AZ-libr.ру

информационный портал





Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам


Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
       1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
       1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
       2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
       3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
       4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
       5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
       6) прокурора;
       7) следователя;
       8) адвоката;
       9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
       2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.


Комм. Приданов С.А.

       1. Комментируемая глава устанавливает специальные правила судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
       До введения в действие УПК РФ действовали нормы различных федеральных законов, фактически устанавливавшие особенности судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц. Такие нормы содержатся в:
       ФЗ от 17 января 1992 г. (в последующих редакциях) “О прокуратуре Российской Федерации”;
       Законе РФ от 26 июня 1992 г. (в последующих редакциях) “О статусе судей в Российской Федерации”;
       ФЗ от 8 мая 1994 г. (в ред. от 4 августа 2001 г.) “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”;
       ФЗ от 11 января 1995 г. “О Счетной палате Российской Федерации”;
       ФЗ от 28 августа 1995г. (в последующих редакциях) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;
       ФКЗ от 26 февраля 1997 г. (в последующих редакциях) “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”;
       ФЗ от 12 июня 2002 г. (в последующих редакциях) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;
       ФЗ от 6 октября 1999 г. (в последующих редакциях) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;
       ФЗ от 31 декабря 1999 г. “О выборах Президента Российской Федерации”;
       ФЗ от 12 февраля 2001 г. “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи”.
       2. В соответствии со ст.12 ФЗ от 18 декабря 2001 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” комментируемая глава вводится в действие с 1 июля 2002 г.
       3. Согласно ч.3 ст.76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Поэтому с введением в действие УПК РФ ФКЗ от 26 февраля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, касающийся особого порядка привлечения к уголовной ответственности данного лица, продолжает действовать в полном объеме.
       Что же касается указанных федеральных законов, то в силу ч.1, 2 ст.1 и ч.1 ст.7 УПК РФ положения иных федеральных законов применяются в части, не противоречащей УПК РФ. Поэтому перечень категорий отдельных лиц, установленный ч.1 комментируемой статьи, является исчерпывающим.
       Согласно п.“о” ст.71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
       4. Конституционный Суд РФ в постановлении от 10 декабря 1997 г. № 19-П по делу “О проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области” сформулировал следующую правовую позицию. Законодательство субъекта РФ не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией РФ и федеральным законом.
       Следовательно, указанный в ч.1 комментируемой статьи перечень не может быть расширен и в законодательных актах субъектов РФ, в том числе и в их конституциях (уставах). Так, например, ст.5 ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Однако уголовное преследование в отношении данного должностного лица должно осуществляться в общем порядке, поскольку он не указан в ч.1 комментируемой статьи, а законодательство субъекта РФ не может регулировать уголовно-процессуальные правоотношения.
       Таким образом, перечень отдельных категорий лиц, в отношении которых применяются установленные комментируемой главой изъятия из общего порядка судопроизводства, является исчерпывающим и может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в ч.1 комментируемой статьи.
       5. Установив в УПК РФ изъятия из общего порядка судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц, законодатель тем самым ввел новый для российского права институт. Однако законодательству ряда зарубежных стран этот институт известен достаточно давно. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе ФРГ от 1 февраля 1977 г. (в ред. от 7 апреля 1987 г.) имеются нормы, устанавливающие особенности производства допроса федерального президента, депутатов, министров и судей (§ 49, 50, 53, 53а, 54), выемки у соответствующих государственных служащих (§ 96), депутатов (п. 3 § 97), а также уголовного преследования депутатов (§ 152а).
       6. В комментируемой статье перечислены категории лиц, в отношении которых предусмотрены определенные изъятия из общего порядка судопроизводства. В содержащемся в комментируемой статье списке отсутствует Президент РФ.В соответствии с Конституцией РФ привлечь к уголовной ответственности действующего Президента РФ невозможно ни при каких обстоятельствах. Привлечение его к уголовной ответственности возможно только после отрешения от должности в порядке ст.93 Конституции РФ.
       Законодатель выделяет восемь групп лиц, в отношении которых установлен особый порядок судопроизводства.
       I. Особенности судопроизводства в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определены в ст.98 Конституции РФ. Статус указанных лиц установлен в ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ”. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в данном органе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и вышеуказанным Законом.
       Срок полномочий члена Совета Федерации определяется в соответствии с ФЗ от 5 августа 2000 г. “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.
       Согласно ст.2 указанного Закона член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
       Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
       Согласно ст.4 указанного Закона представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
       Порядок подтверждения начала, а равно прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
       Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с ФЗ от 24 июня 1999 г. (в последующих редакциях) “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” представитель народа, уполномоченный осуществлять в этом органе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
       Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Исключение составляют случаи досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, установленные в ст.4 ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.
       Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу “О проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” указал, что неприкосновенность, закрепленная в ст.98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить общественным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости.
       Вместе с тем положения ст.98 Конституции РФ являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом (ч.1 ст.19), что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.
       Согласно ст.4 ФЗ от 6 октября 1999 г. (в последующих редакциях) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.
       Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.
       Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет.
       Согласно ст.14 ФЗ от 28 августа 1995 г. (в последующих редакциях) “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
       Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (ст.15 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”).
       В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. На данных граждан действие комментируемой главы не распространяется.
       Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.16 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”).
       Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления.
       Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
       II. В соответствии с ч.3 ст.1 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно ст.4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. (в последующих редакциях) “О судебной системе Российской Федерации” в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи субъектов РФ.
       К федеральным судам относятся:
       1) Конституционный Суд РФ;
       2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
       3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
       К судам субъектов РФ относятся:
       1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
       2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
       В соответствии со ст.12 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” в связи с единством статуса судей особый порядок судопроизводства распространяется в равной степени на всех судей федеральных судов и судов субъектов РФ, независимо от занимаемой ими должности (судья, председатель суда, заместитель председателя суда).
       Согласно ст.71 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” (введена ФЗ от 21 июня 1995 г.) к осуществлению правосудия в качестве судьи (кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ) может быть привлечен судья, находящийся в отставке. Это возможно только с его согласия на срок до одного года и при наличии вакантной должности либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде либо при отсутствии судьи или приостановлении его полномочий. Нормы комментируемой главы действуют и в отношении данных лиц.
       Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. № 6-П по делу “О проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барабаша” сформулировал следующую правовую позицию. Конституция РФ (ч.1 ст.122) провозглашает неприкосновенность судьи в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы неприкосновенности и ответственности судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч.2 ст.122).
       Установленное в п.3 ст.16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей.
       Конституционный Суд РФ считает, что судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст.22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего отправления правосудия.
       Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст.10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
       Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция РФ закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые, согласно Конституции РФ (ст.91, 98), обладают неприкосновенностью.
       Необходимо отметить, что, согласно ст.15 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, за судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Поэтому положения комментируемой главы должны применяться и в отношении судей, пребывающих в отставке.
       III. Согласно ст.1 ФЗ от 11 января 1995 г. “О Счетной палате Российской Федерации” Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетен ему.
       Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
       Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации (ст.5 ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”).
       В соответствии со ст.6 ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.
       При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
       IV. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
       Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой (ст.1 ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”).
       Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
       Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
       Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (ст.10 ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”).
       В ст.5 указанного Закона предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. На данное лицо нормы комментируемой главы не распространяются.
       V. Статус Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, установлен в ФЗ “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи”. Согласно ст.3 указанного Закона Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью в отношении деяний, совершенных им в период исполнения полномочий Президента РФ.
       За деяния, совершенные вне срока исполнения полномочий Президента РФ, указанные лица несут ответственность на общих основаниях.
       Гарантии, установленные указанным Законом, не распространяются на Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий досрочно в случае отрешения его от должности.
       В соответствии со ст.39 ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и иных необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.
       Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия РФ передает в СМИ.
       Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов. Если Центральная избирательная комиссия РФ назначит повторное голосование, то зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения даты повторного голосования. При этом в случае, предусмотренном п.3 ст.73 ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата (п. 8 ст.41, ст.73 ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”).
       VI. В соответствии со ст.54 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор — это Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений отделов, действующие в пределах своей компетенции.
       VII. В соответствии с ч.1 ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Согласно ч.2 ст.151 УПК РФ следователями являются следователи прокуратуры, следователи органов федеральной службы безопасности, следователи органов внутренних дел Российской Федерации, следователи органов налоговой полиции.
       В ч.2 ст.39 УПК РФ установлено, что начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя. Поэтому нормы комментируемой главы должны применяться в отношении начальника следственного отдела (его заместителя).
       В соответствии с приложением 22 к приказу МВД России от 4 января 1999 г. № 1 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422” в органах предварительного следствия органов внутренних дел Российской Федерации предусматриваются должности помощников следователей, замещаемых лицами младшего начальствующего состава. На помощника следователя возлагается осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. При этом ему не разрешается выполнять поручения и действия процессуального характера. На указанных лиц действие норм комментируемой главы не распространяется.
       VIII. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката. В соответствии со ст.20 ФЗ от 31 мая 2002 г. “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в установленном законом порядке.
       Особый порядок уголовного судопроизводства распространяется на члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Комиссия референдума — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума (п. 21, 38 ст.2 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).
       В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
       Центральная избирательная комиссия РФ;
       избирательные комиссии субъектов РФ;
       избирательные комиссии муниципальных образований;
       окружные избирательные комиссии;
       территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
       участковые комиссии.
       Порядок формирования указанных избирательных комиссий установлен в ст.21—27 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
       7. В отличие от гл.50 и 51 УПК РФ изъятия из общего порядка судопроизводства, установленные комментируемой главой, связаны не с физическими особенностями отдельных категорий лиц, а с их социальным статусом, выражающимся в занятии ими определенных должностей или осуществлением определенной деятельности.
       Данные изъятия являются исключением из конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом. Однако специальные правила судопроизводства, установленные комментируемой главой, введены и применяются не для защиты личных интересов отдельных категорий лиц, а для защиты интересов общества и государства. Деятельность указанных в комментируемой главе лиц, как правило, связана с постоянным возникновением и разрешением различного рода социальных конфликтов. Возлагая на указанных лиц исключительно важные обязанности, государство и общество заинтересованы, чтобы они были беспристрастны. В рассматриваемом случае общественные и государственные интересы заключаются в том, чтобы оградить данных лиц от всяческих форм давления, в том числе и в виде возможности или угрозы необоснованного привлечения их к уголовной ответственности.








<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"