Статья 448. Возбуждение уголовного дела


Статья 448. Возбуждение уголовного дела
       1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
       1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;
       2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — прокурором, на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;
       3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
       4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
       5) в отношении иных судей — Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
       6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации;
       7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации;
       8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации;
       9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
       10) в отношении следователя, адвоката — прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора —вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
       11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — прокурором субъекта Российской Федерации;
       12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — прокурором субъекта Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Генеральным прокурором Российской Федерации.
       2. Рассмотрение представления прокурора проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд.
       3. По результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
       4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
       5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
       6. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.
       7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Комм. Приданов С.А.

       1. Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дела в соответствии с установленной законом подследственностью и подсудностью и т.п.
       2. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием и создаются правовые основания для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия и суда. Поэтому правила о порядке возбуждения дела предваряют регулирование расследования, т. е. той стадии уголовного процесса, в ходе которой на указанные в законе органы и должностные лица возлагаются обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных, формулированию обвинения и его обоснованию, для того чтобы уголовное дело могло быть передано в суд, разрешающий его по существу.
       3. Решения о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого затрагивают существенные интересы лица, в отношении которого они выносятся. В случае их необоснованного вынесения в отношении лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ, нарушаются не только права конкретной личности, но и наносится существенный ущерб государственным и общественным интересам. Поэтому законодатель установил специальную процедуру принятия решений о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого. Учитывая повышенную сложность такой процедуры (участие в ней нескольких органов государственной власти), установленные в ч.1 и 3 ст.144 УПК РФ сроки для принятия решения о возбуждении уголовного дела могут не применяться.
       4. Одной из гарантий, указанных в ч.1 ст.447 УПК РФ, является ограничение числа субъектов, правомочных принять решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого. В отношении этих лиц такие решения может принять только прокурор соответствующего уровня (в отношении Генерального прокурора РФ — коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ). В соответствии с п.“б” п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ (за исключением случаев, предусмотренных п.7 ч.1 комментируемой статьи) предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ч.1ст.447 УПК РФ, производится следователями прокуратуры. Поэтому сообщения о преступлениях, совершенных этими лицами, направляются для рассмотрения в эти органы. Иные правоохранительные органы, получив указанные сообщения, должны принять решение о передаче их в порядке п.3 ч.1 ст.145 УПК РФ по подследственности в органы прокуратуры.
       5. До принятия решения о возбуждении уголовного дела в соответствии с ч.4 ст.146 УПК РФ может быть произведен только осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. По завершении проверки соответствующий прокурор:
       1) при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
       2) при наличии основания для возбуждения уголовного дела в пределах своей компетенции: а) выносит постановление о возбуждении уголовного дела; б) безотлагательно направляет материалы в соответствующие органы для получения согласия на возбуждение уголовного дела; в) безотлагательно направляет материалы вышестоящему прокурору для принятия соответствующего решения.
       6. При рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Генеральный прокурор РФ, убедившись в наличии повода и оснований, предусмотренных ст.140 УПК РФ, направляет представление в Верховный Суд РФ для получения соответствующего заключения.
       7. В случае дачи коллегией, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, заключения о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления Генеральный прокурор РФ направляет указанное заключение вместе со своим представлением соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу.
       Следует отметить, что порядок, установленный в УПК РФ (сначала получение согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, затем возбуждение уголовного дела), отличается от порядка, установленного в п.4 ст.19 ФЗ от 8 мая 1994 г. (в последующих редакциях) “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (сначала возбуждение уголовного дела, а затем рассмотрение соответствующей палатой Федерального Собрания вопроса о лишении неприкосновенности). В силу ч.1, 2 ст.1 и ч.1 ст.7 УПК РФ приоритет имеют правила, закрепленные в УПК РФ.
       8. Специальная процедура рассмотрения соответствующей палатой Федерального Собрания вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы действующим законодательством не установлена. Поэтому рассмотрение представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела может происходить в соответствии со ст.20 ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
       Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых было внесено представление.
       Проект постановления соответствующей палаты Федерального Собрания готовит ее мандатная комиссия.
       9. Необходимо отметить, что действующая редакция ст.19 и 20 ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” была принята с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П. В указанных нормах установлено, что согласие соответствующей палаты Федерального Собрания на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, привлечение их к уголовной ответственности должно быть получено Генеральным прокурором РФ только в случае совершения деяния, связанного с осуществлением ими своих полномочий.
       10. При наличии повода и оснований, предусмотренных ст.140 УПК РФ и установленных в результате проведенной проверки, соответствующий прокурор самостоятельно возбуждает уголовное дело в отношении лиц, указанных в п.6—8, 11 ч.1 комментируемой статьи.
       11. Согласно п.7 ч.1 ст.27 УПК РФ и ст.12 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” после возбуждения уголовного дела Генеральный прокурор РФ должен обратиться в Государственную Думу для получения ее согласия на привлечение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к уголовной ответственности. В соответствии с п.3 ст.158 Регламента Государственной Думы (приложение к постановлению Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-Н ГД) вопрос о даче согласия на лишение Уполномоченного по правам человека неприкосновенности решается на заседании Государственной Думы.
       12. Сообщение о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, в соответствии с общими правилами территориальной подследственности незамедлительно направляется соответствующему прокурору, который проводит его проверку в установленные ст.144 УПК РФ сроки, в том числе определяет достаточность данных, указывающих на признаки преступления, дает юридическую квалификацию содеянному. Все материалы после проведенной проверки направляются прокурору субъекта РФ. В соответствии с п.5 Положения “Об Администрации Президента Российской Федерации” (утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412, в ред. Указа от 17 августа 2000 г. № 1412) Администрация создает условия для обеспечения реализации Президентом РФ возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий. Поэтому прокурор субъекта РФ после соответствующей проверки направляет указанные материалы в Администрацию Президента РФ для рассмотрения вопроса о подготовке и направлении в Верховный Суд РФ представления Президента РФ о вынесении заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.
       Судебная коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ, рассматривает вопрос о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления материалов проверки в суд и дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления.
       13. В соответствии с п.4 ст.12 ФЗ от 17 января 1992 г. (в последующих редакциях) “О прокуратуре Российской Федерации” в отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Поэтому в случае принятия коллегией судей заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления оно направляется первому заместителю Генерального прокурора РФ, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела. После принятия решения о возбуждении уголовного дела согласно требованиям п.1 ст.42 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” Генеральный прокурор РФ должен быть отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Порядок временного отстранения Генерального прокурора Российской Федерации от должности не установлен ни в УПК РФ, ни в других федеральных законах. Поэтому необходимо исходить из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. № 17-П “По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела”, которая заключается в следующем. Исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ.
       Поэтому первый заместитель Генерального прокурора РФ, приняв в отношении Генерального прокурора РФ решение о возбуждении уголовного дела, должен незамедлительно проинформировать об этом Президента РФ, который обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности.
       В силу требований подп. “б” п.1 ч.2 ст.151 настоящего Кодекса возбужденное уголовное дело направляется для проведения предварительного расследования в органы прокуратуры Российской Федерации.
       Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого решается аналогичным образом.
       14. Сообщения о совершении преступления судьей после соответствующей проверки направляются прокурором субъекта РФ Генеральному прокурору РФ.В случае наличия основания для возбуждения уголовного дела Генеральный прокурор РФ направляет представление:
       в Верховный Суд РФ — в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда;
       в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа — в отношении иных судей.
       15. В случае дачи вышеуказанными судебными органами заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления Генеральный прокурор РФ направляет указанное заключение вместе со своим представлением:
       в Конституционный Суд РФ — в отношении судей Конституционного Суда РФ;
       в Высшую квалификационную коллегию судей РФ — в отношении судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда;
       в соответствующую квалификационную коллегию судей — в отношении иных судей.
       В случае вынесения указанными судебными органами определения о даче согласия на возбуждение уголовного дела Генеральный прокурор РФ возбуждает уголовное дело и направляет его для производства предварительного расследования в следственные подразделения прокуратуры.
       16. Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. № 6-П по делу “О проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барабаша” сформулировал следующую правовую позицию. Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, обеспечивающим реализацию законодательства о статусе судей. Придание решению соответствующей квалификационной коллегии значения обязательного условия, без которого невозможна сама постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, не выходит за рамки необходимых и достаточных гарантий судейской неприкосновенности.
       Отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием. Как следует из п.26 Положения о квалификационных коллегиях судей, решение квалификационной коллегии об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
       Конституционный Суд РФ считает, что в соответствии со ст.46 (ч.1 и 2) Конституции РФ, Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и иными законодательными актами Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Никаких исключений из этого конституционного принципа федеральное законодательство не допускает.
       Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий. Наличие такой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционного права каждого на судебную защиту (ч.1 и 2 ст.46 Конституции РФ), а также прав, предусмотренных ст.52 и 53 Конституции РФ.
       По мнению Конституционного Суда РФ, установленный п.3 ст.16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия (ст.13 и 14 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”).
       17. Сообщения о совершении преступления депутатом законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ направляются соответствующему прокурору, который поручает проведение его проверки следователю прокуратуры или проводит эту проверку лично. По завершении проверки все материалы направляются прокурору субъекта РФ, который рассматривает поступившие материалы. Если прокурор придет к выводу о наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, он направляет представление в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа.
       В случае вынесения указанными судебными органами заключения о даче согласия на возбуждение уголовного дела прокурор субъекта РФ возбуждает дело и направляет его для производства предварительного расследования в следственные подразделения прокуратуры.
       18. Сообщения о совершении преступления следователем и адвокатом направляются соответствующему прокурору. Указанные сообщения в отношении прокурора (кроме Генерального прокурора РФ) направляются вышестоящему прокурору. Если имеется основание для возбуждения уголовного дела, соответствующий прокурор безотлагательно направляет в районный суд представление о необходимости получения заключения судьи о наличии признаков преступления в действиях указанных лиц. Учитывая положение п.6 ч.1 ст.24 УПК РФ, получить заключение судьи районного суда по месту совершения деяния необходимо в отношении деяния как прокурора, так и следователя либо адвоката.
       В случае вынесения судьей районного суда заключения о наличии в действиях лица признаков преступления прокурор возбуждает уголовное дело и направляет его для производства предварительного расследования.
       19. Предусмотренное п.2 комментируемой статьи представление не является актом реагирования прокурора на судебное решение в смысле п.27 ст.5 УПК РФ.В данном случае представление служит формой постановки прокурором перед соответствующим судом вопроса о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого лица, указанного в ч.1 ст.447 УПК РФ. В представлении прокурора о даче согласия на возбуждение уголовного дела должны быть указаны повод и основание для возбуждения уголовного дела, предусмотренные в ст.140 УПК РФ; пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых предполагается возбудить уголовное дело, и дано обоснование наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В представлении при необходимости излагаются и иные данные, которые, по мнению прокурора, должны быть учтены при его рассмотрении.
       20. При привлечении в качестве обвиняемого лица из числа указанных в ч.1 ст.447 УПК РФ, если дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в представлении прокурора должны содержаться достаточные доказательства, дающие основание для обвинения лица в совершении преступления. Обязательно указываются время, место совершения преступления и иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст.73 УПК РФ; пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление. При обвинении лица в совершении нескольких преступлений, предусмотренных различными пунктами, частями, статьями УК РФ, должно быть указано, какие деяния вменяются ему по каждой из этих норм уголовного закона.
       21. С целью обеспечения единого для всех стадий уголовного судопроизводства принципа состязательности рассмотрение представления прокурора проводится сего участием, а также с участием лица, в отношении которого оно внесено, и его защитника (при наличии такового).
       С целью обеспечения интересов следствия, а также прав и законных интересов лица, в отношении которого внесено представление прокурора, рассмотрение данного представления происходит в режиме закрытого судебного заседания, позволяющего избежать необоснованной утечки информации.
       22. Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия соответствующих заключений ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ.
       23. Заключение суда о наличии в действиях лица признаков преступления выносится на основании представления прокурора и иных материалов, собранных в порядке ст.144, 146 УПК РФ.
       Заключение о наличии в действиях лица признаков преступления еще не дает прокурору права возбудить уголовное дело. Получив такое заключение, прокурор обязан обратиться в соответствующую судебную инстанцию за получением согласия на возбуждение уголовного дела.
       При получении заключения суда об отсутствии в действиях лица признаков преступления прокурор выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
       В случае получения определения или постановления суда об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела прокурор выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.6 ч.1 ст.24 УПК РФ.
       В соответствии с ч.2 ст.27 УПК РФ в случае несогласия лица, указанного в п.1—5, 7—10 ч.1 комментируемой статьи, с прекращением в отношении его уголовного преследования производство по делу продолжается в обычном порядке.
       24. Рассмотрение представления Генерального прокурора РФ в Конституционном Суде РФ осуществляется в следующем порядке. В случае поступления представления Генерального прокурора РФ и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления Председатель Конституционного Суда РФ незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конституционного Суда РФ, соответствующие действия осуществляет его заместитель.
       В пленарном заседании заслушиваются Генеральный прокурор РФ, судья Конституционного Суда РФ, в отношении которого внесено представление, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.
       Решение Конституционного Суда РФ по результатам рассмотрения представления принимается на закрытом совещании (см. Регламент Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6).
       25. Порядок рассмотрения квалификационными коллегиями судей представления Генерального прокурора РФ о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого соответствующего судьи определяется в соответствии с Положением “О квалификационных коллегиях судей”, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1.
       Квалификационная коллегия судей при осуществлении возложенных на нее полномочий действует при участии не менее половины ее состава.
       Порядок рассмотрения представления Генерального прокурора РФ определяется председательствующим по согласованию с другими членами квалификационной коллегии судей.
       Квалификационная коллегия судей принимает решение большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии.
       Голосование проводится в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос, а также приглашенных и иных лиц.
       Мотивированное решение квалификационной коллегии судей излагается в письменном виде, подписывается председательствующим и всеми членами коллегии, принимавшими участие в голосовании.
       При несогласии члена квалификационной коллегии судей с решением он подписывает его и излагает в письменном виде свое особое мнение.
       В заседании квалификационной коллегии судей ведется протокол, в котором отражаются все существенные моменты, имевшие место в ходе заседания.
       Протокол подписывается председательствующим и секретарем коллегии.
       Выписка из решения направляется Генеральному прокурору РФ и судье, в отношении которого было внесено представление, в течение трех дней после его провозглашения.
       В случае принятия квалификационной коллегией решения о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение судьи в качестве обвиняемого, согласно п.2 ст.13 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, квалификационная коллегия судей должна принять решение о приостановлении полномочий указанного судьи.
       Решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может быть обжаловано Генеральным прокурором РФ в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
       26. Высшая квалификационная коллегия судей РФ организует свою работу в соответствии с Регламентом, утвержденным V Всероссийским съездом судей 29 ноября 2000 г. Данный регламент действует в части, не противоречащей ФЗ от 14 марта 2002 г. “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”.
       Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассматривает представление Генерального прокурора РФ в отношении судей, указанных в п.4 ч.1 комментируемой статьи, а также обращения Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, в случае отказа соответствующих квалификационных коллегий дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судей, указанных в п.5 ч.1 комментируемой статьи.
       Представление прокурора рассматривается на общем (пленарном) заседании Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Общие (пленарные) заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Поэтому если срок со дня поступления представления Генерального прокурора РФ до запланированной даты очередного заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ превышает 10 суток, по инициативе Президиума Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ или председателей секций созывается внеочередное общее (пленарное) заседание Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
       Высшая квалификационная коллегия судей РФ в пределах своих прав и полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные документы.
       Судья, в отношении которого возбуждено производство в Высшей квалификационной коллегии судей РФ, заблаговременно, не позднее чем за семь дней, извещается о времени и месте проведения заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанный судья не может быть ознакомлен с имеющимися в Высшей квалификационной коллегии судей РФ материалами и не имеет права представлять свои возражения и замечания.
       Общее (пленарное) заседание проводит председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ или его заместители.
       Председательствующий на общем (пленарном) заседании Высшей квалификационной коллегии судей РФ или на заседании секции руководит общим ходом заседания в соответствии с Регламентом; контролирует ведение протоколов заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ или заседания секции и подписывает указанные протоколы.
       Председательствующий открывает заседание и объявляет, какой вопрос подлежит рассмотрению. Затем председательствующий выясняет, кто явился по обсуждаемому вопросу, после чего Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение о возможности рассмотрения этого вопроса.
       Председательствующий выясняет у участников заседания об имеющихся у них ходатайствах. По каждому заявленному ходатайству Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение, которое заносится в протокол заседания коллегии.
       Рассмотрение представления Генерального прокурора РФ начинается докладом одного из членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ, который излагает существо вопроса, доводы представления или жалобы и поступившие на них объяснения, содержание представленных письменных материалов, а также сообщает иные данные, которые необходимы для принятия решения.
       Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Высшей квалификационной коллегии судей РФ, принимающими участие в заседании.
       После доклада Высшая квалификационная коллегия судей РФ заслушивает объяснения явившихся в заседание лиц, которых касается рассматриваемый вопрос, или их представителей.
       Сначала выступает Генеральный прокурор РФ, после чего ему могут быть заданы вопросы членами коллегии и судьей, в отношении которого рассматривается материал. При необходимости исследования фактических обстоятельств, исследование которых отнесено к ведению Высшей квалификационной коллегии судей РФ, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
       Свидетелю перед заслушиванием его показаний разъясняется значение и необходимость дачи правдивых показаний.
       Свидетель сообщает коллегии обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого вопроса, которые известны ему лично, отвечает на вопросы членов коллегии и судьи, в отношении которого рассматривается материал. При необходимости свидетель может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
       В заседание коллегии может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями, касающимися рассматриваемого вопроса. Вопросы, по которым должно быть дано заключение, определяются докладчиком — членом Высшей квалификационной коллегии судей РФ и ее членами.
       Эксперту перед выступлением разъясняется значение и необходимость дачи правдивого и объективного заключения. Эксперт вправе с разрешения Высшей квалификационной коллегии судей РФ знакомиться с имеющимися по рассматриваемому вопросу материалами, задавать вопросы участвующим в заседании лицам, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
       В заседании Высшей квалификационной коллегии судей РФ по инициативе членов коллегии или ходатайству участвующих в заседании лиц могут быть оглашены документы.
       Документы, исследованные Высшей квалификационной коллегией судей РФ, подлежат по ее решению приобщению к рассматриваемым материалам в подлинниках или заверенных копиях.
       По окончании исследования Высшей квалификационной коллегией судей РФ обстоятельств, касающихся рассматриваемого вопроса, заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц и (или) их представителей.
       В целях принятия справедливого решения обсуждение вопросов повестки дня общего (пленарного) заседания Высшей квалификационной коллегии судей РФ проводится в обстановке доброжелательности. Это должно способствовать объективному анализу представленных материалов, результатов их проверки, а также высказанных в ходе обсуждения возражений и мнений членов Высшей квалификационной коллегии и приглашенных лиц.
       Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ объявляется сразу после его принятия. Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ после его объявления составляется в письменном виде. Оно должно быть мотивировано и подписано председательствующим и всеми членами Высшей квалификационной коллегии (секции) судей РФ, принимавшими участие в голосовании.
       Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ могут быть обжалованы в порядке, установленном Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным Верховным Советом РФ.
       27. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого суд или квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывает в даче согласия на производство указанных действий.
       28. Согласно ч.1 ст.175 УПК РФ, если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, следователь выносит новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявляет его обвиняемому в порядке, установленном ст.172 УПК РФ.
       Особый порядок принятия процессуальных решений в отношении отдельных категорий лиц не ограничивается стадией возбуждения уголовного дела и охватывает все досудебное производство.
       29. Поскольку в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей решение о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого принималось на основании заключения судебной коллегии и с согласия соответствующего органа, такой же порядок применяется в случае предъявления указанным лицам нового обвинения, которое может повлечь ухудшение положения обвиняемого.
       30. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи” наделяет Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, статусом неприкосновенности. Указанный статус имеет только Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с отрешением от должности (импичмента), статусом неприкосновенности не обладает.
       Согласно ст.1 указанного Закона неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, имеет место только по отношению к деяниям, совершенным им в период исполнения полномочий Президента РФ. Поэтому порядок привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, установленный в п.8 ч.1 и ч.6 комментируемой статьи, может применяться только в случаях уголовного преследования указанного лица в связи с деяниями, совершенными им в период исполнения полномочий Президента РФ. В иных случаях уголовное преследование данного лица осуществляется в общем порядке.
       Согласно п.2 ст.3 ФЗ “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи” Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Данное положение не должно толковаться как запрещающее возбуждать уголовное дело при совершении указанным лицом иных преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести или особо тяжких). В противном случае данная норма в силу ч.1, 2 ст.1 и ч.1 ст.7 УПК РФ не подлежит применению и в силу этого также не препятствует возбуждению уголовного дела.
       Несмотря на то что решение о возбуждении уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ принимает самостоятельно (без участия и согласования с иными органами), дальнейшее производство по делу невозможно без лишения указанного лица статуса неприкосновенности. Поэтому, возбудив уголовное дело в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Генеральный прокурор РФ направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности.
       Дальнейшее осуществление уголовного преследования Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, возможно только в случае получения Генеральным прокурором РФ согласия Государственной Думы на лишение указанного лица неприкосновенности и решения Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Решения Государственной Думы и Совета Федерации по указанному вопросу оформляются постановлением. Время рассмотрения Государственной Думой представления Генерального прокурора РФ не ограничено. Совет Федерации должен принять решение в трехмесячный срок со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы.
       Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, вправе участвовать в рассмотрении вопроса о лишении его неприкосновенности на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.
       31. В случае отказа Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица уголовное преследование в отношении его прекращается на основании п.6 ч.1 ст.27 УПК РФ.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:40 UTC