|
Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы
Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы
1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.
Комм. Орлова О.С.
Комм. Щерба С.П.
1. Производство судебной экспертизы в экспертном учреждении является самостоятельным видом профессиональной деятельности специалистов, обладающих необходимыми познаниями в науке, технике, искусстве и ремесле. Экспертные учреждения — это специальные самостоятельные государственные учреждения или иные подразделения (лаборатории, отделы, бюро), наделенные правом производить те или иные виды судебных экспертиз.
Производство судебной экспертизы может осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ.
2. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В тех случаях, когда производство экспертизы невозможно в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может осуществляться государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
3. Производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляется на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
4. В России действует широкая сеть государственных экспертных учреждений в системе Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства культуры РФ, Главного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, которые производят абсолютное большинство всех видов судебных экспертиз по уголовным делам.
5. В процессуально-правовом смысле проведение экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях не влечет каких-либо выгод. Однако с точки зрения профессиональной деятельности производство экспертных исследований в таких учреждениях имеет, несомненно, ряд преимуществ: они располагают современной материально-технической и экспериментальной базой; в них используются новейшие приборы и методики; в их штатах имеются высококлассные специалисты различных профилей; здесь установлены наиболее оптимальные сроки экспертных исследований, что имеет огромное значение для планирования и организации расследования по делу.
Вместе с тем государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях если указанное производство начато, оно немедленно прекращается, когда установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
6. Производство судебных экспертиз для правоохранительных органов других государств в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам осуществляется в соответствии с международными договорами (конвенциями, соглашениями) Российской Федерации.
7. Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
8. Основанием для производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении или в ином экспертном учреждении является определение суда, постановление судьи, дознавателя, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня их вынесения.
9. В случае поручения производства судебной экспертизы соответствующему экспертному учреждению следователь направляет его руководителю постановление и материалы, необходимые для исследования и дачи заключения. Одновременно он поручает руководителю этого учреждения (за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, где указанная процедура выполняется при приеме эксперта на работу) разъяснить экспертам, которые будут производить судебную экспертизу, процессуальные права и обязанности эксперта. Об этом указывается в постановлении о назначении судебной экспертизы либо в сопроводительном документе.
10. Получив постановление о назначении судебной экспертизы, руководитель учреждения: а) тщательно изучает его и поступившие материалы дела; б) решает вопрос о том, относится ли это задание к компетенции данного экспертного учреждения; в) поручает ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; г) назначает из числа экспертов ведущего (ответственного), которому дает указание выполнять организационные функции; д) разъясняет им их процессуальные права и обязанности; е) письменно предупреждает их по поручению следователя об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за заведомо ложное заключение, о чем отбирает у них подписку, которая затем вместе с заключением экспертизы направляется следователю; ж) обеспечивает контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.
11. Руководитель данного учреждения обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
12. При производстве судебной экспертизы руководитель экспертного учреждения не имеет права: а) истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы; б) самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении; в) давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе; г) разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
13. В соответствии со ст.15 ФЗ от 31 мая 2001г. “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” руководитель государственного судебно-экспертного учреждения вправе: а) возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы такого решения; б) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения; в) организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы; г) передавать часть обязанностей и прав, связанных с производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.
14. После производства необходимых исследований экспертом (экспертами)составляется заключение.
Письменное заключение подписывает эксперт и представляет его руководителю экспертного учреждения для направления органу, назначившему экспертизу.
Если руководитель обнаружит в нем неточности, погрешности или ошибки, он возвращает заключение эксперту для доработки либо составления нового текста заключения. Руководитель экспертного учреждения не наделен правом аннулировать заключение, он может лишь вернуть заключение для надлежащего оформления. Заключение эксперта (экспертов) направляется следователю или в суд (судье) через руководителя экспертного учреждения.
15. Руководитель экспертного учреждения направляет заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечивает условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов.
При этом руководитель имеет право требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с: а) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением; б) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов; в) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; г) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были упакованы ненадлежащим образом.
16. Назначение и производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения (ч.4 комментируемой статьи) может быть осуществлено в случаях, когда вместе расследования преступления и рассмотрения дела отсутствуют соответствующие экспертные учреждения либо следователь (суд) признает необходимым поручить проведение экспертных исследований конкретному лицу. В такой ситуации следователь (суд) поручает производство экспертизы лицам, которые обладают специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, но не являются экспертами по занимаемой ими должности.
По общему правилу следователь до вынесения постановления о назначении экспертизы обязан решить, какое конкретно лицо должно быть назначено в качестве эксперта, выяснить необходимые данные о его специальности, образовании, стаже работы и компетентности в той или иной отрасли знаний.
После вынесения постановления о назначении судебной экспертизы следователь (суд) вызывает по телефону или повесткой это лицо, удостоверяется по документам в его личности, выясняет данные о специальности, компетентности и стаже работы, устанавливает его отношение к расследуемому уголовному делу, а также к обвиняемому (подозреваемому), защитнику, потерпевшему и другим участникам процесса, проверяет, не имеются ли в деле предусмотренные законом основания для его отвода.
17. После выполнения указанной процедуры следователь (суд) вручает эксперту постановление о назначении судебной экспертизы и необходимые материалы, разъясняет ему процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.57УПК РФ, предупреждает его об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение по ст.307 УК РФ, а также об ответственности за разглашение данных предварительного расследования по ст.310 УК РФ, если он не был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном в законе (см. комментарий к ст.161 УПК РФ).
О выполнении всех этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении судебной экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.
18. Если эксперт возбуждает какие-либо ходатайства по делу, следователь обязан составить об этом постановление с соблюдением требований ст.120—122 УПК РФ.
Ходатайства эксперта (экспертов) о предоставлении ему возможности ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; о разрешении присутствовать при производстве допросов и других следственных действий и задавать допрашиваемым вопросы по предмету экспертизы, как имеющие значение для правильного расследования и разрешения дела, подлежат обязательному удовлетворению (см. комментарий к ст.11 и 57 УПК РФ).
|
|