-Йорк]
— прозаик, журналист, публицист, литературный критик.
Родился в таежной деревне в предгорьях Саян в крестьянской семье. Позднее
вспоминал, как в детстве его неграмотная мать купила у заезжего коробейника
картину «Бегство из Вифлеема в Египет» и повесила над его постелью (По белу
свету. С.53). Отец был полуграмотный, но «обладал большой нравственной силой»
(Письмо Корякова Д.Б.Кедрину 20.6.1944 // РГАЛИ. Ф.1706. Оп.1. Ед.хр. 73. Л.2).
В 1930 отец, жертва «сплошной коллективизации», оказался в красноярской тюрьме.
В 1930-е Коряков работал в центральных и местных газет. Выходили его
пропагандистские брошюры: «Комсомол — организатор колхозной торговли» (1932, в
издательстве «Крестьянской газеты.»), «Колхозное поле — на первый план» и
«Колхоз им. Иванова в борьбе за большевистское единство» (обе 1933,
Ростов-на-Дону).
В 1937 Коряков жил в Сочи, служил в «Курортной газете.». Публикуя материалы об
официальных литературных событиях, почти всегда делал легкий акцент на русских
обычаях и этических ценностях: рождение В.И.Ленина в пятницу на Страстной
неделе «нарушило традиционную подготовку к празднику» (Мариэтта Шагинян //
Курортная газета. 1937. 16 нояб. С.4); народ любит Н.А.Островского за
«безупречную совесть» (Памяти писателя-бойца // Курортная газета. 1937. 24 дек.
С.4).
В то время он сочинял первую повесть — о жизни и творчестве М.В.Нестерова. В
ней он предполагал осудить «идеологию христианского аскетизма» (Письмо Корякова
В.Б.Шкловскому. 5.2.1939). Вероятно, этот замысел не был осуществлен. Но
религиозная живопись Нестерова усилила духовные поиски Корякова, интерес к
истории Русской Православной Церкви.
В 1938 состоялось личное знакомство с художником, завязалась переписка.
Нестеров указал на возможность сменить газетную поденщину на службу в Ясной
Поляне.
В 1939 Коряков стал научным сотрудником Усадьбы-музея Л.Н.Толстого.
Одновременно Коряков печатался в тульской газете «Молодой коммунар». Эти
публикации подтверждают стремление Корякова не ограничиваться официальной
трактовкой событий, выявлять их национально-патриотическое содержание (Песни
русского народа. Концерты хора им. М.Е.Пятницкого // Молодой коммунар. 1939. 22
янв. С.4; Юные историки // Молодой коммунар. 1939. 30 янв. С.4). Вместе с тем
Коряков продолжал прямолинейно применять политические критерии. В статье о
«Дикой собаке Динго» без всякой надобности осуждал героиню за недостаток
«коммунистического воспитания» (Письмо о повести Р.Фраермана // Литературный
критик. 1940. №3-4. С.168). Но статьей был недоволен, считал, что дал «критику
только идеологическую» (Письмо Корякова К.Л.Зелинскому). Тогда он учился в
Московском институте философии, литературы, истории.
В первые дни Великой Отечественной войны Коряков был мобилизован, окончил
3-месячные курсы в Московском военно-инженерном училище, участвовал в боях под
Москвой. События осени 1941 он запечатлел во «Фронтовом дневнике». Затем
командовал саперной ротой 35-й саперной бригады на Северо-Западном фронте.
В 1942 возвратился к журналистской деятельности как военный корреспондент газ.
6-й воздушной армии «Сокол Родины».
В 1943 его внимание привлекли молебны Сергия, опубликованные в книге «Правда о
религии в России».
Окончательно определилась склонность Корякова к художественно-документальной
прозе.
В 1943 он отправил в Москву повесть «Наш би-планган», в 1944 — в журнал
«Октябрь» повесть «На колокольне (Записки об одном дне)». Политический редактор
М.М.Юнович ее отклонила. Коряков писал Д.Б.Кедрину 20 июня 1944: «Хочется
писать без оглядки на таких, как Юнович, и вообще без оглядки».
«Без оглядки» капитан Коряков пытался жить во фронтовых условиях. В свободное
время читал лит-ру русской эмиграции: в кирхе города Луцка обнаружил свалку
парижских журналов. Философы, прозаики и поэты Русского зарубежья стали его
собеседниками. Они укрепили созревшее в нем к весне 1944 убеждение: «Бог
благословил нас сделать русскими людьми, дал нам такое предназначение в этом
мире, и мы должны ему следовать, быть верны». Читая журналы, К. обнаружил, что
у него, «советчика, молодого человека сталинской эпохи», такое же
«представление о нашем народе», как и у И.А.Бунина. Коряков пришел к выводу: и
«советчики», и эмигранты — русские. «Не делиться пора, а объединяться. Не быть
ни советчиками, ни белыми, а просто русскими людьми».
В мае 1944 Коряков пошел в одну из церквей близ г.Сарны Ровенской обл. на
панихиду по патриарху Сергию. За это его отстранили от должности военного
корреспондента и перевели в пехоту («Освобождение души». С.204). В те дни
Коряков пытался уладить литературные дела в Москве, писал в редакцию «Октября»,
просил Д.Б.Кедрина устроить вызов в Москву. Безуспешно. 22 апр. 1945 в бою под
Дрезденом Коряков попал в плен. Освобожден американскими войсками и заключен в
лагерь для «перемещенных лиц». Бежал из лагеря, приехал в Париж, явился в
советское полпредство и стал участвовать в выпуске газете «Вести с Родины» (Там
же. С.305-340).
В Париже появилась возможность встретиться с авторами эмигрантских журналов.
Несколько раз навестил Н.А.Бердяева, который писал о нем: «Это был очень
симпатичный и талантливый человек. Он давал острое впечатление России. Россия
была для него религией. Коммунистическая идеология была для него чужда»
(Бердяев Н.А.— С. 322). Тогда же состоялись встречи с Б.К.Зайцевым.
В 1946 Коряков опубликовал в «Социалистическом вестнике» (Берлин) письмо, в
котором объяснил свое решение стать невозвращенцем неприятием большевизма и
обещал сообщить подробности в книге «Почему я не возвращаюсь в Россию» (См.:
Независимое слово. Париж, 1946. Сб.5. С.7). Вскоре эта книга вышла в свет и
была переведена на европейские яз. Некоторое время Коряков скрывался во
французской деревне и в Париже у К.В.Мочульского.
В июне 1946 на самолете переправлен в Бразилию.
С 1950 жил в Нью-Йорке.
В 1952 была издана книга Коряков «Освобождение души», состоящая из четырех
частей: «Под Москвой», «На Запад!», «Перед войной», «К новой жизни». Она
включает некоторые страницы из книги «Почему я не возвращаюсь в Россию». Каждая
из частей распадается на главки — от одной до пяти. Они представляют собой
художественные очерки. Внимание Корякова сосредоточено на характерных
отношениях между людьми, сложившихся в их частной и общественной жизни. Его
интересовала как отдельная личность, так и среда в их нравственно
психологическом аспекте. Предметом обобщения были, как правило, персонажи,
знакомые автору. В образе поэта Соснина узнается Д.Б.Кедрин (Освобождение души.
С.89), а в художнике Юхнове — П.Д.Корин С.113). Портрет М.В.Нестерова так точен
С.116), что понятен без имени и псевдонима. Их антиподы — В.Я.Кирпотин и
А.С.Герасимов — фигурируют под собственными именами, но обрисованы столь
выразительно, что предстают типическими представителями своей эпохи. Это
относится и к первому секретарю Московского городского комитета ВКП(б)
А.С.Щербакову, которого если Коряков и видел, то гораздо раньше описываемых
событий. В изображении этого «главного распорядителя на ярмарке пропаганды»
Коряков достиг значительной художественной свободы и яркости метонимического
стиля («В залу вошла генеральская, зеленого сукна, шуба...»; «Тонкие хромовые
сапоги, скрипя, вынесли шубу и папаху из залы». С.119, 120).
Главный герой всех очерков — Корякова, его личность, его судьба от последних
предвоенных лет до отлета в Бразилию. Виден рост его национального
самосознания, пробуждение религиозных чувств и тревожные мысли о судьбе России
и русского народа. В конечном счете автор уверен, что большевизм не вытравил
«национальную веру в Россию» (С.66), а народ сохранил свою волю и способен на
инициативу по спасению России от гитлеровских полчищ (С.106). Можно считать
справедливым мнение Б.К.Зайцева: этой книгой Коряков показал Западу и
эмиграции, что Советская Россия «не просто безликая и бездушная сила роботов.
Все гораздо сложнее» (Предисл. С.VIII).
Позиция Корякова встретила возражения. Р.Б.Гуль увидел в книге вредное влияние
«послевоенно-бердяевской» концепции «какой-то отвлеченной "России"»; Коряков
получил клеймо «раба», «духовного сталиниста» (Гуль Р.— С.206).
Коряков остался верен своим убеждениям. В дек. 1966 в газете «Новое русское
слово» появилась его статья: «Помнить и забыть» с призывом: «Всем русским
людям, где бы они не находились, в Москве или Нью-Йорке, <...> надо думать о
том, как, наконец, покончить с гражданской войной <...> Когда кончится
полувековое деление на красных и белых?» Корякова поддержали Г.В.Адамович и
архиепископ Иоанн (Д.А.Шаховской). У менее просвещенных эмигрантов его призыв
вызвал отторжение.
Основной труд последнего десятилетия жизни Корякова — книга
документально-публицистических очерков «Живая история». Она включает 59 глав по
числу лет Советской России. Отбор исторических фактов, иногда весьма неточных,
подчинен главной цели — разоблачению власти, всемерно подавляющей свободу
мысли. Национальная проблематика присутствует, но оттеснена на задний план.
Народ предстает не как самоорганизующаяся сила, а как объект угнетения и
подавления. Замысел Корякова — через познание истории показать путь
«самопознания» — оказался неосуществленным. Личная оценка часто заменена
мнением авторитетов той эпохи. Даже завершая книгу, Коряков не решился на свои
выводы, он говорил словами А.А.Амальрика о миссии США как «центра
гуманистической экспансии за права человека» в Советском Союзе («Живая
история». С.510).
Менее политически ангажированной оставалась его литературная критика. Ею и
художественными очерками Коряков войдет в историю русского литературного
процесса XX в.
Соч.:
Освобождение души Нью-Йорк. 1952;
Живая история. 1917-1975. Мюнхен. 1977;
По белу свету// Слово 1990. №10 С.68-69;
Фронтовой дневник // Знамя. 1992. №5. С.172-192.
Лит.
Бердяев Н.А Самопознание. П., 1991. С.322,
Гуль Р.Б. «Дунька» и Коряков // Гуль Р. Одву-конь. Советская и эмигрантская
литература. Нью-Йорк, 1973. С.202-208,
Зайцев Б.К. [Предисл.] // Коряков М. Освобождение души. Нью-Йорк, 1952
С.V—VIII;
Яунзем И. [Письмо в редакцию] // Знамя. 1992. № 5. С.170,
От редакции // Знамя. 1992. № 5. С. 171 -172.
В.В.Перхин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|