|
Конецкий Виктор Викторович
[6.6.1929, Ленинград — 30.3.2002, Петербург]
— прозаик, киносценарист.
Родился в интеллигентной семье: отец — помощник прокурора Октябрьской железной
дороги, мать — в молодости артистка миманса Мариинского театра оперы и балета,
участница Русских сезонов труппы Дягилева, брат, Олег Викторович Базунов
(1927-92), — искусствовед, писатель.
До 1941 Конецкий учился в средней школе, увлекался рисованием, мечтал стать
художником, надолго сохранив пристрастие к живописи.
В 1942 вместе с матерью и братом был вывезен из блокадного города по льду
Ладожского озера, жил в эвакуации во Фрунзе и Омске. Зимой 1944 вернулся в
Ленинград.
В 1945 поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, в 1948
переведен в Первое Балтийское высшее военно-морское училище, где окончил
штурманский факультет в 1952.
С 1952 по 1955 плавал на кораблях аварийно-спасательной службы Северного флота.
После демобилизации в 1955 оставался профессиональным моряком и более 20 лет
совмещал писательскую деятельность с периодическими рейсами, в основном в
Арктику и Антарктику, на торговых, научно-исследовательских и пассажирских
судах в качестве штурмана и капитана.
Будучи военным курсантом, Конецкий сдал экстерном экзамены за 1-й курс
филологического факультета ЛГУ.
В 1955-58 (вместе с А.Володиным, В.Курочкиным, В.Пикулем, В.Голявкиным,
Э.Шимом, Г.Горышиным и др.) занимался в литобъединении прозаиков при
Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» под руководством
Л.Н.Рахманова.
С 1956 печатался в альманахе «Молодой Ленинград» и журналах. Первая публикация
— рассказ «В утренних сумерках» (Звезда 1956 №5). Первый сборник рассказов
«Сквозняк» издан в 1957 в Ленинградском отделении «Советского писателя»
К принадлежит к литературному поколению, заявившему о себе во весь голос в пору
либеральных надежд конца 1950-х. Его ранние рассказы (сб «Сквозняк» и «Камни
под водой», 1959) — о военном детстве («Капитан, улыбнитесь!», «Петька, Джек и
мальчишки»), о моряках-спасателях в Арктике («Путь к причалу»), о верной
курсантской дружбе и юношеской любви («Заиндевевшие провода», «Если позовет
товарищ») — повторяют эпизоды драматической биографии автора Блокадный опыт
выживания и голодные мытарства научили героев Конецкого умению постоять за
себя, духовный скепсис они компенсируют волевыми поступками и обостренным
чувством взаимопомощи («Завтрашние заботы», 1961, «Повесть о радисте
Камушкине», 1962). Однако романтический флер, склонность героев Конецкого к
рефлексии и преклонение молодого писателя перед Э.Хемингуэем были с
раздражением восприняты критикой, усомнившейся в нравственной состоятельности и
художественные достоверности «полярных капитанов» Конецкого. Во «внежанровом»
повествовании «Кто смотрит на облака» (1967) — цикле из 10 новелл, близком по
своей сверхзадаче к роману,— писатель вышел за пределы современности, расширил
исторический диапазон событий, разнообразил круг персонажей, но лирическое
начало и здесь превалировало над действием и сюжетом
В книге «Соленый лед» (главы публиковались в журналах: Знамя. 1965. №9 и 1968.
№7, Звезда. 1968. №5, отдельное издание — Л., 1969) Конецкий обратился к
путевой лирической прозе, вбирающей воспоминания, исторические экскурсы,
дорожные впечатления, публицистику и художественные зарисовки. Стремясь к
предельному самовыражению, он принципиально отказался от вымышленных героев,
маскирующих писательское «я», отдав предпочтение рассказчику, дублеру автора, и
настаивая на том, что его морские плавания — не материал для сочинительства, но
тяжкая профессиональная работа. Ретроспективный взгляд в прошлое подверг
очередной ревизии биографию писателя и его поколения, раздвинув духовные
горизонты и позволив запечатлеть живой процесс «отслаивания истории» от
современности на срезе индивидуального опыта. В этом откровенно полемическом
жанре, где так существенен документ и свидетельская правда участника
происходящего, написаны книги «Среди мифов и рифов» (1972) и «Морские сны»
(1975). Вслед за «Соленым льдом» они стали частями обширного
«романа-странствия» «За доброй надеждой» (1977). Менялись маршруты, действие из
Арктики перемещалось в Индийский океан, от берегов Канады в Южную Америку,
менялись корабли, команды, специфика работы, но фигура рассказчика неизменно
определяла собой внутреннюю цельность трилогии. В русской литературе 1970-х
трудно найти аналог этому оригинальному произведению, где зыбкое постоянство
движения в пространстве и во времени ощущается как естественное состояние
обеспокоенной человеческой души.
Отвергая беллетристические ухищрения, иронизируя над собственной былой
романтикой и Э.Хемингуэем, Конецкий в трилогии, а также в повестях «Путевые
портреты с морским пейзажем» (Звезда. 1976. № 3), «Последний день в Антверпене»
(Звезда. 1977. №1), рассказах «Начало конца комедии» (Аврора. 1976. №8),
«Елпидифор Пескарев» (Дружба народов. 1977. №2) все охотнее опирался на юмор
как «единственное средство против перепутанности и сложности мира».
Бесхитростное добродушие любимого персонажа Конецкого, неунывающего Петра
Ниточкина, устами которого поведано бесчисленное множество смешных и грустных
«морских баек» (См.: «Глава пятая, год 1959. Ниточкин» в книге «Кто смотрит на
облака»; «Из рассказов старого друга», 1987; «Начало конца комедии», 1976, и
др.), постепенно уступало место глубокому сарказму и в повести «Вчерашние
заботы» (1979) сменилось жесткой сатирой, с подчеркнутой оглядкой на
Салтыкова-Щедрина.
В прозе Конецкого 1980-х рассказчик окончательно отождествляется с автором,
выступающим уже безо всяких масок и декораций. В сборниках «Третий лишний»
(1983), «Ледовые брызги» (1987), «Некоторым образа драма» (1989),— с
подзаголовками «из дневников писателя», «непутевые заметки, письма» — Конецкий
делится воспоминаниями о В.Шкловском, Ю.Казакове, В.Курочкине, о парижских
встречах с В.Некрасовым, запальчиво, с нелицеприятными самооценками
рассказывает о литературной обстановке 1950-60-х, о В.Аксенове и Е.Евтушенко.
В 1990-х проза Конецкого оказалась по-новому актуальна и созвучна общественным
настроениям. «Умаление беллетристики» (С.Боровиков) в пользу документальной
правды, ершистый взгляд на события «перестройки», способность героев Конецкого
«существовать без сказки» (Д.Рогинский), трезвая оценка происходящих на флоте
потрясений — все это импонировало читателю. Книги Конецкого на фоне заката
советской литературы были активно востребованы, ибо он всегда писал «о жизни,
которая корежит все наши убеждения и насмехается над самыми распрекрасными
теориями. Не говоря уж об идеологических догмах» (Звезда. 2002. №5).
С первых литературных шагов Конецкий проявлял пристальный интерес к кино. Два
сценария (в соавторстве с Э.Шимом), напечатанные в альманахе «Молодой
Ленинград»,— «Своими руками» (1957) и «Опора» (1958) — поставлены не были.
Широкую популярность заслужил фильм «Полосатый рейс» (1961), снятый по сценарию
Конецкого и А.Каплера режиссером В.Фетиным на «Ленфильме». Режиссер Г.Данелия
экранизировал «Путь к причалу» (1962) и поставил на «Мосфильме» кинокомедию
«Тридцать три» (1965). На «Ленфильме» в 1963 осуществлена экранизация
«Завтрашних забот» (сценарий Б.Метальникова, реж. Б.Метальников и Г.Аронов) и
рассказа «Если позовет товарищ» (сценарий Б.Чирскова, реж. Александр Иванов).
До конца своих дней Конецкий сохранял тесные связи с людьми моря и неслучайно
был почетным председателем общественного совета «300 лет Российскому флоту». По
справедливому замечанию А.Битова, «он приравнял звание писателя к капитанскому,
со всем антуражем еще дворянского офицерского кодекса», и похоронили Конецкого
как морского офицера — с воинскими почестями, на Смоленском кладбище
Санк-Петербурга.
Соч.:
СС: в 7 т. СПб., 2001-02. Доп. том. 2003;
Если позовет товарищ: рассказы. Л., 1961;
Луна днем: Повесть и рассказы разных лет. Л., 1963;
Над белым перекрестком: Повести и рассказы. Л., 1966;
Повести и рассказы / послесл. И.Кузьмичева. Л., 1970;
Соленый хлеб: избранное / предисл. Д.Гранина. Л., 1979;
Рассказы и повести разных лет / послесл. Е.Сидорова. 1988;
Никто пути пройденного у нас не отберет / послесл. Л.Аннинского. М., 1989;
Полосатый рейс: Повесть, рассказы, сценарий. СПб., 1994;
Кляксы на старых промокашках. СПб., 1997;
Эхо: Вокруг и около писем читателей. СПб., 2001;
Последний рейс: Повести, эссе. М., 2001.
Лит.:
Бабенышева С. Полярные капитаны Виктора Конецкого // Литературная газета. 1961.
2 марта;
Ермонский А. Когда философия идет ко дну // Октябрь. 1961. №5;
Лакшин В. Робкие мужчины // Новый мир. 1961. №8;
Кудрова И. Возможности формы // Звезда. 1966. №2;
Гитович И. Пока в человеке есть достоинство // Новый мир. 1969. №3;
Золотусский И. Подводя итоги // Золотусский И. Тепло добра. М., 1970;
Евтушенко Е. Прекрасная тайна товарища // Литературная Россия. 1976. 21 мая;
Банк Н. Польза суровости // Литературное обозрение. 1976. №2;
Урбан А. Диалог с примесью соли // Звезда. 1979. №7;
Файнберг Р. Виктор Конецкий: Очерк творчества. Я, 1980;
Шик Э. Память и ответственность художника // Сибирские огни. 1987. №2;
Кузьмичев И. Польза географии для искусства жизни // Кузьмичев И. Мечтатели и
странники: Литературные портреты. Л., 1992;
Боровиков С. Умаление беллетристики // Книжное обозрение. 2001. 12 марта;
Памяти Виктора Конецкого // Звезда. 2002. №5.
И.С.Кузьмичев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|