|
Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.
Комм. Маркина Е.А.
1. В комментируемой статье об использовании в процессе доказывания результатов ОРД упомянуто лишь в негативной форме: “Запрещается использовать названные материалы, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом”. Согласно ст.11 ФЗ от 5 июля 1995 г. (в последующих редакциях) “Об оперативно-розыскной деятельности” “результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю и в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
2. Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам —объективная необходимость. Оно имеет важное значение в защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. Практика свидетельствует, что такие опасные преступления, как террористические акты, так называемые заказные убийства, наркобизнес и т.п. “чисто” следственным путем раскрыть зачастую не удается. Опыт государств, которые столкнулись с организованными формами преступности раньше нас, и российская практика последних лет показывают, что успех борьбы с подобными преступлениями обеспечивается только совокупным использованием как процессуальных средств, которые остаются основными и составляют содержание предварительного расследования и судебного разбирательства, так и результатов ОРД. С помощью различных ОРМ, таких, в частности, как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение в преступные группировки посредством применения при этом необходимых технических средств появляется возможность проникать в преступную среду, более или менее продолжительное время поддерживать контакты с заподозренными, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность. Таким образом может быть получена информация о составе преступной группы, ее связях, планах и т.п. И даже если не удастся предотвратить преступление, будет собрана важная оперативная информация ориентирующего характера о возможных источниках доказательств, а также некоторые надлежащим образом зафиксированные сведения, которые могут быть впоследствии в соответствии с законом введены в процесс в качестве доказательств.
3. При этом нельзя не учитывать известного риска отрицательных побочных последствий этой деятельности. Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, по своим особенностям (негласность большинства ОРМ, ограниченность прав лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся, отсутствие гарантий, имеющихся в уголовно-процессуальной сфере, и т.п.) чревата опасными нарушениями прав и свобод граждан. Поэтому нельзя допустить вытеснения, подмены результатами ОРД легальных доказательств, некритического восприятия оперативных данных и принятия на их основе процессуальных решений.
4. Исходя из приведенного выше положения ст.11 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, доказательствами в уголовном процессе следует признавать не сами по себе данные, полученные в результате ОРД (они и не упомянуты в перечне доказательств, допускаемых в уголовном процессе, — см. ч.2 ст.74 УПК),а сформированные с их помощью в установленном законом порядке процессуальные доказательства.
5. Для использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам необходимо прежде всего: а) обеспечить точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил представления этих результатов органам дознания, следователям и судам. Согласно ч.3 ст.11 названного выше Закона порядок представления результатов ОРД определяется ведомственными нормативными актами (таким актом является Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, которая согласована с Генеральным прокурором РФ, 13 мая 1998 г. утверждена совместным приказом федеральных органов, осуществляющих ОРД, и зарегистрирована Министерством юстиции РФ); б) тщательно проверять законность получения представленных оперативных данных; в) установить порядок введения этих данных в уголовный процесс путем формирования на их основе процессуальных доказательств.
6. Упомянутая Инструкция содержит важное положение, позволяющее на основе полученных оперативных данных формировать соответствующие закону процессуальные доказательства: “Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе”. Соблюдение указанных требований дает возможность сформировать (разумеется, при условии тщательной их проверки) доказательства, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достоверности.
7. При проверке законности получения представленных дознанию, следствию или суду результатов ОРД необходимо прежде всего установить: а) проведены ли ОРМ правомочным государственным органом (эти органы перечислены в ст.13 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”); б) предусмотрены ли законом ОРМ, в результате которых получена представленная информация (ст.6 Закона);в) имелись ли предусмотренные законом основания и условия для производства проведенных ОРМ (ст.7 и 8 Закона), в частности, соблюден ли установленный законом порядок получения судебного решения на проведение мероприятий, которые связаны с ограничением конституционных прав граждан.
8. Как уже упоминалось, данные, полученные в результате ОРД, сами по себе доказательствами не являются. Чтобы получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст.74 УПК, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Анализ относящихся к этому вопросу положений закона, а также изучение складывающейся практики приводят к выводу, что на основе полученных оперативным путем данных могут формироваться такие виды доказательств, как показания свидетеля (значительно реже — подозреваемого или обвиняемого), вещественные доказательства, иные документы.
9. В ходе ОРМ оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, может лично наблюдать те ли иные события, действия, оказаться очевидцем обстоятельств, имеющих значение для дела. Это происходит, например, в процессе наблюдения за поведением лиц, заподозренных в совершении преступления, при оперативном внедрении в преступные группировки и т.п. Полученные таким образом сведения могут быть введены в процесс посредством допроса лица, которому они стали известны, в качестве свидетеля, а также подозреваемого или обвиняемого, когда речь идет об участниках преступных групп, согласившихся оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД. Если в материалах, представляемых оперативными службами, полученная указанными лицами информация сообщается обезличенно, без указания источника, она не может использоваться в доказывании. Когда интересы сохранения тайны, обеспечения безопасности указанных выше лиц не позволяют назвать их, полученная ими информация вообще не должна представляться для использования в доказывании.
10. Другой вариант формирования доказательств на основе результатов ОРД заключается в том, что оперативный сотрудник или лицо, оказывающее ему содействие, при проведении ОРМ обнаруживает те или иные предметы либо документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Например, в результате обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности или транспортных средств обнаружены похищенное имущество, оружие, боеприпасы; при контроле почтовых отправлений задержано письмо, в котором участники преступной группы делятся планами предполагаемого преступления, и т.п. При обнаружении таких предметов и документов на практике возникают трудности. Согласно ч.1 ст.15 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” при проведении ОРМ изъятие предметов, материалов и сообщений допускается лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы безопасности страны. Если такой угрозы нет, законные основания для изъятия отсутствуют. На практике лица, осуществляющие ОРД, при невозможности изъятия найденных материалов фотографируют их на месте обнаружения, производят видеозапись или киносъемку. Если к моменту начала официального расследования обнаружить и изъять подлинные материалы не удается, полученное их отображение, введенное в уголовный процесс по правилам, предусмотренным УПК, может рассматриваться как производное вещественное доказательство1{БВС РСФСР. 1989. № 1. С. 9-10.}.
11. Часть 3 ст.6 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” допускает использование в ходе ОРМ информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не причиняющих вреда как жизни и здоровью людей, так и окружающей среде. Полученные в результате этого материалы, например аудиозапись телефонных переговоров, видеозаписи или фотографии, сделанные в ходе наблюдения, и т.п., после приобщения их к делу и проверки (скажем, путем производства экспертизы, которая установит, принадлежит ли голос на аудиозаписи определенному лицу и не смонтирована ли сама запись) приобретают статус доказательств.
|
|