|
Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования
Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования
1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.
2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
3. Прокурор в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.
4. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Комм. Боголюбова Т.А.
1. Обладая четко выраженным императивным характером, комментируемая статья дает исчерпывающий перечень лиц и органов, которые уполномочены государством на осуществление уголовного преследования. Никто иной, кроме прокурора, начальника следственного отдела, следователя и дознавателя, на территории Российской Федерации не может осуществлять уголовное преследование. Заметим, что в УПК РФ суд исключен из числа участников, уполномоченных на осуществление уголовного преследования, что отвечает провозглашенному новым уголовно-процессуальным законодательством принципу состязательности сторон (см. комментарий к ст.15 УПК РФ).
2. Понятию уголовного преследования корреспондирует функция обвинения, осуществление которой возлагается на прокурора, начальника следственного отдела, следователя и дознавателя. Осуществление этой функции предполагает собирание, исследование и оценку субъектами уголовного преследования доказательств, не только изобличающих, но и оправдывающих подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Такое понимание и трактовка функции обвинения отвечает основополагающим принципам уголовного процесса Российской Федерации, закрепленным в ст.11 и 14 УПК РФ (см. комментарий к этим статьям), а также положениям ст.73 УПК РФ, в которой прямо названы обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание (см. комментарий к данной статье).
3. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления и изобличению лица (лиц), виновного (виновных) в их совершении.
4. Часть 3 ст.комментируемой статьи уполномочивает прокурора на осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего, если он находится в зависимом состоянии от лица, совершившего преступление, или когда он по иным причинам не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами(см. комментарий к ст.20 УПК РФ).
5. Часть 4 ст.20 предусматривает случаи, когда осуществлению прав потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения препятствуют перечисленные в законе обстоятельства и причины. В таких ситуациях в соответствии с установленными Конституцией РФ положениями (ст.2, 45, 46) прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и без заявления потерпевшего.
6. Установленное ч.3 комментируемой статьи полномочие прокурора осуществлять уголовное преследование по данной категории дел независимо от волеизъявления потерпевшего и только при наличии обстоятельств, перечисленных в ч.4 ст.20 УПК РФ, обеспечивает надлежащую реализацию прав лица, в отношении которого было совершено преступление.
Представляется, что положения нового УПК внесли существенные новации в регламентацию этого вопроса. Ранее (см. комментарий к ст.20 УПК РФ) говорилось о существенном изменении перечня обстоятельств, позволяющих прокурору, следователю и дознавателю возбудить уголовное дело. Сейчас важно отметить, что именно прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование в таких случаях. При этом нельзя отрицать право прокурора на передачу дела следователю или дознавателю для проведения расследования по таким делам в полном объеме и в соответствии с требованиями настоящего УПК (см. комментарий к ст.37 УПК РФ).
Употребленная в ч.3 комментируемой статьи формулировка “независимо от волеизъявления потерпевшего” означает, что уголовное преследование по делам частного и частно-публичного обвинения, возбужденного в соответствии с требованиями ч.4 ст.20 УПК РФ, осуществляет прокурор.
7. В ч.4 комментируемой статьи содержится важное правило, обеспечивающее исполнение прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем полномочий по уголовному преследованию. Согласно этому положению все учреждения, предприятия, организации, должностные лица и граждане обязаны исполнять требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
8. Обязательное требование к подобного рода обращениям прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя — их соответствие пределам полномочий, установленных для каждого из них УПК РФ. Полномочия прокурора установлены ст.37 УПК РФ, следователя — ст.38 УПК РФ, органа дознания — ст.40 УПК РФ, дознавателя — ст.41 УПК РФ (см. комментарий к соответствующим статьям).
9. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, касающиеся предоставления сведений, относящихся к государственной, коммерческой тайне и другим сведениям, к которым нет свободного доступа, подлежат исполнению в порядке и пределах, установленных соответствующими законами Российской Федерации. Так, сведения, составляющие коммерческую тайну, выдаются органам предварительно следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора. Порядок предоставления сведений, относящихся к банковской тайне, определяется федеральным законодательством. Порядок доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, регулируется ст.139 ГК РФ.
10. Закон не установил форму и порядок оформления требований, поручений и запросов, что позволяет считать любую форму обращения (как письменную, таки устную) обязательной для исполнения. В то же время для некоторых поручений письменная форма обязательна (см. приложения 45 и 46 к ст.476 УПК РФ).
11. Требования и поручения, исполнение которых связано с осуществлением действий правового характера (поручение о допросе свидетеля, проживающего в другом регионе, требование о производстве ревизии и т.п.) должны оформляться письменно.
Иные запросы о предоставлении сведений, предъявленные в пределах полномочий следователя или дознавателя по расследуемым ими преступлениям, могут быть оформлены письменно, а могут быть переданы устно (например, телефонограммой).
|
|